Принципы воспитания и их характеристика

Принципы– общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения, постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением – закономерность, за закономерностью – основания жизни. С помощью педагога дети проходят школу добра, но это не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу.2. Второй принцип воспитания – принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?» Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через анализ собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.3. Третий принцип – принцип целостности воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит: «Принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей уважения к его личности». К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

27.Нравственное воспитание учащихся: цели, содержание, средства, оценка воспитанности.

Общеизвестно, что школа, вузы — система образования страны должна выпускать не только людей научно образованных, развитых интеллектуаль­но, здоровых физически, но и нравственно воспитанных. Эта задача мно­гим справедливо кажется даже более важной, чем первая, и значение нрав­ственного воспитания в обществе, в мире не уменьшается, а растет. Спе­циалисты в разных областях, широкая общественность, средства массовой информации — все видят одну из важнейших проблем современности: в обществе происходит разрушение, эрозия нравственности, можно ска­зать, энергичное, решительное освобождение человечества от морали, на­блюдается резкое и, вероятно, прогрессирующее снижение нравственных норм во всех сферах жизни. Так ли это? Почему это происходит? Какова природа морали и почему надо поступать нравственно? Ответы на эти во­просы составляют основу нравственного воспитания.Вопросы о сущности и происхождении морали, о нравственном созна­нии и поведении людей изучает этика. Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и о том, почему люди должны поступать нравственно.Мораль — одна из форм общественного сознания, социальный инсти­тут, регулирующий поведение людей во всех областях жизни. Мораль — это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.В отличие от право­вых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в со­знании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, силу предписания. Мораль носит исторически изменчивый характер, нрав­ственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в понятии «общечеловеческие ценности».Религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчув­ственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения человека.Межнаучный анализ категорий морали и воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и по­ведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельно­стью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает индивидуальную нравственность. Нрав­ственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная дея­тельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.Взависимости от мотивов нравственного поведения и от места контро­ля над ним выделяют уровни нравственного развития. Л. Кольберг (США) экспериментально проверял доморальный, конвенциональный и автоном­ный уровни нравственности, которые различаются по мотивам и внешнему или внутреннему контролю морального поведения человека. Доморальный уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания — внешний контроль. На конвенциональном уровне со­блюдение морали состоит в подчинении требованиям общества, чтобы со­хранить себя, успешно жить в мире с другими — это тоже внешний конт­роль, хотя и более сознательный. На третьем, автономном уровне мораль­ного развития человек добровольно следует моральным нормам, которые становятся его жизненными принципами, и он следует им, даже если это угрожает его жизни, — это внутренний контроль нравственного поведения. Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу че­ловека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недо­статки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чув­ства — оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворе­ние, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или от­рицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала — это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-пер­вых, знания, представления о моральных нормах общества, во-вторых, по­ложительная их оценка, принятие их и стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компо­ненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педа­гогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания. Нравственное воспитание — это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.Социальным же аспектом содержания нравственного воспитания явля­ются нормы и принципы морали, принятые в обществе. Какие же мораль­ные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе? С одной стороны, все просто: каждая семья, народ передает молодежи те ценности, которые усвоили от предшествующего поколения. С другой стороны, жизнь в мире и в России стремительно меняется — меняется и мораль. Этические нормы отражают­ся в политических решениях, в культурной, социальной, образовательной политике и практике и в определенном смысле регулируются социальными институтами.

В развитых странах мира принята этика прав человека, современный гу­манизм, приоритет личности. Это имеет противоречивое значение. Да, че­ловек — высшая ценность, и общество должно обеспечить его полноцен­ное существование и развитие природных задатков. С другой стороны, этот приоритет трактуется как абсолютный и ведет к полному освобождению личности от всяких моральных обязательств, что и доказывается историей и современной жизнью: сексуальная революция, рок-культура, преступ­ность, наркомания, терроризм, разгул насилия на бытовом и государствен­ном уровнях, война цивилизаций. В Европе, начиная с эпохи Возрожде­ния, происходит процесс секуляризации жизни человека и общества — освобождение от влияния церкви и христианской морали на духовную, ум­ственную, художественную, практическую жизнь человека. Это привело и к отделению школы от церкви, значит, к разделению религиозного и светского воспитания. В XX и наступившем XXI в. люди доказывали и доказы­вает, что могут пренебрегать традиционными, религиозными и новыми, гуманистическими, ценностями.

Тем не менее современный мир нуждается в моральных нормах и при­держивается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания можно считать следую­щие:

1) гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелю­бии, готовности понять, помочь, поддержать;

2) вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистиче­ских ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;

3) воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требова­ниям общества, быть дисциплинированным;

4) ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;

5) уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение;

6) честность, принципиальность, справедливость, требовательность к се­бе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;

7) сдержанность в половой жизни, готовность к самоограничению, уме­ренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.

Это не моральный кодекс гражданина России, но это основные нрав­ственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы в школе, семье, обществе.

Кроме либерально-гуманистической морали, в современном обществе продолжает иметь влияние религиозная, в частности христианская, нрав­ственность. Философы, социологи, педагоги, ориентирующиеся на рели­гию в деле воспитания, связывают с церковью возможность в рамках тра­диционной морали удержать молодежь от сексуальной распущенности, преступности, насилия, наркотиков. По их мнению, светская гуманисти­ческая мораль не может быть опорой в жизни, ее принципы относительны и условны, нравственный закон не абсолютен, если он не исходит от Бога. Христианские философы-моралисты и педагоги считают, что подлинная мораль, абсолютные нравственные законы даны человеку Богом, освящены высшей могучей, сакральной силой. Это предполагает не просто нрав­ственное воспитание, но духовную жизнь, опыт, т. е. познание Бога через молитву, смирение, доброделание, и как результат — спасение души. Ду­ховная, божественная природа морали для религиозно ориентированных педагогов является несомненной, и в этом они видят основу нравственного воспитания и преграду для нравственного падения и цинизма.

В России уже выходит журнал «Духовно-нравственное воспитание», со­ставлена программа и учебники по основам православия для школ. Одна­ко, во-первых, преподавание христианской морали в школе противоречит закону и встречает противодействие общественности; во-вторых, усвоение христианской нравственности невозможно без веры, церкви, духовного опыта и принятия всего христианского мировоззрения. В-третьих, несмот­ря на привлекательность этого пути, на двухтысячелетнюю историю хрис­тианства, на великую силу христианского идеала, человечество все же идет путем науки, на основе рационального объяснения мира, на основе друго­го, научного, мировоззрения. И вряд ли русская система воспитания долж­на быть православной, несмотря на возрождение русской церкви.Какими средствами решения задач нравственного воспитания распола­гает система образования, средняя школа России? Это прежде всего про­цесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, ис­тории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки мо­рали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопро­сам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе спо­собствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа... — тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. Научные ответы на подобные «вечные» вопросы принято считать мировоззрением.

Мировоззрение — система философских, научных, социально-политиче­ских, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.Психология рассматривает мировоззрение как часть направ­ленности личности. Оно является результатом воспитания. Взгляды и убеждения — это принятые человеком представления о мире как достовер­ные и эмоционально переживаемые. Основой для формирования убежде­ний являются научные знания. Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная ра­бота учеников, их опыт, приобретаемый в общении и жизни. Усвоение ми­ровоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой об­ласти знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интег­рированных курсов. Взгляды и убеждения формируются в общении и в собственной практической деятельности учеников: трудовой, обществен­ной, художественной, технической и пр.

Закон РФ «Об образовании» говорит, что содержание образования долж­но обеспечить в сознании учащихся формирование картины мира, адекват­ной современному уровню знаний и ступени обучения (ст. 14, п. 2). Там же сказано, что содержание образования должно «... учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучаю­щихся на свободный выбор взглядов и убеждений» (ст. 14, п. 4). Можно видеть, Нм, что политики и педагоги неопределенно высказываются о том, какое именно мировоззрение должна формировать государственная школа. Педа­гогика экзистенциализма считает недопустимым вообще формирование мировоззрения школой, расценивая это как ущемление свободы личности. Следует считать это иллюзией, поскольку любая образовательная система формирует мировоззренческие идеи. В советский период развития России диалектико-материалистические теории о природе, обществе, человеке, познании. Современная российская школа ориентирована в целом на формирование у школьников научно-материалистических взглядов. Однако в новых учебниках и программах возможен отход от материализма к другим мировоззренческим концепциям. В конфессиональных школах России формируется, как правило, религиозное мировоззрение.

В современных условиях при формировании мировоззренческих инравственных убеждений, установок учеников разумно, очевидно, прини­мать принцип толерантности, терпимости к взглядам учащихся, принцип самоопределения личности, т. е. обеспечивать свободный выбор и ответ­ственность за свои решения и действия.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм, идеалов и мировоззренческих позиций.

Наши рекомендации