Биологические программы

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра педагогики

Г.Б. Корнетов

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие

2-е изд., перераб. и доп.

Допущено Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по педагогическим специальностям

(ОПД.Ф.02 – Педагогика)

АСОУ

ББК 74.03

УДК 37.01:37(09)

К 67

Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – АСОУ, 2009. – 296 с.

ISBN 978-5-204-01938-3

Рассматриваются феномены педагогики, образования, воспитания, обучения, образовательной среды, анализируются деструктивные последствия образования, раскрываются смысл и значение дисциплины и свободы в образовании, особенности педагогики авторитета, манипуляции и поддержки, сущность и пути умственного и нравственного образования, характер и особенности образования человека как индивида, личности и индивидуальности, анализируется феномен демократической педагогики.

Пособие представляет собой учебно-методический комплекс, рассчитанный на 54 часа аудиторных занятий. Структурно содержание разделено на девять тем и 27 занятий. К каждому занятию даются программа, список основных понятий, вопросы, литература, материалы к изучению темы и фрагменты из педагогических текстов.

Студентам, изучающим курс "Педагогика", преподавателям педагогическим дисциплин.

ББК 74.03

УДК 37.01:37(09)

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Академии социального управления

Рецензенты:

д-р пед. наук, чл.-корр. РАО В.Г. Безрогов,

канд. пед. наук, доцент Н.Б. Баранникова

ISBN 978-5-204-01938-3 © Корнетов Г.Б., 2009

© АСОУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ............................................................................................... 5

Тема I. Феномен педагогики

Занятие 1. Лекция "Педагогика как наука об искусстве воспитания и обучения человека" 7

Занятие 2. Лекция "Человек как предмет педагогики" ...................................... 14

Занятие 3. Семинар "Как стать педагогом" ........................................................ 25

Тема II. Образование, воспитание, обучение

Занятие 4 Лекция "Феномен образования" ......................................................... 34

Занятие 5. Лекция "Воспитание и обучение как две подсистемы образования" 45

Занятие 6. Семинар "Главное условие педагогической эффективности образования" 54

Тема III. Образовательная среда

Занятие 7. Лекция "Феномен образовательной среды" ..................................... 67

Занятие 8. Лекция "Проектирование образовательной среды" .......................... 76

Занятие 9. Семинар "Воспитание и обучение через образовательную среду" .. 85

Тема IV. Деструктивные последствия образования

Занятие 10. Лекция "Проблемы и противоречия образования" ......................... 95

Занятие 11. Лекция "Образование как принуждение и насилие" ........................ 111

Занятие 12. Семинар "Деформация человека в образовании" ........................... 123

Тема V. Дисциплина и свобода в образовании

Занятие 13. Лекция "Место и роль дисциплины в образовании" ....................... 135

Занятие 14. Лекция "Свобода как ценность, цель, средство и условие образования" 146

Занятие 15. Семинар "Пути и способы поддержания дисциплины и реализация принципа свободы в образовании" 155

Тема VI. Авторитет, манипуляция и поддержка в образовании

Занятие 16. Лекция "Педагогика авторитета" ...................................................... 165

Занятие 17. Лекция "Педагогика манипуляции и педагогика поддержки" ........ 175

Занятие 18. Семинар "Реализация педагогики авторитета, манипуляции и поддержки в образовании" 186

Тема VII. Умственное и нравственное образование человека

Занятие 19. Лекция "Умственное образование" .................................................. 198

Занятие 20. Лекция "Нравственное образование" ............................................... 205

Занятие 21. Семинар "Пути и способы умственного и нравственного образования" 214

Тема VIII. Образование человека как индивида,
личности и индивидуальности

Занятие 22. Лекция "Индивидные свойства человека в образовании" .............. 229

Занятие 23. Лекция "Образование личности человека" ...................................... 239

Занятие 24. Семинар "Образование индивидуальности человека" .................... 244

Тема IX. Горизонты демократической педагогики

Занятие 25. Лекция "Сущность и особенности демократической педагогики" . 254

Занятие 26. Лекция "Образ демократической школы" ....................................... 262

Занятие 27. Семинар "Метод проектов и продуктивное обучение в демократической школе" 274

Литература ................................................................................................... 288

Приложения:

1. Примерное планирование занятий ............................................................... 290

2. Список имен .................................................................................................. 291

Предисловие

Образование так же древне, как и само человечество. Оно возникло одновременно с обществом, развивалось и модифицировалось на протяжении всей его истории. Уже в глубокой древности люди пришли к пониманию огромной роли воспитания и обучения как в жизни отдельного человека, так и в жизни социума. Они пытались осмыслить опыт педагогической деятельности, понять причины удач и неудач в деле воспитания и обучения, сформулировать цели образования, определить оптимальные пути, способы и средства их достижения.

В первобытных общинах каменного века взрослые заботились о воспитании каждого ребенка, а подростки могли стать полноправными членами первобытных коллективов только пройдя цикл обрядов посвящения, составной частью которых было обязательное обучение.

"Полезен для тебя будет даже один день в школе", – внушали учащимся в Древнем Египте. "Наставь юношу при начале пути его; он не уклонится от него, когда и состареет", – говорилось в Библии. "Человек может исполнить свой долг перед предками и выполнить свою священную религиозную обязанность, только родив детей и дав им достойное воспитание, учили "Упанишады" последователей индуизма.

Двадцать пять веков назад в Древнем Китае Конфуций утверждал, что первейшая обязанность мудрого правителя – накормить народ и дать ему достойное образование. На другом конце евразийского континента 100 лет спустя "мудрейший из греков" Сократ убеждал афинян, что лишь посредством образования человека можно сделать добродетельным, а общество справедливым. Его ученик, великий Платон, считал образование важнейшей функций государства, без правильного осуществления которой невозможно построить идеальное общество.

Христианство возникло как великий проект перевоспитания человечества…

На протяжении веков и тысячелетий появлялись все новые педагогические проекты, призванные сделать людей совершенными, добродетельными, счастливыми, а государство и общество – идеальными и совершенными. Целая эпоха получила название "Век Просвещения". Ее идеологи видели в просвещении народа важнейшее условие морального совершенствования человечества, распространения знаний, залог прогрессивного развития общества.

И сегодня в перспективе XXI столетия образование рассматривается как важнейшая движущая сила развития постиндустриальной цивилизации – общества, основанного на знаниях.

Человеческая жизнь устроена таким образом, что каждый из нас постоянно оказывается то в позиции ученика-воспитанника, то в позиции учителя-воспитателя. Искать ответы на вопрос, как вести себя в педагогических ситуациях, приходится и профессиональным учителям, и воспитателям, и тем, кто оказывается таковыми в силу различных жизненных обстоятельств.

В настоящем пособии рассматриваются феномены педагогики, образования, воспитания, обучения, образовательной среды, анализируются деструктивные последствия образования, раскрываются смысл и значение дисциплины и свободы в образовании, особенности педагогики авторитета, манипуляции и поддержки, рассматриваются сущности и пути умственного и нравственного воспитания, характер и особенности образования человека как индивида, личности и индивидуальности, анализируется феномен демократической педагогики.

Тема I

ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИКИ

Педагогика в жизни человека и общества. Педагогическая культура. Педагогическая практика и педагогическая мысль. Педагогическая наука.

Знание о человеке как фундамент педагогики. Биологические и культурно-исторические программы развития человека в онтогенезе. Социализация. Управление развитием человека.

Овладение человеком педагогическим знанием и накопление им педагогического опыта. Педагогическая компетентность. Цель, задачи, содержание и структура курса "Педагогика".

Основные понятия: педагогика, педагогическая деятельность, педагогическая мысль, педагогическая наука, педагогика как искусство, педагогическая культура, педагогический опыт, педагогическая компетентность, биологическое наследование, социальное наследование, социализация.

Занятие 1

Лекция "ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА ОБ ИСКУССТВЕ ВОСПИТАНИЯ
И ОБУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА"

Цель лекции.Способствовать формированию у студентов понимания педагогики как науки об искусстве воспитания и обучения человека.

Материалы к лекции.Педагогика является сложным явлением, при рассмотрении которого внимание акцентируется на различных аспектах теоретической и практической деятельности людей, которая направлена на решение проблем, связанных:

с определением целей, путей, способов и средств организации развития и формирования человека;

с созданием условий для развития и формирования человека и управлением этими процессами;

с организацией освоения подрастающими поколениями накопленного обществом опытом;

с их приобщением к культуре и интеграцией в систему социальных отношений;

с подготовкой людей к воспроизводству и преобразованию культуры, выполнению различных социальных функций и ролей;

с приведением человека к принятым нормам;

с созданием условий для реализации потенциала людей, их самоопределением в пространстве общества и культуры.

Педагогика призвана ответить на вопросы кого, для чего, с помощью чего и как обучать и воспитывать.

С момента возникновения рода человеческого и на протяжении всей его истории люди заботились о воспитании и обучении подрастающих поколений, о подготовке их к жизни, об их физическом и духовном развитии. В течение многих тысячелетий человечество накапливало, осмысливало, преобразовывало, использовало опыт педагогической деятельности.

В своем наиболее широком значении понятие педагогика, ведущее свое происхождение от греческих корней пед- ("ребенок") и -гогия ("вести") – в Древней Греции педагогами называли рабов, сопровождавших детей, – обозначает взятые в единстве педагогическую мысль и педагогическую практику, науку и искусство воспитания и обучения.

Педагогика как искусство – это мастерство наставника (воспитателя, учителя), способного на практике адекватно и эффективно ставить и решать проблемы образования людей, организовывать их воспитание и обучение, создавать педагогически целесообразные условия для развития и формирования человека.

Педагогическая мысль – это совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений. Педагогическая мысль возникает одновременно с практикой воспитания и обучения, первоначально непосредственно вплетаясь в нее. Постепенно происходит обособление педагогической мысли на уровне обыденного сознания, что, в частности, находит свое отражение в фольклоре различных народов, многие произведения которого отражают педагогические воззрения людей, содержат педагогические рекомендации и могут быть использованы в качестве средств воспитания и обучения.

Педагогическая теория зарождается как комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение). Со временем она превращается в систематический свод знаний о воспитании и обучении и, выделяясь в самостоятельную отрасль знания, становится наукой. Обыденный и теоретический уровни педагогической мысли по мере их обособления продолжают сосуществовать, переплетаться и взаимодействовать. После выделения педагогики в отрасль научного знания образовательная проблематика продолжает разрабатываться представителями других областей знания, религиозными мыслителями, философами, идеологами политических партий и движений.

Педагогическая наука – отрасль научного знания, которая, во-первых, раскрывает сущность, структуру, цели, механизмы и закономерности образования, предстающего как педагогическая деятельность, как педагогические процесс, как педагогические отношения, его роль и место в развитии человека, и, во-вторых, разрабатывает новые эффективные модели воспитания и обучения как подсистем целостного образования, способы и средства их практической реализации.

Описывая, объясняя и интерпретируя существующую практику образования (воспитания и обучения), педагогика является наукой о сущем. Проектируя новые модели образования и обосновывая условия и способы их внедрения, она является наукой о должном. Педагогическая наука входит в состав педагогической мысли, являя собой высший уровень теоретического обобщения феномена образования.

Педагогическая деятельность – единственная форма деятельности людей, направленная на воспроизводство всех других видов человеческой деятельности, на воспроизводство самого человека как субъекта общественной жизни развитого физически, душевно и духовно, как индивида, как личности и как индивидуальности посредством преднамеренного создания специальных условий, обеспечивающих его становление.

Педагогический опыт общества конденсируется в педагогической культуре – той части человеческой культуры, которая воплощает в себе педагогические ценности и идеалы, традиции образования, знания и представления о его значении, месте и роли в жизни общества и человека, о целях, путях, способах и средствах воспитания и обучения о природе педагогического процесса, его структуре, закономерностях и тенденциях развития. Воплощенный в педагогической культуре педагогический опыт людей, являясь результатом практической и познавательной деятельности человечества в области образования, отражает уровень овладения способами воспитания и обучения на каждом этапе общественного развития.

Педагогическая культура общества является процессом и результатом практической и теоретической педагогической деятельности людей на протяжении всей социальной истории. Она воплощает в себе успехи и неудачи в деле образования новых поколений, достижения и просчеты, ставшие результатом попыток понять и осмыслить то, чем образование является, как и почему развивается и каким должно быть на практике. Педагогическая культура общества исторически и социально изменчива. Она отлична в различные эпохи у разных народов, в рамках различных цивилизаций и культур, сообществ и групп. Эти различия определяются не только отличиями в педагогическом опыте, его объеме и характере, но также этническими, религиозными и корпоративными традициями, уровнем и особенностями экономического развития, формами государственно-политического устройства, социально-классовой и профессиональной структурой, своеобразием уклада семейной жизни, достижениями научной и философской мысли и т.п.

Педагогическая культура воплощена в устной традиции, в обрядах и ритуалах, в зданиях учреждений образования и технических средствах обучения, в учебниках и монографиях, книгах и статьях, в произведениях искусства. Педагогическая культура воплощена в самих людях, которые ее создают, ею овладевают и ее реализуют в своей деятельности и общении. Важнейшими элементами педагогической культуры человека являются педагогическое мировоззрение и педагогическое мышление.

Педагогический опыт человека – это результат переживания и осмысления человеком различных возникающих в его жизни педагогических ситуаций, в которых он оказывается вовлеченным в педагогическую деятельность и педагогическое взаимодействие, влияя на окружающих людей мир и оказываясь объектом их влияния. Педагогический опыт основывается на практике чувственно-эмпирического познания действительности, предстает как единство педагогических умений и знаний.

Педагогическое мировоззрение – это комплекс обобщенных взглядов человека на образование, на его ценности и идеалы, место и роль в жизни человека и общества, на пути и способы его осуществления. Педагогическое мировоззрение определяет личностную педагогическую позицию человека, его отношение к различным педагогическим ситуациям и событиям, фактам и теориям, методикам и технологиям. Оно лежит в основе истолкования человеком смысла педагогической деятельности, оценке ее целей, средств их достижения и получаемых результатов.

Педагогическое мышление обеспечивает способность видеть, формулировать и интерпретировать проблемы, возникающие в процессе организации воспитания и обучения, определять условия, пути, способы и средства их разрешения.

В составе педагогики выделяют различные отрасли педагогического знания, систематизация которых строится по различным основаниям, учитывающим различные аспекты теоретической и практической педагогической деятельности, возрастные особенности воспитуемых и состояние их здоровья, своеобразие образовательных институтов, специфику видов человеческой деятельности и т.п.

Общая педагогика изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации. Методология педагогики изучает методы и методику педагогических исследований. История педагогики изучает развитие педагогической мысли и практики образования с древнейших времен до наших дней. Сравнительная педагогика (педагогическая компаративистика) сопоставляет системы образования различных стран. Этопедагогика изучает традиционную педагогику различных народов. Теория воспитания изучает характер и особенности воспитательного процесса. Теория обучения (дидактика) изучает характер и особенности учебного процесса. Методика воспитания разрабатывает конкретные способы организации воспитательного процесса. Методика преподавания разрабатывает конкретные способы организации преподавания различных учебных дисциплин. Коррекционная педагогика (специальная педагогика, дефектология) разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы: олигофренопедагогика – педагогические способы работы с людьми, имеющими отклонения в умственном развитии, сурдопедагогика – со слабослышащими и глухими людьми, тифлопедагогика – с плоховидящими и слепыми людьми, логопедия – с людьми, страдающими нарушениями речи. Педагогический менеджмент (школоведение) разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями.

Как особые области, ориентированные на возрастные особенности различных категорий людей, выделяют педагогику детства, педагогику юности, педагогику взрослых. Лечебная педагогика направлена на создание специальных условий по воспитанию и обучению лиц, страдающих различными заболеваниями. Пенитенциарная педагогика рассматривает проблемы перевоспитания лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально-технического образования, педагогика среднего специального образования, педагогика высшей школы разрабатывают проблемы воспитания и обучения в яслях и в различных образовательных учреждениях. Выделяют социальную педагогику, занимающуюся проблемами социального воспитания, семейную педагогику, рассматривающую проблемы организации воспитания в семье, педагогику досуга, связанную с досуговой деятельностью людей. Производственная, инженерная, военная, театральная, спортивная и тому подобные педагогики направлены на решение педагогических проблем, которые возникают в различных сферах человеческой деятельности.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

К.Д. Ушинский

ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ (1867 г.)[1]

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и уменье, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом.

Но разве есть специальная наука воспитания? Отвечать на это вопрос положительно или отрицательно можно, только определив прежде, что мы разумеем вообще под словом наука. Если мы возьмем это слово в его общенародном употреблении, тогда и процесс изучения всякого мастерства будет наукою; если же под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех или других явлений, относящихся к одному предмету или к предметам одного рода, то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только или явления природы, или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола. Но ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в этом строгом смысле, а только искусствами, имеющими своею целью не изучение того, что существует независимо от воли человека, но практическую деятельность – будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое не зависит более от воли человека, но практическую деятельность – будущее, а не настоящее и не прошедшее, которое также не зависит более от воли человека. Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем несется цель и идеал его творчества. Всякое искусство, конечно, может иметь и свою теорию; но теория искусства – не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке. <…>

Мы будем называть педагогику искусством, а не наукою воспитания.

Мы не придаем педагогике эпитета высшего искусства, потому что само слово – искусство – уже отличается от ремесла. Всякая практическая деятельность, стремящаяся удовлетворить высшим нравственным и вообще духовным потребностям человека, т.е. тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы, есть уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшую из потребностей человека и человечества – их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек.

Из сказанного вытекает уже само собою, что педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. <…> Нам придется <…> различать педагогику в обширном смысле, как собрание знаний, необходимых или полезных для педагога, от педагогики в тесном смысле, как собрания воспитательных правил. <…>

Такими науками для педагогики, из которых она почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее целей, являются все те науки, в которых изучаются телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях.

К обширному кругу антропологических наук принадлежат: анатомия, физиология и патология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия, в тесном смысле этого слова. во всех этих науках, излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.

П.Ф. Каптерев

ПЕДАГОГИКА – НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО? (1885 г.)[2]

Педагогика <…> имеет своей задачей не расширение чистого знания ради его самого, а более практические цели – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту. Те законы, которые добыты науками о человеке она старается применить к развитию подрастающих поколений. <…>

Педагогика изучает прошлое. Воспитательная деятельность началась не сегодня, она есть одна из существенных функций человека. Чем сложнее жизнь, тем сложнее и воспитание, чем проще среда, в которой вращаются люди, тем проще воспитание. Если мы возьмем дикаря с самыми простыми бытовыми условиями, мы и там найдем воспитание, хотя по нашему мнению, крайне несовершенное и грубое. Словом, где человек, там и воспитание, а у образованных народов еще и думы, теории о воспитании. Таким образом, педагогика изучает обширное прошлое. Она изучает и настоящее. Если человека вообще или целый народ изучают другие науки, то на долю педагогики остается частнейшее изучение известных групп людей и отдельных лиц с особой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние, какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и какие из средств, выработанных предыдущих педагогическим опытом, могут быть с пользой употреблены в данном случае. Все это дело не легкое и не имеет ничего особенного по сравнению со всяким другим научным изучением. Наконец, является третий, и последний, элемент изучения – так сочетать данные настоящего предмета и случая с опытом прошлого, чтобы в будущем получился определенный результат.

Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть наука о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании – с психологией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном. Другие науки о человеке менее касаются педагогики, но нельзя сказать, чтобы оставались ей совершенно чуждыми, какова, например, филология. Таким образом, научные предпосылки педагогической теории сложны и разнообразны. Но этим еще не исчерпывается трудность педагогической теории. Научные законы педагогика должна применять к известным обстоятельствам и потребностям и с известной целью. Откуда она возьмет знания этих обстоятельств, потребностей, целей? <…> Некоторые общие указания, конечно, могут быть почерпнуты из знания устройства человеческого организма, его главнейших отправлений и истории его развития. Но это будут указания слишком общие, касающиеся равно всего рода человеческого. При воспитании необходимы указания более частные, более определенные, применительно к известной народности, историческим условиям жизни, ее современному состоянию. Подобные сведения можно почерпнуть только из истории народа, из склада его общественной и государственной жизни, из потребностей и задач его настоящего. Таким образом, для применения общих законов жизни и развития природы человеческой к известной группе людей необходимо серьезное знание истории данного народа, его душевного склада, его современных стремлений и потребностей. А чтобы успешно выполнить намеченную такими путями цель, необходимо свободно располагать всем педагогическим опытом человечества, обстоятельно знать, к каким результатам пришло в этом отношении человечество, какие создало методы воспитания, какими воспитательными средствами пользовалось, какой преследовало образовательный курс и т.д., иначе сказать нужно широкое знание истории педагогики. <…>

Воспитательная деятельность, есть практическая, техническая деятельность, или мастерство. Взятая в своем чистом виде, она <…> имеет мало научного характера, будучи индивидуальной или вообще слишком частной и не заключая объяснительных рациональных элементов, преследуя непосредственную ближайшую цель и мало заботясь о всех общих отдаленных вопросах. Конечно, в полной власти педагога осмыслить свою деятельность: он может стараться применять в своей деятельности положения действительно научные, а не правила и советы сомнительной практической мудрости, не проверенной научным анализом; вместо полусознательного и неметодического экспериментирования, каким обыкновенно бывает вся деятельность педагога, особенно молодого, начинающего, он может подвергнуть научное положение вполне сознательному и систематическому педагогическому опыту; вращаясь постоянно среди детей, юношей и вообще людей, только что развивающихся, он может с разных сторон следить историю развития и склада человеческой личности. Он внесет тогда в свою деятельность не только элементы прикладной науки, но поднимется в сферу чистой науки, будет расширять и приумножать чисто знание о человеческой природе, без каких-либо непосредственных практических применений его. В отдельных личностях он будет изучать тогда природу человеческую вообще. Словом, осмыслить, рационализировать свою деятельность педагог может очень легко, так как она непосредственно связана со многими и различными научными сферами.

Но для этого нужно получить соответствующую педагогическую подготовку, нужно получить вкус и любовь к научному исследованию.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте признаки обыденного педагогического знания, теоретического педагогического знания и педагогической науки. Какими общими и особенными признаками эти феномены различаются?

2. Как соотносятся педагогическая культура общества и педагогическая культура человека?

3. Сравните, что общего и особенного содержится в интерпретации педагогики К.Д. Ушинским и П.Ф. Каптеревым? Какая точка зрения вам представляется более обоснованной и почему?

Литература

Бест Ф. Метаморфозы понятия педагогика // Перспективы: Проблемы образования. 1989. № 2.

Бим-Бад Б.М. Что такое педагогика? // Труды кафедры педагогики истории образования и педагогической антропологии УРАО. Вып. 17. М., 2002.

Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. 1999. № 3.

Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. № 3.

Корнетов Г.Б. Становление и обоснование педагогики как отрасли научного знания // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии УРАО. Вып. 4. М., 2001.

Занятие 2

Лекция "ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ"

Цель лекции.Способствовать формированию у студентов понимания движущих сил и механизмов становления человека в онтогенезе в контексте взаимодействия врожденных и прижизненно приобретаемых программ поведения, а также необходимости и возможности педагогического управления этим процессом.

Материалы к лекции.Понимание возможностей и границ управления развитием человека определяется трактовкой соотношения роли генетически наследуемых и прижизненно приобретаемых качеств и свойств человека, а также зависит от трактовки соотношения возникающих спонтанно и создаваемых целенаправленно обстоятельств жизни человека, которые влияют на его развитие.

Для понимания сущности управления развитием человека важно понимание того обстоятельства, что само его возникновение было исторически связано с появлением системы социального наследования. Если биологическое наследованиеобеспечивает воспроизводство одного поколения людей за другим, передавая материальные (генетические) структуры через зародышевые клетки, то социальная сущность формируется у каждого человека посредством усвоения им в ходе общественно-практической деятельности опыта истории.Социальным наследованиеми называется передача этого опыта от поколения к поколению.

Система социального наследования предполагает наличие специфического человеческого организма. Его генетическая (врожденная) поведенческая программа не накладывает фундаментальных запретов на многообразие форм жизнедеятельности. Она обусловливает универсальный неспециализированный характер поведения, обеспечивает возможность усвоения и осуществления практически необозримого набора видов деятельности. Человеческий организм характеризуется наличием двуногого хождения, полифункционального органа – руки, высокоорганизованной нервной системы, способностью к речи. Главный врожденный генетически адекватный признак человека – длительное прижизненное созревание и способность к обучению. Эта способность получает невиданное развитие у людей в связи с возникновением культуры, позволяющей накапливать в неограниченных объемах и передавать от поколения к поколению опыт жизнедеятельности, ибо воплощает его в себе.

Культура, представляющая собой комплекс созданных людьми искусственных структур, в которых воплощен опыт их общественной деятельности – орудий труда, знаковых и коммуникативных систем, норм поведения, верований, произведений искусства и т.п., – основа системы социального наследования. Человеческие качества формируются только и исключительно в процессе освоения индивидами социального опыта, воплощенного в культуре. Индивиды, осваивая культуру, развивают и самих себя, и саму культуру.

Наряду с культурой система социального наследования предполагает существование общественных отношений, включаясь в которые индивиды становятся субъектами социальной деятельности. Только установив социальные связи с другими людьми, общаясь с ними, индивиды овладевают специфическим человеческим опытом жизнедеятельности, воплощенным в культуре.

Социальное наследование осуществляется в рамках процессов социализации, обеспечивающих превращение индивида в культурное общественное существо, в человека в полном смысле этого слова.

Обычно, определяя социализацию в общем виде как "процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений"[3], различные авторы акцентируют внимание на различных аспектах этого процесса. Так, А.В. Мудрик подчеркивает разнообразие "потоков" социализации. Он пишет: "Социализация – развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества ... Процесс социализации можно представить как совокупность четырех составляющих: стихийной социализации, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными условиями, сложившимися в обществе;

Наши рекомендации