Задачи и средства адаптивного физического воспитания
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(ФИЛИАЛ) УралГУФК
Факультет спорта и адаптивной физической культуры
Кафедра Физиологии и спортивной медицины
ЛЕКЦИИ
По дисциплине «Адаптивное физическое воспитание»
Уфа, 2015
Лекция 1
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
Распределение детей, занимающихся адаптивным физическим воспитанием, на медицинские группы осуществляется с учетом состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Лиц, не имеющих жалоб на состояние здоровья, не отстающих от сверстников в физическом развитии и по показателям физической подготовленности, врачи относят к основной медицинскойгруппе. Эти лица занимаются физическим воспитанием по программам в объеме, соответствующем их возрасту и полу.
Лица, имеющие недостаточную физическую подготовку, отстающие от сверстников по некоторым показателям физического развития и функционального состояния, имеющие врожденные особенности, недочеты в физическом воспитании в раннем детском возрасте, травмы, перенесенные заболевания, практически здоровые, относятся к подготовительной медицинской группе.
Они занимаются по той же типовой программе физического воспитания, что и учащиеся основной медицинской группы, но осваивают ее в более длительные сроки.
С учетом улучшения в результате систематических занятий функционального состояния и показателей физической подготовленности эти лица со временем переводятся в основную медицинскую группу.
В специальную медицинскую группу, на основании инструкции об организации врачебного контроля физического воспитания, направляются лица, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которым необходимо ограничить физические нагрузки.
Значительная часть их имеет слабое физическое развитие, низкий уровень физической подготовленности из-за длительно текущего хронического заболевания.
Трудности организации учебного процесса по физическому воспитанию в учебном отделении, где занимаются лица, отнесенные к специальной медицинской группе, в первую очередь связаны с тем, что, контингент, здесь бывает разнородным.
При распределении по группам, значение, имеют состояние здоровья, диагноз, форма и стадия заболевания, но и физическое развитие, функциональное состояние и физическая подготовленность детей.
Лекция 2.
Задачи и средства адаптивного физического воспитания
К общим задачам адаптивного физического воспитания относятся:
- воспитание гармонически развитого ребенка;
- укрепление здоровья;
- воспитание волевых качеств;
- обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам;
- развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости.
К специальным (коррекционным) задачам относятся:
- охрана и укрепление остаточного здоровья; укрепление и развития мышечной системы;
- коррекция недостатков физического развития, обусловленных нарушением здоровья;
- активизация функций сердечно-сосудистой системы;
- улучшение и укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие межпредметных знаний;
- развитие коммуникативной и познавательной деятельности.
Средства адаптивного физического воспитания
В современной практике адаптивного физического воспитания для решения как основных, так и специальных (коррекционных) его задач имеется богатый арсенал физических упражнений.
1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки.
2. Общеразвивающие упражнения:
- без предметов;
с предметами (гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи) разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.);
— на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, бревно, кольца, перекладина, ребристая доска, тренажеры — механотерапия и т.д.).
3. Упражнения на формирование навыка правильной осанки.
4. Упражнения для укрепления сводов стопы.
5. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (укрепления мышц спины, живота, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей).
6. Упражнения на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
7. Упражнения на развитие равновесия, координационных способностей (согласованность движений рук и ног, тренировка вестибулярного аппарата и пр.). Для совершенствования координации движений используются необычные или сложные комбинации различных движений, упражнения на тренажерах.
8. Упражнения на развитие точности движений и дифференцировки усилий.
9. Лазанье и перелезание (преодоление различных препятствий).
10. Упражнения на расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер.
11. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
12. Плавание.
13. Лыжная подготовка.
14. Спортивные игры.
К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, соблюдение режима дня, зрительной нагрузки и т.д.); естественные силы природы.
К гигиеническим факторам относятся все мероприятия, касающиеся сохранения здоровья школьников.