Педагогические способности в структуре деятельности учителя

Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. Они проявляются в особой чувствительности к объекту, средствам и способам педагогического воздействия, к собственному Я как факторам педагогической деятельности.

В структуре педагогических способностей Н.В.Кузьмина выделяет два комплекса компонентов: проективный и рефлексивный. К проективным способностям, представляющим собой отражение требований педагогических систем к деятельности учителя, относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, рассмотренные выше. Рефлексивные способности являются условием создания нормальных взаимоотношений учителя с учащимися и состоят из следующих компонентов: 1) особой чувствительности к объекту – ученику как субъекту педагогической деятельности («чувство объекта»); 2) особой чувствительности к степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»); 3) особой чувствительности к регулированию системы субъект-субъектных отношений («чувство сопричастности»).

В структуре педагогических способностей выделяются общие педагогические и специальные педагогические способности. Общие педагогические способности (особенности внимания и наблюдательности, качества ума, речи, воображения и эмоциональности) являются условием успешности всякой деятельности, предполагающей взаимодействия людей. Специальные педагогические способности являются обязательным условием высоких достижений в деятельности преподавателя любой педагогической системы.

В.А.Крутецким проводился структурный анализ педагогических способностей. Условно все педагогические способности он разделил на три группы: 1) личностные (представляют собой характерологические черты и качества личности); 2) дидактические (связаны с передачей информации детям); 3) организационно-коммуникативные (связаны с организаторской функцией и общением).

Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера и направленностью личности. Мы знаем, как прекрасно сочетались литературные и педагогические способности Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других одаренных педагогов. У А.С.Макаренко были не только литературно-художественные, но и драматические, и музыкальные способности. Он блестяще исполнял в ученическом театре роль Городничего в «Ревизоре», хорошо играл на скрипке, которая всегда висела на стене в кабинете. Многие свои рассказы воспитанникам он сопровождал игрой на скрипке. Всем известно, что А.С.Макаренко был не только педагогом-теоретиком и практиком, но и блестящим писателем, в нем соединялись два способа постижения мира: рационально-научный и ассоциативно-образный.

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Каковы требования к личности педагога и его профессиональной деятельности в современных условиях?

2. Раскройте сущность профессиональной педагогической деятельности учителя.

3. Охарактеризуйте профессиональные знания учителя.

4. Раскройте основные педагогические умения (по Н.В.Кузьминой).

5. Выделите основные личностные качества учителя, которые определяют эффективность его профессиональной деятельности.

6. Перечислите и дайте краткую характеристику составляющих профессионального педагогического мастерства учителя.

7. Назовите педагогические способности в структуре деятельности учителя.

8. Познакомьтесь с мыслями В.Н.Сороки-Росинского об основных, по его словам, «породах» педагогов. Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 – 1960) – замечательный русский педагог. В 1927 году вышла в свет книга «Республика ШКИД» Г.Белых и Л.Пантелеева и сразу приобрела мировую известность. Благодаря книге стал известен и заведовавший тогда школой им. Достоевского В.Н.Сорока-Росинский, ставший прообразом Викниксора. Предлагаем краткий конспект главы из работы «Школа им. Достоевского», помещенный в книге: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991. – С. 214 – 220.

«В педагогике и дидактике очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся…но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность. Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему надлежит обладать. Имеются они у него на все 100% - отличный педагог, на 75% - хороший, на 50% - посредственный, ниже 50% - плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле.

Породы педагогов, о которых идет здесь речь, - это разные стили их личности, их характеров. И породы эти надо знать не для того, «чтобы на них смотреть». А для того, чтобы учесть их особенности, если личность педагога и в самом деле является одним из орудий воспитания. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные и слабые свои стороны.

Вот две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, породой, и аморфные, безразличные, беспородные.

Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике. Сильная сторона таких преподавателей – хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они требовательны. Наиболее сильны в объяснении нового материала, бывают слабы в практике: они плохо чувствуют своих учеников, запоминая лишь хорошо успевающих да отстающих ребят. Не всегда ладятся у теоретистов и отношения с ребятами, делятся они на любимчиков и на остальных. Планы уроков составляют четко, но сами уроки ведут бестолково.

Педагоги-реалисты тонко чувствуют настроение ребят. В теории не сильны, не всегда умеют выделить главное, но зато хорошо умеют видеть самое основное – как материал усваивается учащимися, как удается опрос урока. Их такт, чувство меры, тонкое чутье настроений всего класса и знание особенностей каждого ученика позволяет им взять от каждого по его способностям и дать каждому по его возможностям. Слабым местом в работе является их эмпиризм, неумение теоретически обосновать свой опыт и выделить в нем самое главное, а поэтому и опасность разменяться по мелочам. Иногда близкие отношения с ребятами приводят к некоторой фамильярности с их стороны, бывает, такие воспитатели занянчивают свои классы.

Педагоги-утилитаристы. Для них весь мир – лишь материал для какого-нибудь использования, а учащиеся – лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Их конек – не объяснение нового материала, не опрос, а всякого рода тренировка в закреплении и повторении путем разнообразнейших упражнений. Они своих воспитанников знают очень хорошо, но главным образом со стороны их недостатков, по-прокурорски. Обычно они становятся завучами или инспекторами разных рангов.

Педагоги-артисты, или интуитивисты, - те, кого у эллинов называли вдохновителями. Такие в чистом виде очень редки. Главное их свойство – это способность действовать по вдохновению, по наитию, по интуиции. В большинстве случаев они – инфантильные взрослые, до седых волос сохраняющие чисто детскую непосредственность. Видят мир как нечто общее, единое, отсюда их тонкое чутье людей и такое же интуитивное понимание сущности другого человека, какое присуще и детям, и собакам. Они хорошо умеют вчувствоваться в своих воспитанников, а потому и привлекать к себе их симпатии. Таких школьники начинают любить с первого же раза, сами не зная почему: вспомните князя Мышкина и Алешу Карамазова.

Учителя-интуитивисты могут с большим подъемом вести уроки, вдохновенно. История на их уроках похожа на серию увлекательных фильмов, география – на путешествия по чудеснейшим странам, а природоведение позволяет каждому почувствовать себя Тарзаном или Маугли. Обычно им удаются уроки повторения, все у них выглядит по-новому. Уроки нередко превращают в творческие композиции, умеют творчески работать и учащиеся. Отрицательные стороны: прежде всего, зависимость работы такого учителя от настроения; иногда плохо готовятся к уроку, надеясь на свои импровизаторские способности; не получаются иногда и хорошо спланированные уроки. Учителям такого типа следует пройти суровую школу самовоспитания и самодисциплины.

Эти четыре породы редко встречаются в чистом виде. Большинство учителей беспородны, что не снижает их качества как добросовестных преподавателей, как чутких воспитателей».

Прокомментируйте прочитанный текст. Приведите примеры указанных «пород» педагогов из Вашей практики.

9. Рассмотрите модель коммуникативных действий педагогов.

Педагог-мастер Педагог-немастер
Предъявляет требования к поведению. Наказание (обычно предложение выйти из класса и т.д.).
Юмор, ирония. Приказ, угроза.
Пауза, изменение ситуации (вызов к доске, предложение нового задания и т.д.), изменение интонации. Частые паузы, стук ручкой, ожидание тишины, нотация, раздражение, пренебрежительная насмешка.
Замечание отдельным учащимся. Безадресное обращение к учащимся. Замечание-вопрос (Разве вам разрешалось говорить?) и замечание-утверждение (Никто не работает). Замечание всем сразу.
Широкий репертуар воздействий, но количество воздействий невелико. Ограниченный репертуар воздействий, но количество воздействия велико. Организация поведения в ущерб деятельности.
Отступление по предмету. Частые отступления, не связанные с предметом преподавания.

Продолжите таблицу.

Основные понятия

Активные методы обучения –это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обученияповышают степень мотивации и эмоциональности учащихся, обеспечивают постоянное взаимодействие учащихся и педагога в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса, рефлексию результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.

Воспитание как социальное явление– это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной жизни и производственному труду.

Воспитаниерассматривают в узком смысле –это целенаправленная педагогическая деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Гражданское образование – это направление педагогической практики, обеспечивающее обучение детей, молодежи и взрослых ценностям и нормам жизни в поликультурном мире в условиях правовой демократии с целью формирования у них гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций.

Гражданское образование школьников– это специально организованный процесс освоения школьниками социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения, который осуществляется средствами урочной, внеклассной и внешкольной работы.

Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.

Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

Гуманитаризация – это принцип реформирования системы образования, который предполагает увеличение в учебных планах и программах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у обучающихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира.

Демократизация – принцип реформирования системы образования, который обеспечивает образовательный выбор личности в обществе; аналитико-прогностическое управление системой образования на всех уровнях; включение участников образовательного процесса в управление делами учебных заведений; развитие школьного (вузовского) самоуправления.

Дидактика –отрасль педагогики, изучающая теорию и практику обучения. Дидактика отвечает на вопросы о целях, содержании, способах обучения по всем предметам и на всех уровнях.

Дифференциация – это принцип реформирования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, методов и содержания образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

Концепция –совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.

Культура мира – это новое развивающееся направление педагогики – педагогика мира, главной целью которой является воспитание целостной личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за свою судьбу, но и за судьбу человечества в целом. Культура мира как концепция – это совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение следующие личностные характеристики: уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; отказ от насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма. Важнейшей задачей педагогики мира является формирование у обучающихся кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием личностью различий между людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопониманием между народами, этническими, религиозными и иными группами.

Личностно-ориентированное образование– не аккумулятивный (простое сложение) процесс обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором сама личность становится субъектом собственного становления и созидательной деятельности по отношению к окружающей действительности. Дидактические основы личностно-ориентированного образования лежат в гуманистической психологии (К.Роджерс, А. Маслоу), развивающем обучении (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Метод (в переводе с греческого языка означает путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Метод обучения– это способ деятельности учителя и учащегося; совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся; путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Существует два уровня методологии: I уровень – практической деятельности; II уровень – науки. В науке признано существование иерархии методологий:общенаучная методология, частно-научная, предметно-тематическая.

Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и способах познания и преобразования педагогической действительности. Основными методологическими принципами являются: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, антропологический.

Навыкисостоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Образование – в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью; это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система –это специально организованное взаимодействиекультурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации, знаний и опыта поколений согласно государственным стандартам, учебным планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека, общества в целом.

Обучение –это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

Отношениявключают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения личности к различным сторонам жизнедеятельности.

Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. В практике образования выделяются:знаниевая и культурологическая, технократическая и гуманистическая, социетарная и человеко-ориентированная, педоцентристская и детоцентристская образовательные парадигмы.

Педагогика – 1) это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни; это наука о 2) путях, способах, методах саморазвития личности; 3) способах и технологиях косвенного управления процессом развития личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

Педагогическая технология– это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности обучающегося.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Приём – это деталь метода, то есть частное его проявление.

Принцип дидактический –основные требования к профессиональной деятельности педагога, соблюдение которых обеспечивает качество образования. Определяется следующая система дидактических принципов: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории и практики обучения с жизнью, индивидуализации и дифференциации.

Проблемное обучение – это особый вид взаимодействия педагога и обучаемых, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Развивающее обучение – это педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения и направленная на реализацию потенциальных возможностей учащихся («….обучение… идет впереди развития личности»); обеспечивает не только полноценное усвоение учащимися знаний, но и формирование у них способов учебной деятельности; при этом ученик выступает не только как объект обучающих воздействий учителя, но как самоизменяющийся субъект учения.

Развитие –это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Содержание образования –это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Способности – такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и поисковой деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

Средство обучения – это приспособление, орудие действия, которое помогает учителю учить, а ученику учиться.

Творческая деятельностьв учебном процессеобеспечивает рождение новых знаний, умений и отношений; разработку оригинальных способов решения задач.

Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 минут), планом работы и составом учащихся. Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

Форма организации обучения (организационная форма обучения) – это дидактическое понятие, которое означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает порядок и режим взаимосвязи участников образовательного процесса.

3.Лабораторный практикум не предусмотрен.

Тематический план практических занятий для очной, очно-заочной и заочной формы обучения

Задание

Раскройте происхождение слова «педагогика».

\Какой вклад в становление педагогики как науки внес Ян Амос Коменский?

Охарактеризуйте этапы становления педагогики. Кто из зарубежных и отечественных ученых разных эпох внес наибольший вклад в развитие педагогической науки и практики?

В каких значениях в современных условиях употребляется термин «педагогика»?

Определите объект и предмет педагогической науки.

Раскройте сущность основных категорий педагогики.

Назовите основные отрасли педагогики.

Каковы формы и типы связей педагогики с другими науками?

Охарактеризуйте основные образовательные парадигмы в мировой педагогической практике, реализация которых определяет общекультурное значение педагогики.

Основная литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -- М., 1996.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. -- М., 1991.

3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: В 2 ч. – Москва - Воронеж, 1996 - 1997.

4. Березовин Н.А., Козулин А.В., Сманцер А.П., Жук О.Л. Основы педагогики. Часть 1. -- Мн., 1996.

5. Березовин Н.А.,Цырельчук Н.А. Теория и практика обучения. Учебно-методическое пособие. –Мн., 2001 –430с.

Дополнительная литература

6. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. -- М., 1997.

7. Гессен С. Основы педагогики. -- М., 1995.

8. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. -- СПбГУ, 1992.

9. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -- М.: Сентябрь, 1996.

10. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М., 1999.

11. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995.

12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -- М.: Арена, 1994.

13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2000.

14. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. -- Новосибирск, 1999.

Задание

1. Раскройте сущность понятия методологии педагогической науки.

2. Каковы функции методологии педагогики?

3. Каково методологическое обеспечение инновационных процессов в педагогике?

4. Назовите и охарактеризуйте основные методологические принципы в педагогике.

5. На какие четыре основные группы делятся педагогические методы в соответствии с этапами проведения научного исследования.

6. Какие методы используются для анализа педагогического опыта?

7. Каковы особенности проведения педагогического эксперимента?

Основная литература

15. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. -- М., 1996.

16. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. -- М., 1991.

17. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: В 2 ч. – Москва - Воронеж, 1996 - 1997.

18. Березовин Н.А., Козулин А.В., Сманцер А.П., Жук О.Л. Основы педагогики. Часть 1. -- Мн., 1996.

19. Березовин Н.А.,Цырельчук Н.А. Теория и практика обучения. Учебно-методическое пособие. –Мн., 2001 –430с.

Дополнительная литература

20. Герасимов В.Н. Основы превентивной педагогики. -- М., 1997.

21. Гессен С. Основы педагогики. -- М., 1995.

22. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. -- СПбГУ, 1992.

23. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -- М.: Сентябрь, 1996.

24. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. – М., 1999.

25. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига, 1995.

26. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -- М.: Арена, 1994.

27. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2000.

28. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. -- Новосибирск, 1999.

Задание 1

4. Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование политических и социальных компетенций школьника?

5. Как решается эта задача в 837 школе г. Москвы (дир. А.Н. Тубельский)?

Наши рекомендации