Основные элементы системы профессиональной ориентации молодежи
Профессиональная ориентация, как уже отмечалось выше, представляет собой целостную систему, которая состоит из взаимосвязанных компонентов, соединенных общей целью и единством управления:
Профессиональная просвещение предусматривает предоставление молодежи определенной совокупности знаний об особенностях различных профессий, условия правильного выбора одной из них, воспитание позитивного отношения молодежи к различным видам профессиональной и общественной деятельности, формирование мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и психофизиологических особенностей личности. Без профессиональной просвещения невозможна эффективная подготовка молодежи к сознательному выбору профессии. Знания о профессии молодые люди получают не только в школе. Источником знаний по этому вопросу выступают СМИ, знакомые, родственники и др.. При этом сведения о содержании профессий и их значимость иногда могут быть даны очень искажено, в результате чего может формироваться неоправданное представление о престижности одних и престижность других профессий. Задача профессиональной информации, профессиональной пропаганды и профессиональной агитации заключается в том, чтобы предотвратить это и обеспечить объективный характер профориентационной работы. Профессиональная информация - система мер по накоплению и распространению сведений о содержании и перспективах современных профессий и требования, предъявляемые к лицу, которое желает их приобрести; формы и условия овладения разными специальностями, возможности профессионально-квалификационного роста, состояние и потребности рынка труда, формирование профессиональных интересов, намерений и мотивации человека. Неправильное информирование приводит к моральным потерям. Если человек получает ложную ориентацию, которая не соответствует его возможностям, но выберет в соответствии с этим профессию, она никогда не будет делать свое дело так, как положено.
Профессиональная пропаганда. В связи с разнообразием профессий очень трудно рекомендовать какие-либо конкретные профессии и вряд ли это целесообразно. Можно отметить лишь некоторые направления профессиональной пропаганды - формирование любви к любому виду деятельности, ознакомление сначала с простыми профессиям, а затем и с более сложными в зависимости от возраста и знаний молодого человека, с учетом потребностей общества и страны в целом. Важно также, чтобы пропаганда была глубокой по содержанию, обладала силой эмоционального воздействия, поднимала престиж непопулярных в глазах молодежи профессий (сферы обслуживания, коммунального хозяйства, легкой и пищевой промышленности, некоторых сельскохозяйственных специальностей)[7].
Профессиональная консультация - научно организованная система взаимодействия профконсультанта и лица, нуждающегося в помощи, на основе изучения индивидуально-психологических характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния здоровья человека и с учетом потребностей рынка труда. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной специальности. Профессиональная консультация в школе осуществляется в тесной связи с профессиональной психодиагностики (то есть, изучением личности с целью профконсультации) и профессиональным подбором (т.е. рекомендации молодому человеку профессии или сферы деятельности, которая наиболее подходит). Различают следующие виды консультаций:
- справочные, в ходе которых выясняются пути трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности овладения различными профессиями, сроки подготовки, система оплаты труда, перспективы профессионального роста;
- диагностические, направленные на изучение интересов, склонностей, способностей личности с целью выявления их соответствия выбранной или близкой к ней профессии;
- психолого-педагогические, которые близки к диагностическим:
- формирующие, целью которых является осуществление руководства, коррекции выбора профессии молодым человеком, они рассчитаны на длительное время, предусматривают систематическую регистрацию изменений личности конкретного молодого человека по отношению к профессиональному самоопределению;
- медицинские, имеющих целью выявления состояния здоровья человека, его психофизиологических особенностей по отношению к избранной профессии, если необходимо, переориентацию в другую, или близкую к выбранной сфере деятельности, которой будут больше соответствовать психофизиологические данные человека.
В профессиональной консультации можно выделить 3 этапа ее проведения (за К.К.Платоновим):
1) подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному и правильному выбору профессии, она осуществляется в течение всего периода школьного обучения. На этом этапе профконсультация носит развивающий характер, поскольку направлена на развитие способностей и положительных качеств личности. Если у молодого человека уже сформировались интересы, соответствующие его способностям, то задача профконсультанта заключается в том, чтобы направлять его деятельность.
2) заключительная профконсультация носит рекомендующий характер. Ее задача - оказание помощи в выборе профессии в соответствии с наклонностями и психофизиологическими способностями ученика, предоставления информации о содержании и характере определенного рода деятельности, возможности получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. В старших классах эту консультацию проводят соответствующие специалисты-профконсультанты вместе с учителями;
3) уточняющая (формирующая) профконсультация часто выходит за пределы школы и проводится в профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т. п. Ее задача - помочь молодому человеку в профессиональном выборе.
Профессиональная консультация должна носить активный характер и выполнять следующие задачи:
1) всестороннее изучение личности школьника (интересов, склонностей, способностей, психофизиологических качеств, состояния здоровья);
2) сопоставление уровня практической и психологической подготовленности человека к требованиям профессии и общий выбор наиболее подходящей;
3) рекомендации молодому человеку путей компенсации недостающих профессионально важных качеств личности, необходимых для успешного овладения будущей профессией;
4) стимулирование самовоспитания и самооценки молодого человека путем систематического контроля ее деятельности по достижению поставленной цели [18].
Профессиональный подбор - система профдиагностического обследования лица, направленная на определение конкретных профессий, наиболее подходящих для овладения ими конкретным человеком. Профессиональный подбор носит организующий характер, его целью является выявить и оценить индивидуальные особенности человека, которые и определяют его пригодность к одной или нескольким профессиям.
Профессиональный отбор - система профдиагностического обследования, направленного на определение степени пригодности человека к отдельным видам профессиональной деятельности в соответствии с нормативными требованиями. При этом, если у претендента на данный вид профессии выясняется отсутствие хотя бы одной профессионально важного качества, ему отказывают в трудоустройстве. Таким образом, профессиональный отбор носит констатирующий характер и предусматривает решение вопроса о пригодности или непригодности к профессии того или иного лица в форме "годен" - "непригодный" Но это не значит, что профотбор следует рассматривать как негуманный акт, ограничивающий социальную свободу личности. Напротив, истинный гуманизм в том, чтобы уберечь молодого человека от нежелательных, возможно, серьезных последствий стихийного отбора. При осуществлении профотбора отдается предпочтение тем претендентам, которые имеют более высокий уровень профессионально важных качеств, свойств и благоприятные перспективы их развития. Профессиональный отбор, как правило, осуществляется вне школы в специальных лабораториях и преимущественно по профессиям, которые связаны с условиями труда максимальной сложности.
Следует различать профотбор и профподбор. При проведении профотбора подбирают наиболее подходящую данной профессии личность, то есть идут от профессии к личности, а при профпидбори подбирают соответствующую данной личности профессии, то есть идут от личности к профессии. Профотбор и профподбор следует проводить с помощью психологов, физиологов, медиков [18].
Профессиональная диагностика. Ее целью является изучение личности молодого человека с целью профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональные намерения, профессиональную направленность, черты характера, темперамент, состояние здоровья. В школе существуют лишь отдельные элементы предварительной диагностики с целью профконсультации, и в этом случае профдиагностика является составной профконсультации. При проведении профессиональной диагностики необходимо придерживаться следующих принципов:
1) комплексность диагностики;
2) личностный подход, предусматривающий всестороннее изучение личности как целостной системы, которая имеет определенную структуру;
3) динамичность, заключается в изучении способностей личности;
4) активность, которая предусматривает формирующее влияние на личность [6].
Профессиональная адаптация - комплексная система мер, призванная содействовать процессу приспособления человека к психологическим и организационно-технических особенностей профессиональной деятельности на производстве, нового социального окружения, условий труда, успешному профессиональному становлению работника. Успешность профессиональной адаптации - один из главных критериев правильного выбора профессии, оценка эффективности всей профориентационной работы. Успешная профессиональная адаптация характеризуется сохранением и дальнейшим развитием склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадением общественной и личностной мотивации труда. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социально-психологической. Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого человека к правилам поведения, которые существуют в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит знакомство с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководством и подчиненными, с критериями оценки деятельности работника и др.. В процессе приспособления к коллективу можно выделить три стадии:
- ознакомление с новой ситуацией;
- стадия приспособления;
- молодой человек переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила нового распорядка), но сохраняет как равноценные много своих предварительных установок, стадия ассимиляции - полное приспособление к коллективу, усвоение его установок [16].
Профессиональная активизация (развитие интересов и способностей личности в различных видах профессиональной деятельности) состоит из таких важных элементов, как воспитание и формирование профессиональных интересов, воспитание уважения к данной профессии, любви к труду, психологической готовности. Однако для эффективности данной деятельности особое внимание следует обращать на индивидуальную работу с молодым человеком: необходимо каждому найти определенное занятие, которое максимально соответствует его личностным качествам и возможностям.
Профессиональное воспитание молодежи является одним из главных компонентов системы профориентации. Под профессиональным воспитанием понимается воспитание у молодежи профессионально важных качеств личности. При этом профессиональные интересы должны перерастать в соответствующие направления, наклонности, идеалы и призвание. Профессиональное воспитание должно стать неотъемлемой частью учебного процесса и начинаться уже в младших классах [18].