Принципы составления тестов

1. Обратимость – обмен местами вопроса и ответа, позволяет составить 2 и более варианта аналогичных по содержанию, трудности и форме. Позволяет ученику по - новому увидеть тот же элемент содержания, формирует внутрипредметные связи и системность знаний.

2. Фасетности содержания – замена одного или нескольких слов, символов, чисел в базовом задании, которая превращает его в другое, сходное по содержанию и трудности. Позволяет разработать много вариантов одного и того же задания.

Принципы подбора вариантов ответа

При построении ТЗ множественного выбора нужно так сформулировать содержательную часть, чтобы тестируемый мог сам придумать правильный ответ вместо того, чтобы сначала читать все ответы, потом выбирать вероятные варианты. Хорошее тестовое задание то, в котором знающий ученик выбирает правильный ответ, а незнающий – любой с равной вероятностью. Если невозможно выбрать правдоподобные дистракторы, лучше отказаться от такого задания. Правильные ответы не должны содержать словесные и ассоциативные подсказки, и ответа «не знаю».

24. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств. Принципы структурирования учебной информации. Особенности проведения лабораторно-практических работ. Средства обучения для проведения учебного занятия.

-Применение нетрадиционных форм организации учебных занятий в образовательных учреждениях НПО.

-Методический анализ учебной информации.

-Выбор и применение методов сообщения учебного материала как управление учебно-познавательной деятельностью на уроках теоретического обучения.

-Методика планирования, разработки и проведения лабораторно-практических работ по предметам теоретического обучения.

-Материально-техническое оснащение учебного процесса по предметам теоретического обучения. Разработка дидактических средств обучения в соответствии с выбранной методической системой.

- Контроль учебного процесса как важный компонент педагогической системы.

Структурирование материала - это процесс организации информации для ее запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Структурирование можно использовать для запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причем организация материала может происходить как до, так и после процесса получения (или накопления) знаний.

Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:

Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.

Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.).

Также к этим принципам можно добавить еще несколько полезных правил, связанных с построением структурированной информации.

Правило Миллера (7 ± 2)Эта закономерность «семь плюс-минус два» Она показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем: девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита или пять односложных слов. Что примерно составляет группу в количестве семи плюс-минус двух элементов.Это правило уже использовалось в уроке по тренировке внимания, но оно также справедливо и для создания информационной структуры, которая должна храниться в нашей оперативной памяти. Поэтому не рекомендуется создавать количество групп или подгрупп, превышающее 7 элементов.

Эффект края (или краевой эффект) заключается в том, что мы обычно лучше запоминаем информацию в начале и в конце структурного ряда.

Эффект Ресторфф — называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда запоминается то, что сильно выделяется.

Лабораторно-практические занятия – одна из форм организации педагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета).

Лабораторно-практическое занятие состоит из следующих этапов:

-вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с учащимися схему предстоящих действий);

-самостоятельная работа (учащиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты);

-заключительная часть (преподаватель анализирует ход выполнения и результаты работы учащихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения)

Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

К средствам обучения относят такие предметы, которые используются в учебно-воспитательном процессе для передачи информации, организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью на различных этапах урока.

Средства обучения способствуют рациональной организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время, активизации процесса обучения и его тесной связи с жизнью.

Особенно большое значение они имеют при ознакомлении учащихся с новой техникой, прогрессивной технологией, передовыми методами труда новаторов производства.

Независимо от содержания предмета или профессии все средства обучения можно подразделить на четыре группы:

-печатные (учебники, справочники, учебные плакаты, карточки, сборники задач и упражнений, инструкции, инструкционно-технологические карты и контролирующие программы),

-экранные (видеозаписи, кинофильмы, транспаранты, диафильмы),

-звуковые (аудиозаписи),

-Объемные (натуральные образцы, модели, макеты и муляжы, отвечающие требованиям, предъявляемым к демонстрационному оборудованию).

Содержание обучения раскрывается через учебный план, программу и систему средств обучения, которая служит основой для организации и управления учебно-воспитательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя (мастера).

Поэтому обеспечение учебных заведений средствами обучения имеет немаловажное значение в подготовке квалифицированных кадров.

Под комплексным методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса понимается разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимой для полного и качественного изучения предмета (профессии) в рамках отведенного времени.

25. Принципы структурирования учебной информации и приемы педагогической техники, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся.

26. Современные педагогические технологии, их классификация и характеристики. Критерии эффективности педагогической технологии.

Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарант-ть достижения учащимися запланированных результатов обучения. ПТ ориентированна в юольшей степени на учаегося.

«Классификация современных педагогических технологий»

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;
  • Классно-урочная технология обучения -обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков
  • Интерактивные технологииили групповые технологии обучения(работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.
  • Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве
  • Технология проблемного обучения(учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения).Приобретение учащимися знаний, умений и навыков, освоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей
  • Технология перспективно-опережающего обучения. Достижение учащимися обязательного минимума содержания образования. Обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата).Способствовать формированию методологической компетентности. Формирование способностей самостоятельно решать проблемы, осуществлять поиск необходимых сведений. Обучение способам решения проблем.
  • Технология мастерских. Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности.
  • Исследовательская технология(метод проектов, эксперимент, моделирование)или Технология решения исследовательских(изобретательских) задач (ТРИЗ). Обучение учащихся основам исследовательской деятельности (постановка учебной проблемы, формулирование темы, выбор методов исследования, выдвижение и проверка гипотезы, использование в работе различных источников информации, презентация выполненной работы).
  • ЭОР(электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
  • Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора учащимися образовательного маршрута.
  • Технология проведения коллективных творческих дел Создание условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.
  • Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
  • Коммуникативные технологии
  • Технология портфолио
  • Развитие критического мышления
  • Модульное обучение
  • Дистанционное обучение
  • Тестовые технологии
  • Технология выявления и поддержки одаренных детей
  • Технологии дополнительного образования

При выборе новых концепций и технологий преподаватели в первую очередь обращают внимание на эффективность, результативность технологии. В поисках условий, позволяющих повысить эффективность методик обучения, в настоящее время педагоги пришли к выводу, что некоторые из методик можно довести до уровня педагогических технологий.

Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную педагогическую технологию не только на этапе оценки результатов, но и на этапах ее проектирования.

Критерии оценки на этапе проектирования новых технологий. Выделим два основных критерия: первый - расчленение процесса на внутренние, связанные между собой этапы, фазы, операции, процедуры; второй - алгоритмичность. Он включает в себя такие наиболее значимые показатели, как: однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций и функциональная полнота.

Критерии оценки новых технологий на этапе функционирования. Содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержания обучения, который характеризуется следующими качественными и количественными показателями.

Критерии эффективности результатов обучения. Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как:

-глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;

-действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;

-системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании обучающихся, и структура которой соответствует структуре научного знания;

-осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

27. Информационные технологии в обучении. Функции программ компьютерной графики. Методика применения ИКТ на занятиях профессионального обучения.

Информационные технологии обучения (ИТО) определяют как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности.

В качестве классификационных признаков программно-технических средств (ПТС), используемых в образовании, можно выделить:

• дидактическую направленность;

• программную реализацию;

• техническую реализацию;

• предметную область применения.

Компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию как в текстовой, так и в графической формах. Телевидение, видео, видеодиски, компью-терная графика предоставляют учащимся возможность получения образной информации. Давно известно, что образная информация усваивается лучше, чем текстовая.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) Совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее.

Программой развития образовательного учреждения предусмотрены этапы работы, мероприятия и предполагаемый результат, направленный на достижение результативных показателей качества обучения учащихся на основе применения ИКТ, а именно:

- повышение уровня информационной культуры обучаемых;

- приобретение опыта осваивания программных средств;

- повышение мотивации и дальнейшего самообразования в области использования компьютерных технологий;

- повышение качества общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся колледжа.

Создание, развитие и применение ИКТ в профессиональном образовании, определяется рядом положительных факторов:

Во-первых, внедрение ИКТ в профессиональную подготовку обучаемых существенным образом ускоряет развитие профессиональных компетенций и накопленного педагогического и технологического опыта.

Во-вторых, внедрение технологий (ИКТ), повышает качество обучения, развивает профессиональные компетенции, позволяет выпускникам успешно адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменения. Это дает возможность успешно пребывать в новых социально-экономических условиях и условиях современного производства.

В-третьих, активное и эффективное внедрение образовательных технологий (ИКТ) в профессиональной подготовке выпускников является важным фактором в процессе реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества. Положительным примером является наибольший процент сохранности контингента на выпуске и продолжение обучения в ВУЗ и ССУЗ по профилю получаемой профессии.

28. Характеристика технологии дистанционного обучения. Виды дистанционных учебных занятий. Перспективы развития технологии дистанционного обучения.

Дистанционное образование (ДО) – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования.

Под информационно-образовательной средой понимаем системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение осознанных и интуитивных потребностей пользователей.

В основу дистанционного образования положена определенная модель передачи знаний. Источниками знаний являются информационные ресурсы сети, как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например: базы данных, информационные системы и т.п.

Дистанционное образование может иметь целью как систематическое обучение (сертифицированная подготовка, повышение квалификации, переподготовка специалистов), так и открытое образование (повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, популяризация научных знаний).

Для обеспечения учебного процесса могут быть задействованы самые различные виды дистанционного образования. К ним относятся:

-Видеоконференции (обмен видеоизображением и звуком);

-Аудиоконференции (обмен звуковой информацией на цифровых и аналоговых средствах связи);

-Компьютерная телеконференция;

-Видеолекции;

-Занятия в чате;

-Веб-уроки;

-Радио;

-Телевидение.

Интерес к дистанционному обучению сформировался уже давно. Заочная форма получения знаний была востребована и в прежние годы, а сейчас, в эпоху бурного развития телекоммуникационных технологий, дистанционному обучению как одной из форм заочного обучения уделяется особое внимание.

Развитие ДО позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

В сфере программного обеспечения, которое является необходимым условием дистанционного обучения, наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Вероятно, в скором времени следует ожидать компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определённый заранее образовательный продукт. Развитие интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности эвристической технологии дистанционного обучения, позволит увеличить созидательную составляющую современного образования. Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet.

29. Характеристика технологии программированного обучения. Принципы программированного обучения. Виды обучающих программ: линейная, разветвленная, адаптивная, комбинированная.

Технологии программированного обучения зародились и сформировались на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х годах ХХ века. Их основателем является Б.Ф. Скиннер, известный представитель психолого-педагогической школы бихевиоризма.

Программированное обучение – это особое направление исследований, разработок и внедрения в учебный процесс новых способов обучения, педагогического воздействия и взаимодействия.

В основу технологии программированного обучения Скиннер положил два основных требования:

- во-первых, уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

- во-вторых, перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Сущность этой технологии составляет обучение человека с использованием заранее разработанной программы управления (иногда ее называют программой обучения или программой самообучения) процессом усвоения знаний, формирования умений и навыков. Сама программа составляется таким образом, что на каждой стадии учебного процесса четко обусловливаются объем и уровень тех знаний, умений и навыков, который должен быть на ней усвоен, а сам процесс освоения соответствующим образом контролируется.

Технология программированного обучения предусматривает прежде всего формулирование общей цели обучения и последовательности этапов, в процессе выполнения которых она может быть успешно достигнута.

Принципы программированного обучения:

Первым принципом программированного обучения является определенная иерархия управляющих устройств.Термин «иерархия» означает ступенчатую соподчиненность частей в каком-то целостном организме при относительной самостоятельности этих частей. Поэтому говорят, что управление таким организмом или системой построено по иерархическому принципу.Уже структура технологии программированного обучения свидетельствует об иерархическом характере построения ее управляющих устройств, образующих, однако, целостную систему. В этой иерархии выступает в первую очередь педагог , управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях: создание предварительной общей ориентировки в предмете, отношение к нему , индивидуальная помощь и коррекция в сложных нестандартных ситуациях обучения .

Сущность второго принципа - принципа обратной связи вытекает из кибернетической теории построения преобразований информации и требует цикличной организации системы управления учебным процессом по каждой операции учебной деятельности. При этом имеется в виду не только передача информации о необходимом образе действия от управляющего объекта к управляемому , но и передача информации о состоянии управляемого объекта управляющему.Обратная связь необходима не только педагогу, но и учащемуся; одному - для понимания учебного материала, другому - для коррекции. Поэтому говорят об оперативной обратной связи. Обратная связь, которая служит для самостоятельной коррекции учащимися результатов и характера его умственной деятельности, называется внутренней. Если же это воздействие осуществляется посредством тех же управляющих устройств, которые ведут процесс обучения , то такая обратная связь называется внешней. Таким образом, при внутренней обратной связи учащиеся сами анализируют итоги своей учебной работы, а при внешней это делают педагоги или управляющие устройства.

Третий принцип программированного обучения состоит в осуществлении шагового технологического процесса при раскрытии и подаче учебного материала. Выполнение этого требования позволяет достичь общепонятности обучающей программы.Шаговая учебная процедура - это технологический прием, означающий, что учебный материал в программе состоит из отдельных, самостоятельных, но взаимосвязанных, оптимальных по величине порций информации и учебных заданий . Совокупность информации для прямой и обратной связи и правил выполнения познавательных действий образует шаг обучающей программы.В состав шага включаются три взаимосвязанных звена : информация, операция с обратной связью и контроль.Последовательность шаговых учебных процедур образует обучающую программу - основу технологии программированного обучения.

Четвертый принцип программированного обучения исходит из того, что работа учащихся по программе является строго индивидуальной, возникает естественное требование вести направленный информационный процесс и предоставлять каждому учащемуся возможность продвигаться в учении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна, а в соответствии с этим возможность приспосабливать и подачу управляющей информации. Следование принципу индивидуального темпа и управления в обучении создает условия для успешного изучения материала всеми учащимися, хотя и за разное время.

Пятый принцип требует использования специальных технических средств для подачи программированных учебных материалов при изучении ряда дисциплин, связанных с развитием определенных черт личности и качеств учащихся, например, хорошей реакции, ориентировки. Эти средства можно назвать обучающими, так как ими моделируется с любой полнотой деятельность педагога в процессе обучения.

Обучающие программы — вспомогательное программное обеспечение для самообучения и улучшения качества учебного процесса.

Виды обучающих программ:

• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию .

• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изме нять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, по собиям и т.д.Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются только путем использования специальных технических средств, в частности, компьютера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и автоматически поддерживающих найденные условия.В частично адаптивной программе осуществляется разветвление на основе одного ответа ученика. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования.

30. Характеристика технологии проектного обучения. Взаимосвязь технологии проектного обучения с педагогикой сотрудничества и технологией проблемного обучения.

Проектное обучение часто называют методом проектов. У его истоков находился основоположник прагматической педагогики Дж.Дьюи.

Проектное обучение является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем многие другие отвечает требованиям профильного обучения и предпрофильной подготовки, так как оно побуждает учащихся проявлять способность

к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами;к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;к самообразованию и самоорганизации;к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения;делать выбор и принимать решения.

Основное целевое назначение проектной технологии в профильном обучении заключается в том, чтобы

1.познакомить учащихся на предметном и межпредметном материале с социально, научно и практически значимыми проблемами, которые характерны для профильного обучения и профессионального обучения и профессиональной деятельности, и со способами решения этих проблем;

2) включить учащихся в активную, хотя преимущественно в квазиисследовательскую и квазипрофессиональную, но вполне реальную деятельность, в проживание реальных событий и чувств, позволяющих ученику осмыслить социальную и личностную значимость этой деятельности и ее результатов, оценить свои склонности и возможности в выполнении деятельности с определенными для того или иного профиля характеристиками;

3) стимулировать интерес учащихся к самостоятельному решению проблем:

к собственному приобретению знаний из разных областей и источников, которые могут быть использованы в жизни, в будущей профессиональной деятельности, в продолжении образования по выбранному профилю;

к получению реального, имеющего социальный и личностный смысл результату;

к творческой деятельности по конструированию новых объектов.

4) создать условия для развития интеллектуальных способностей:

критически мыслить;

прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения на основе не только аналитического, логического, но и интуитивного мышления;

мыслить на уровне широких обобщений;

ориентироваться в окружающей действительности;

5) Формировать ключевые умения и компетенции:

· проектировочные: определение цели, разработка проектного задания, планирование работы и распределение обязанностей, реализация проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия;

· познавательные; навыки самостоятельной работы с информацией, самостоятельного конструирования знаний, применения к решению новых познавательных задач.

· исследовательские: выявление проблем, сбор информации, построение гипотез, экспериментирование, обобщение;

· коммуникативные: передача информации, умение слушать и понимать другого;

· социальные: умение сотрудничать в групповом общении и принятии решений, принимать собственные решения и брать за них на себя ответственность, регулировать конфликты;

· информационные: владение способами получения информации из разных источников, в том числе телекоммуникационных, обработка информации и хранение.

Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Педагогика сотрудничества — педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на «делай, как я».

Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное — настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие — созидательные дела.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как: Амонашвили, Шалва Александрович

Шаталов, Виктор Федорович

Лысенкова, Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования 80-х годов прошлого столетия.

Под ТЕХНОЛОГИЕЙ проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.

31. Методы психологии.

32. Основные принципы отечественной психологии.

33. Проблема изучения человека в психологии: индивид–личность–индивидуальность.

34. Происхождение и развитие сознания. Сознательное и бессознательное.

35. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие, их сходство и различие.

36. Структура, функции и виды внимания.

37. Память. Мнемические процессы и их закономерности.

38. Виды, механизмы и функции воображения.

39. Мышление и речь. Социальная природа мышления.

40. Мышление и интеллект.

41. Язык и речь.

42. Темперамент и характер как индивидуально-типологические свойства личности.

43. Направленность личности.

44. Способности как индивидуально-типологические свойства личности

45. Эмоции и чувства.

46. Понятие о воле.

47. Деятельность и ее роль в становлении человека.

48. Предмет, задачи и методы профессиональной психологии.

49. Концептуальные положения профессионального становления личности.

50. Модель профессионального становления личности (Л.М.Митина, Т.В.Кудрявцев, Е.А.Климов, К.Маркова).

51. Стадии профессионального становления личности. Ведущий вид деятельности на стадиях аморфной оптации, оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации, профессионального мастерства.

52. Профессионально обусловленная структура личности. Охарактеризуйте компоненты направленность, профессиональная компетентность, профессионально-важные качества, профессионально значимые психофизиологические свойства.

53. Модель профессионального самоопределения личности Н.С.Пряжникова.

54. Характеристика кризисов профессионального роста, профессиональной карьеры, социально-профессиональной самоактуализации.

55. Понятие кризис профессионального становления личности, его понимание отечественными исследователями. Основные фазы кризиса профессионального развития личности.

Наши рекомендации