Программа подготовки специалистов к сопровождению замещающих родителей
(Захарова Ж.А. Подготовки специалистов к сопровождению замещающих родителей /Под ред. В.М. Басовой. – Кострома: Авантитул, 2008. – 36 с.)
Пояснительная записка
Социальное сиротство - сложное социальное явление, ставшее чрезвычайно актуальным в наши дни в период глобального и резкого социального сдвига в российском обществе.
В настоящее время из 800 тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, 95% - это оказавшиеся без попечения при живых родителях.
Многочисленные исследования по вопросам семьеведения свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом для него не создавались. В частности, доказано, что нормально ребенок может развиваться только в условиях семьи, и ни какой другой социальный институт не в силах ее заменить.
По этой причине, сиротство становится одной из тех проблем, которые крайне волнуют российское общество и государство. В таком случае их главной заботой будет осуществление права ребенка на воспитание в семье. Поэтому, не случайно, государство сегодня прилагает усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если же это оказывается невозможным, предпочтение отдается поискам для него замещающей семьи.
Признавая важность значения и роли замещающей семьи в становлении приемного ребенка, необходимо учитывать проблемы и сложности, с которыми сталкиваются дети на разных возрастных этапах, оказавшись в новых условиях: наличие опыта и продолжительности проживания в биологической семье; срок пребывания в государственном учреждении; возраст ребенка при помещении его в новую семью; вид замещающей семьи, в которой находится ребенок; наличие биологических детей в замещающей семье и соотношение их с возрастом с возрастом приемного ребенка; уровень его подготовленности и замещающих родителей к выполнению новой роли; выбора используемых форм и методов воспитания детей в семье.
Все это требует создания служб сопровождения замещающих семей, где специалисты различных сфер (социальные педагоги, психологи, психотерапевты, медики, юристы и.п.) будут оказывать помощь и поддержку, как взрослым, так и детям на всем протяжении становления и развития семьи и ребенка в ней.
Наш многолетний опыт показал, что подготовка специалистов к работе с семьями данной категории, должно сочетать лекционные и практические занятия.
Программа курса «» может быть использована как для специалистов, ранее не подготовленных к работе с замещающей семьей, так и имеющим опыт сопровождения детей и взрослых данной категории.
Цель курса «»: передача специалистам знания, формирование умения и навыки сопроводительной деятельности, эффективного взаимодействия с детьми-сиротами, которые необходимы профессионалу, осуществляющему сопровождение и замещающим родителям-воспитателям.
Задачи курса:
1) приобрести знания, умения, навыки деятельности службы сопровождения замещающих семей;
2) сформировать у слушателей представления о специфики воспитания детей в условиях замещающей семьи;
3) освоить методику и технологию социально-педагогического патронажа семей данной категории;
В основе организации учебного процесса по дисциплине лежат следующие принципы:
1) принцип взаимосвязи теории и практики;
2) вариативности (выбор слушателями индивидуальных и групповых) самостоятельных заданий и сообщений;
3) комплексности;
4) интеграции;
5) вариативности (выбор слушателями индивидуальных и групповых) самостоятельных заданий и сообщений.
Содержание программы курса подразделяется на 3 взаимосвязанных элемента: первый предусматривает рассмотрение исторических аспектов становления замещающих семей в России и за рубежом; второй – методики организации и реализации сопроводительной деятельности специалистами замещающих семей и приемных детей; третий – технологии социально-педагогического патронажа приемных родителей-воспитателей и воспитанников замещающих семей
На практических занятиях возможно посещение служб сопровождения детских домов и приютов, где имеется опыт подготовки ребенка и потенциальных замещающих родителей к выполнению новой роли, создание совместных проектов, участие в семинарах для замещающих родителей и специалистов, осуществляющих сопровождение семей данной категории, проведение консультаций членов замещающих семей.
Слушатель должен знать:
1) исторические аспекты становления и развития приемной семьи;
2) подходы к жизнеустройству детей-сирот в России и за рубежом;
3) специфику деятельности междисциплинарных специалистов служб сопровождения семей и детей данной категории;
4) направления, формы, методы, средства воспитания приемных детей в условиях замещающей семьи;
5) методику и технологию коррекционно-реабилитационной работы с депривированных ребенком-сиротой;
6) нормативно-правовые основы функционирования замещающей семьи и службы сопровождения;
7) виды замещающих семей, их отличия
Слушатель должен уметь:
1) применять полученные знания на практике;
2) планировать свою деятельность с учетом запросов и потребностей, как взрослых, так и несовершеннолетних членов замещающей семьи;
3) владеть психолого-педагогичесими диагностическими методиками в ходе подготовки детей и взрослых к выполнению новых ролей, мониторинговой деятельности и т.п.;
4) проводить семинарские и тренинговые занятия и упражнения в ходе сопровождения замещающих родителей-воспитателей, воспитанников замещающих семей и детского дома.
5) осуществлять консультативную помощь по вопросам воспитания приемных детей.
Тематический план
№ п/п | Наименование тем | Лекции | Практич | Самостоят работа |
Теоретические аспекты …. | ||||
1. | Семья как социальный институт воспитания | |||
2. | Тенденция развития сиротства в России | |||
3. | Формирование российской государственной системы помощи и поддержки детям | |||
4. | Зарубежный и отечественный опыт воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||
Методика сопровождения замещающей семьи | ||||
5. | Организация деятельности служб сопровождения замещающих семей. | |||
6. | Особенности социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи | |||
Методика профилактики истощения психолого-педагогических ресурсов у замещающих родителей | ||||
Методика диагностики развития ребенка с депривационными нарушениями. | ||||
Методы формирования привязанности премного ребенка и замещающих родителей. | ||||
Технология работы с замещающей семьей | ||||
Технология подбора и подготовки замещающей семьи | ||||
Технология социально-педагогического патронажа замещающей семьи | ||||
Технология социально-педагогического сопровождения ребенка, воспитывающегося в условиях замещающей семьи | ||||
Технология реабилитации детей с депривационными нарушениями в развитии. | ||||
Технология коррекционной работы ребенка с особыми нуждами, воспитывающегося в условиях замещающей семьи |
Содержание курса «»