Первая педагогическая практика.(4 курс)
Основной целью первой педагогической практики является формирование у студентов психологической и функциональной готовности к будущей профессионально-педагогической деятельности через поэтапное практическое освоение ее содержания и функций, освоение основных базовых элементов учебно-воспитательной деятельности.
В задачи практики входят:
• адаптация студентов к условиям будущей профессионально-педагогической деятельности;
• развитие интереса к профессии и формирование педагогического самосознания;
• закрепление, углубление и развитие знаний и умений, полученных по специальным, психолого-педагогическим и другим дисциплинам, формирование умения системного их применения;
• практическое освоение дидактико-методических, организаторских, воспитательных, производственно-технологических функций профессионально-педагогической деятельности;
• формирование педагогического мышления и умений педагогической рефлексии; овладение методом анализа и самоанализа педагогической деятельности;
• формирование умений психологического диагностирования учащихся.
• развитие творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;
• поиск и становление индивидуального стиля педагогической деятельности.
Первая педагогическая практика предполагает овладение студентами основными элементами учебно-воспитательного процесса.
Учебно-методическая работа студента посвящена освоению и апробации различных технологий проведения уроков теоретического и производственного обучения как основных, базовых элементов учебного процесса.
Воспитательная работа студента направлена на овладение отдельными методами воспитательного воздействия и на формирование умений по организации внеклассных, досуговых мероприятий.
Психологический раздел практики предусматривает изучение учащихся учебного заведения системы начального профессионального образования (НПО) с помощью методов психологической диагностики.
Содержание первой педагогической практики
Изучение системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения
Изучение системы работы образовательного учреждения может, проводится по следующим направлениям:
• беседы с директором образовательного учреждения, его заместителями, методистами, учителями.
• изучение документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения: устава, учебного плана, плана работы образовательного учреждения, планов методических объединений (кафедр), действующих инструкций и положений;
• изучение учебно-материальной базы, оборудования учебных мастерских и лабораторий;
• изучение педагогического коллектива и коллектива учащихся.
Посещение и анализ уроков теоретического и производственного обучения
Анализ уроков проводится для решения следующих задач:
• повторение и осмысление теоретических знаний, полученных на занятиях по психологии, педагогике и методике профессионального обучения;
• определение правильности постановки целей урока;
• определение типа, структуры урока, содержание методов обучения в зависимости от целей урока и контингента учащихся;
• определение системы работы учителей по управлению познавательной деятельности учащихся, использованию методов развивающего обучения;
• определение системы контроля и оценки знаний и умений учащихся.
К посещению и анализу уроков практикант должен готовится, для чего необходимо предварительно определить цель посещения и анализа урока, определить место урока в системе уроков, его тип, изучить контингент учащихся, изучить цели урока, поставленные педагогом или мастером, ознакомиться с планом урока. В ходе анализа урока фиксируется деятельность учителя, учащихся, используемые методы и приемы обучения на различных этапах урока, анализируется целесообразность использования этих методов в зависимости от поставленных целей, определяется положительные и отрицательные стороны урока.
За время педагогической практики рекомендуется посетить не менее 10-тиуроков теоретического и производственного обучения.
Общая схема анализа
Дата посещений. Ф.И.О. преподавателей и (мастеров). Тема урока, № группы. Профессия или специальность, по которой обучаются учащиеся.
• Методика урока.
Показать типичное и нестандартное, новое, единичное, характерное в технологии уроков, проводимых разными преподавателями, мастерами производственного обучения по вопросам:
• постановка и уровень достижения целей урока;
• методика отбора структурирования, логического построения содержания учебного материала;
• отбор и содержание объектов труда (только для производственного обучения);
• методика актуализации знаний учащихся;
• методика изложения, закрепления нового материала;
• методика контроля и оценки знаний и умений учащихся;
• используемые дидактические средства и наглядные пособия;
• методика реализации индивидуального подхода, самостоятельной поисково-творческой деятельности учащихся;
• отношение учащихся к уроку, их активность и интерес;
• идеи, целенаправленно реализуемые преподавателем (мастером);
• выводы.