Организация и проведение профориентационной работы социальным педагогом

Профориенталогия – научная дисциплина, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Предмет – факты, механизмы, закономерности профессионального становления личности.

Цель профориентологии – оказание субъектам профессионального становления пед-ой и психологической помощи при выборе профильного обучения, путей получения профессионального образования, профессий, а также актуализации профессионально-психологического потенциала личности.

Задачи – 1) формирование профессионоведческой компетентности; ознакомление с миром профессий; классификацией и социально-психологической характеристикой профессий; типовыми сценариями профессиональной биографии;

2) развитие профессионоведческой компетентности, развитие коммуникативных и презентационных умений; умение по трудоустройству и самомаркетингу; способности в области проектирования своего карьерного роста;

3) обеспечение психологически компетентного сопровождения, профессиональной жизни человека с начала и до окончания профессиональной биографии.

Категории профориентологии: профессионализация, профессиональное самоопределение, профессиография, профессиональная ориентация.

Профессионализация – процесс профессионального становления личности.

Этапы профессионализации: Iэтап 1.1.зарождение профориентации (0-12лет);

1.2.оптация: профессиональное намерение →желание→выбор профессии(проф.самоопределение); оптант- выбирающий профессию.

1.3. профессиональное обучение; 1.4. профессиональная адаптация(физ-ая, психическая, эмоц-ая)

1.5. первичная профессионализация (3-5лет); 1.6. II уровень профессионализации (после 5лет);

1.7. профессиональное мастерство.

II этап Профессиональное самоопределение – характеризует избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии. Заключается в поиске проф. сферы, которая наиболее соответствует индивидуальным и социальным качествам личности

III этап Профессиографирование – процесс разработки профессиограммы (описательно-технологическая характеристика профессии, выполненная по определённой схеме для решения определённых задач).

IV этап Профессиональная ориентация – комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. П.О. включает – профессиональную информацию, проф агитацию, проф просвещение, проф диагностика, проф консультирование.

Типология проблем в выборе профессии: 1) знание о мире профессии (недостаточные, смутные); 2) профессиональная направленность личности (не выявлены); 3) личностные качества (интеллект-ые, психолог-ие, физиолог-ие – не учитываются); 4) помощь профориентолога в выборе профессии – отсутствует; 5)родители с низким уровнем обученности педагогике и психологии, с авторитарным стилем воспитания.

Классификация профессий по Дж.Голланду:выделяет 6 профессиональных типов людей, которые соответствуют 6 типам профессиональной среды.

  1. Реалистический – Практический
  2. Интеллектуальный – Исследовательский
  3. Артистический –
  4. Социальный –
  5. Предприимчивый – Предпринимательский
  6. Конвенциональный – Упорядоченный.

Классификация профессий по Е.А.Климову:

IКлассифицируетпрофессии по предмету или объекту труда на 5 групп:

1) Человек – человек. Предмет труда – люди, группы, коллективы. Область (виды деятельности) – мед обслуживание-врач; воспитание/обучение-учитель; бытовое обслуживание-продавец; информационное обслуживание-библиотекарь; защита общества и государства-участковый. Умение общаться с людьми в течение всего рабочего дня, устанавливать контакты с людьми.

2) Человек – техника: ---создание, монтаж, оборона, техническое устройство – монтажники, конструкторы, инженеры конструкторы; ---эксплуатация технических средств – крановщик, токарь, швеи, вязальщицы, оператор; ---ремонт технических устройств – автомеханик, слесарь. Наличие технического мышления

3) Человек – природа: 1.область деятельности: изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни растений и животных – микробиологи, гидробиологи, селекционеры. 2.Уход за растениями и животными – садоводы, птицеводы, фермеры, ветеринары. 3.Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями болезней – врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар, зоопсихолог. Готовность к работе в трудных природных условиях, наличие оперативного мышления.

4) Человек – знаковая система:1.тексты на родном и иностранных языках – корректор, делопроизводитель, переводчик; 2.Цифры, формулы, таблицы – программист, экономист. 3.Чертежи, карты, схемы – чертёжник, закройщик. 4. Звуковые сигналы – радист, телефонист. Необходима усидчивость, терпение, устойчивое внимание

5)Человек – художественный образ: 1. Создание, проектирование, моделирование художественных произведений – художники, скульпторы, журналисты, писатели. 2. Воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре – ювелир, рестовратор. 3. Воспроизведение, копирование, размножение худ. Произведений в массовом производстве – живописцы. Наглядно-образное мышление, воображение, креативность.

II По целям труда: 1.гностическая, 2.преобразующая, 3.изыскательная

IIIПо основным средствам труда: 1.ручного труда, 2.машинно-ручного труда, 3. примение автоматиз. и автомат. Систематизации.

IVУсловия труда: =близкие к бытовым, =работа в необычных условиях.

Профориентациооные методы (Н.С.Пряжников):

1) информационно-справочные, 2) просветительские

- профессиограммы (краткие описания профессий); -компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»; -профессиональная реклама и агитация; -дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях; -выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий); -лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью; -учебные фильмы и видеофильмы; -выставки вооружений и военной техники.

3) профессиональной диагностики

изучение и оценка потенциальных профессиональных возможностей человека для установления степени соответствия нанимающегося работника возлагаемым на него трудовым функциям. Цель профессиональной диагностики состоит в обеспечении наиболее полного соответствия работника требованиям конкретного рабочего места. Профессионально важные качества работника изучаются с помощью анкетного, аппаратурного и тестового методов.

4) морально-эмоциональной поддержки при выборе профессии - это система социально-психологических способов и методов, способствующих снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя, социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры: •тренинги общения (позволяют освоить некоторые коммуникативные навыки поведения); •оказание помощи в конкретном выборе, принятии, построение «цепочки» основных ходов (обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяют наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы); •построение системы различных вариантов действий в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей», ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов профессий,

5) методы оказания помощи в профессиональном самоопределении

Типы профконсультаций

Ранняя, детская консультация. Консультация на этом этапе адресована скорее родителям и воспита­телям, чем детям. Она связана с формиро­ванием положительного отношения к тру­ду, с выбором кружка или спецшколы,

Профориентация и профконсультация учащихся средних классов. жизненных целей. Важно обеспечить информационной основой для самоопределения. Начинать нужно с профессий которые особенно интересны детям этого возраста. Постепенно расширяя их кругозор, надо закладывать умение системно ориентироваться в мире профессионального труда. Работа должна носить диагностико-корректирующий характер.

Профконсультация учителей. Важно наладить сотрудничество с учителями - особенно с классными руководителями и учителями труда. Часть профориентационной помощи ученику должна исходить от них, и эти их функции необходимо правильно распределить.

Наши рекомендации