Упражнение «Ассоциации»
Участникам предлагается перечислить ассоциации, которые у них вызывает слово «конфликт». Все ассоциации записываются на доске.
Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны — негативная и позитивная. Если конфликт ассоциируется только с неприятностями, можно привести примеры типа «в споре рождается истина», а также истории из серии «один мальчик...», в которых конфликт привел к позитивным последствиям.
По результатам упражнения напрашивается вывод: конфликты — это естественно, поскольку все люди разные. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют.
Конфликты закономерно приходят в нашу жизнь. Меняется жизнь, меняются причины и формы конфликтов. Они могут ожидать нас в каждой встрече с новым человеком или с новой ситуацией. Избежать их невозможно, они необходимы для развития , для роста, иначе наступает застой.
Межличностные отношения в процессе развития требуют регулировки, гармонизации, приведения к согласию.
Конфликтовать конструктивно- значит выявлять разногласия или противодействия, чтобы направить усилия всех конфликтующих сторон на поиск и решение проблемы, вызывающей эти разногласия и противодействия. Техника созидательного управления конфликтом – полезнейший инструмент, который мобилизует творческий потенциал, освобождает человека от имеющихся личностных ограничений и облегчает выбор наилучшего варианта поведения.
Эмоциональное состояние во время конфликта характеризуется нерешительностью и напряженностью, которые являются результатом несовместимых внутренних требований. Чтобы понять свои ощущения , позиции и привычные реакции по отношению к возникшему конфликту, необходимо задать самому себе некоторые вопросы. Поиск ответов на них способствует развитию самосознания и восстановлению целостности личности. Это знание о себе помогает осмыслить опыт конфликтов и в последующем при их неизбежном возникновении эффективнее выбирать оптимальное решение.
Упражнение
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
Какие мысли и образы приходят вам в голову, когда вы думаете о конфликте?
__________
Какие чувства вы испытываете, думая о предстоящем конфликте?
__________
Что вас беспокоит в связи с конфликтом?
__________
Что может быть привлекательным для вас в конфликте?
__________
Упражнение «Копилка»
Обсуждаются возможные причины конфликтов. Все они перечисляются и записываются на доске. Например:
Из-за порванной куртки; из-за того, что комната не убрана; из-за курения.
Или более общие причины:
Из-за разных взглядов на одно и то же; из-за того, что люди хотят чего-то разного; из-за того, что человек нам неприятен, и т. д.
В итоге получается, что конфликты возникают из-за того, что у разных людей бывают разные взгляды, разные интересы. Все люди — разные. Поэтому конфликт — естественная вещь, важно только, чтобы он не вызывал отрицательных последствий.
Упражнение «Вред и польза конфликтов»
Выбирается парочка ситуаций. Далее работа происходит в малых группах. Нужно придумать по два варианта развития этих ситуаций, так, чтобы один можно было бы назвать «вредным», а другой — «полезным».
Получившиеся ситуации представляются на рассмотрение всем участникам.
Если конфликт из-за того, что комната не убрана и родители сердятся, он может закончиться плохо и тогда члены семьи ( родители и дети) поссорятся, поругаются и не будут разговаривать. А если этот конфликт может быть полезным, тогда, наверно, я должен понять, что ребенок не умеет быть самостоятельным и распределять свое время, поэтому можно предложить свою помощь в уборке и убрать вместе.
По итогам анализа ситуаций получается, что «вред» от конфликта в том, что он может разрушить отношения между людьми, а «польза» — наоборот, в том, что он помогает прояснить и укрепить их
Тема «Стили поведения в конфликте»
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Участники делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это, «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т. д. Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера, кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.
Упражнение «Кулак»
Это упражнение снова требует деления на пары, но желательно, чтобы они не совпадали с парами, работавшими над упражнением «Рисунок вдвоем». Один из участников сжимает правую руку в кулак. Задача второго — разжать кулак партнера любыми средствами (за исключением болевых воздействий). По истечении 7 минут участники меняются ролями, независимо от того, достигнут ли результат.
Жизнь показывает, что варианты поведения в этой ситуации очень разнообразны: от просьб, подкупов и шантажа до соревнования. Важно пресекать попытки физического насилия, например выкручивание рук, укусы, удары.
В ходе обсуждения формулируются основные способы поведения в конфликте (конкуренция, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество), «векторы их анализа»: активность, ориентация на себя — ориентация на другого).
Активность | Пассивность | |
Ориентация на себя | Соперничество | Избегание |
Ориентация на другого | Сотрудничество компромисс | Приспособление |
Тест Томаса
Самодиагностика направлена на то, чтобы предоставить участникам возможность подумать и проанализировать собственный опыт разрешения конфликтов. Поэтому полученные результаты приобретают не диагностическую, а личностную ценность для каждого участника.
Для начала предлагается предугадать свои результаты, заполнив второй столбик таблицы, в котором максимальная оценка —12 баллов.
Стили поведения в конфликте | Предположение | По тесту |
Сотрудничество | ||
Соперничество | ||
Компромисс | ||
Избегание | ||
Приспособление |
Только затем заполняется сам тест:
Инструкция.Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.
1. а) Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.
б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
б) Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
6) Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека.
4. а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у
другого.
б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а)Я пытаюсь избежать неприятности для себя.
6) Я стараюсь добиться своего.
7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем
решить его окончательно.
б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших
разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если
он также идет навстречу.
13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей
и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого
из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему
навстречу.
б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
6) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
По окончании работы участники сверяют ответы с ключом (см. таблицу). Подсчитывается общее количество совпадений с ключом по каждому стилю.
Полученные результаты фиксируются в третьем столбике таблицы. Наибольшее количество совпадений свидетельствует о преобладании того или иного стиля поведении в конфликтной ситуации.
№ п/п | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление | № п/п | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
а | б | б | а \ | ||||||||
б | а | а | б | ||||||||
а | 6 | б | а | ||||||||
а | б | а | б | ||||||||
а | б | а | б | ||||||||
б | а | б | а | ||||||||
б | а | б | а | ||||||||
а | б | а | б | ||||||||
9 | б | а | б | а | |||||||
а | 6 | а | б | ||||||||
а | б | б | а | ||||||||
б | а | а | б | ||||||||
б | а | а | б | ||||||||
б | а | а | б | ||||||||
б | а | б | а |
Упражнение
Участникам предлагается заполнить таблицу, проанализировав, как типы поведения конфликта используются ими в реальной жизни.
Типы поведения | Пример ситуации | Завершение конфликта | Мои чувства |
Сотрудничество | |||
Соперничество | |||
Компромисс | |||
Избегание | |||
Приспособление | |||
Типы поведения | Пример ситуации | Завершение конфликта | Мои чувства |
Сотрудничество | Кто убирает квартиру? Вместе убираем | Раньше свободны | Приятно и быстро |
Соперничество | Не извиняюсь, жду, что Он извинится (сын) | Он извиняется, но не сразу | Сперва страшно, потом нормально |
Компромисс | Я не обязана всем помогать, но только если мне что-то взамен | Все при всем | Честно |
Избегание | Когда мы поругались, ухожу в комнату | Помиримся потом | Не очень |
Приспособление | Иногда все-таки я прошу у Него прощения | Миримся | Неприятно, унижение |
Упражнение «Девиз»
Участники работают в малых группах. Необходимо сформулировать и записать девиз, характеризующий каждый из стилей поведения в конфликте. Завершенные работы представляются на суд широкой общественности:
· Моя хата с краю (приспособление).
· Фифти-фифти (компромисс).
· Не прогоняйте, сам уйду .'(избегание).
· Сам дурак! (соперничество).
· Мы — команда! (сотрудничество).