Педагогические инновации и организация их реализации

Семинар.

Тема: Управление функционированием и развитием образовательных систем

Ответ. Управление развитием образовательной системы, как инновационный процесс. Для чего нужны нововведения

Педагогические инновации и организация их реализации

Слово инновация (от лат. in — в и novus — новое) в переводе озна­чает «обновление, новинка, изменение». Инновация — это содержа­ние и организация нового, тогда как нововведение — это только орга­низации нового. Под новшеством понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии организации и содержания нового, тогда как инновационный процесс отражает в себе форми­рование и развитие содержания и организации нового.

Как известно, любая школа проходит три этапа обновления: становление (при создании новой школы и нового коллектива); функционирование (учебно-воспитательный процесс организо­ван на основе традиционных стабильных программ, педагоги­ческих технологий, учебников); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспита­ния приходят в противоречие с новыми целями, условиями школы, потребностями личности ученика иобщества).

Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, зна­чительна отличается от тех школ, целью которых является ста­бильное традиционное поддержание раз инавсегда заведенного порядка функционирования. Эти признаки отличия накладыва­ют определенный отпечаток на целостную систему школьного управления. Педагогические технологии, дающие положитель­ные результаты при обычном режиме работы учебного заведения, не позволяют достичь новых желаемых целей при работе в инно­вационном режиме.

Объектом управления в школе является учебно-воспитатель­ный процесс. В развивающейся школе предметом управления становятся его цели, содержание, методы и формы.

В современный период развития отечественной школы инно­вационные изыскания идут по следующим направлениям: фор­мирование нового содержания образования; разработка и реа­лизация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей и подростков; создание новых видов учебных заведений (гимназия, лицей, колледж и др.).

Объектом практически любого инновационного процесса ста­новятся дети. Задача исследователей и руководителей школ свести отклонения от прогнозируемого результата до мини­мума. Поэтому каждый инновационный процесс в школе под­лежит управлению.

Инновации, новшества и нововведения в цикле своего раз­вития имеют определенные жизненные стадии: зарождение идеи, целеполагание, разработка идеи нового, реализация но­вого, распространение и рутинизация (отмирание). Жизнен­ные стадии инноваций тесно связаны со стадиями развития коллектива, осваивающего новое.

В условиях инновационного режима идет активный про­цесс личностного самоопределения как учащихся, так и пе­дагогов.Это отражается на характере взаимоотношений людей. Коллектив, вступающий в инновационный процесс, проходит, как правило, несколько стадий своего развития: робость — кли­кушество — стабилизация — сотрудничество — зрелый коллек­тив. Последние две стадии — стадии высокого осознания кол­лективом инновационного процесса. Они характеризуются про­хождением каждой личностью всех этапов рефлексии. Разви­тие коллектива от стадии робости к стадии зрелого коллектива зависит от скорости смены инновационных циклов.

Первая задача руководителя при управлении инновацион­ным процессом — определение отношения к инновации, сбор альтернативных мнений о ней. Процесс рождения и освоения новшеств всегда характеризуется наличием непростой систе­мы отношений к нему.

По выборочным статистическим данным, на стадиях зарож­дения идеи нового и целеполагания члены коллектива школы по степени мотивации к инновации разделяются примерно следующим образом: I группа — лидеры (1—3%); II группа — позитивисты (50—60%); IIIгруппа — нейтралы (30% ); IV группа — негативисты (10—20%).

Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение нов­шества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. Практика показывает, что позитивные результаты меняют от­ношение людей к новшеству. Кроме того, установка на нововведение зависит от индивидуальных особенностей личности: типа нервной деятельности, степени рефлексии, тревожности, креативности, компетентности, самооценки и др.

Задача управляющего процессом — перевести людей из III и IV групп в зону повышенной мотивации. Поэтому гласность и инструктаж при нововведении занимаютведущее место, что­бы не было никакой недоговоренности, чтобы каждый человек понимал свою миссию.А если человек осознает свою миссию, начинаются самоопределение, самовыражение, самореализа­ция, изменяется его стереотип, происходит саморазвитие.

Управленческое консультирование выступает как главенству­ющее. Оно несет в себе целеполагание, анализ, планомерные шаги, педагогические технологии, организацию нового, экспертный контроль, т. е. все элементы управления. При этом следует доби­ваться, чтобы самоконтроль и самокоррекция занимали больше места, чем регулирование со стороны. Управляя инновационным процессом, можно управлять развитием коллектива.

Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок иупущений еще на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы инновационного апробирования. Эту программу составляет экс­периментатор. Ее необходимо подвергнуть экспертному анализу. В рецензии на нововведения должны быть освещены как мини­мум следующие позиции: целостность содержания программы; структурные взаимосвязи ее частей или блоков, их последователь­ность, логичность, конструктивность; ошибки, недостатки, недо­четы; обоснованные предложения и дополнения к программе; экспертное заключение (рекомендуется к реализации или необ­ходима доработка по отмеченным замечаниям).

После того как определена программа инновационной деятельнос­ти школы и спрогнозированы ключевые результаты, руководи­тели школы совместно с инициативной группой приступают к раз­работке комплексно-целевой программы, которая состоит из эта­пов организации и реализации инновации (см. табл. 10 и 11).

Цели и задачи программной деятельности коллектива стро­ятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в шко­ле, с одной стороны, и из прогнозов ее развития — с другой.

Отобранные цели и задачи в комплексно-целевой программе должны быть согласованы во всех звеньях, одобрены большин­ством коллектива, реалистичны, адаптированы к новым усло­виям, должны повышать уровень мотивации истимулирова­ния, обеспечивать контроль.

Наши рекомендации