Физического воспитания в обществе
Ж.К.ХОЛОДОВ, В.С.КУЗНЕЦОВ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА
Рекомендовано
Министерством Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений физической культуры
2-е издание, исправленное и дополненное
УДК 7А(075.8)
ББК 74.200.55я73
Х73
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики физического воспитания МГПУ О. П. Юшков:
доктор педагогических паук, профессор Российской государственной академии физической культуры, заслуженный деятель науки, мастер спорта В. П. Филин
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.
Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательский центр «Академия»,
2003. - 480 с. ISBN 5-7695-0853-1
В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, дается характеристика упражнении, рекомендуемых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека. Предлагаемые методики базируются на научной основе, насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической культуры в жизни разных групп людей.
Книга может быть полезна также студентам средних специальных учебных заведений физической культуры, преподавателям вузов и учителям физкультуры.
УДК 7А(075.8)
ББК 74.200.55я73
ISBN 5-7695-0853-1 © Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2001
© Издательский центр «Академия», 2001
От авторов
Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания и спорта» для студентов высших физкультурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.
Книга состоит их трех частей. В первой изложены вопросы теории и методики физического воспитания. Раскрываются его сущность, основные термины и понятия, которыми должен свободно владеть профессионально грамотный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики обучения двигательным действиям, развития физических качеств. Показаны особенности физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи, взрослого контингента населения.
Вторая часть пособия посвящена теории и методике спорта: дана общая характеристика спорта и спортивной подготовки; рассмотрены основы спортивной тренировки, построения процесса спортивной подготовки, технология планирования в спорте и т.п.
В третьей части раскрывается методика оздоровительной физической культуры в аспекте использования ее разнообразных форм, средств и методов применительно к различным контингентам населения.
При подготовке учебного пособия использованы разные источники, прежде всего учебники по данной дисциплине, а также научные труды ведущих отечественных теоретиков, научных работников и опытных преподавателей А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Филина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М.Богена, В. И.Ляха, А.М.Максименко и др.
Цель данного учебного пособия – дать студентам глубокие теоретические основы физического воспитания и спорта, а также научить их практически реализовать его основные положения в различных образовательных учреждениях и спортивных организациях – по месту будущей профессиональной деятельности выпускников высших физкультурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.
Часть I
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Глава 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И
МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Сущность и причины возникновения
физического воспитания в обществе
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей – силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явленияупражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изображение животного. Как только трудовые действия начали применяться вне реальных трудовых процессов, они превратились в физические упражнения. Превращение трудовых действий в физические упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физического совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.
Таким образом, осознание человечеством явления упражняемости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.
Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи военным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей истории они оставались достоянием немногих представителей привилегированных классов или ограничивались рамками военного обучения.