Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту

Компоненты педагогического мастерства тренера: гностический, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Педагогическое мастерство. Структура профессионально-педагогического мастерства. Характеристика педагогических способностей (экспрессивная, гностическая, дидактическая, академическая, организаторская, перцептивная, психомоторная, мажорная, личностная).

Значение и функции общения. Общение в педагогическом и тренировочном процессе. Модели поведения педагога с воспитанниками.

Понятие и значение общения. Функции общения: способ проявления человеческой сущности, фактор становления человека, потребность человека в общении: «контактные и неконтактные культуры» фактор существования общности, общение и особенности поведения человека.

Роль общения в педагогическом и тренировочном процессе при решении воспитательных, образовательных и воспитательных задач. Модели поведения педагогов с воспитанниками: диктаторская, «неконтактная, дифференцированного внимания, негибкого реагирования, авторитарная, гиперрефлексивная, гипорефлексивная, активного взаимодействия.

Педагогическая техника и технология педагогического общения.

Понятие «педагогическая техника». Характеристика компонентов педагогической техники (имидж педагога, мимика, пантомимика, техника речи, дыхание, голос, дикция, ритмика, управление эмоциональным состоянием).

Речь педагога. Внушающая сила слова. Особенности устной речи (эмоциональный подтекст: тон, тембр, темп, техника реки; импровизация, контакт с аудиторией, управление эмоциональным состоянием во время выступления).

Культура речи.

Типичные ошибки восприятия в процессе общения. Способы установления взаимопонимания в учебной и спортивной деятельности (идентификация, рефлексия, антиципация). Типы собеседников.

Типичные ошибки восприятия ученика учителем (тренером), эффекты: ореола, предубеждения, первого впечатления, логической ошибки, центральной тенденции, единицы измерения, механизма установки. Приемы устранения эффектов восприятия. Типы собеседников (нигилист, позитивный, всезнайка, болтун, трусишка, неприступный, незаинтересованный, важная птица, почемучка).

Типичные причины конфликтов в педагогической деятельности. Прямые и косвенные методы их погашения.

Понятие «конфликта». Причины конфликтов (раздел общего объекта притязаний, ущемление достоинства личности, игнорирование личности, неподтверждение ролевых ожиданий, психологическая несовместимость). Методы погашения конфликтов. Прямые методы погашения конфликтов (проведение беседы руководителем, рассмотрение на собрании, наложение санкций). Косвенный методы погашения конфликтов («выхода чувств», «эмоционального возмещения», «авторитетного третьего», «обнажения агрессии»).

Реализация принципов речевой коммуникации в процессе учебной и тренировочной деятельности. Организационные принципы речевой коммуникации Петра Грайса. Принципы вежливости Джона Лича.

Принципы речевой коммуникации в П. Грайса: последовательности – ожидание реплики соответствующего типа, предпочитаемой структур (согласие или несогласие), кооперации (категории: количества, качества, способа, отношения).

Принципы вежливости Дж. Лича (максимы: такта, великодушия, одобрения.

Технология воспитывающей деятельности.

Понятия: «воспитание», «воспитанность», «воспитуемость».

Основные показатели воспитанности по Н.Е. Щурковой (внешний вид ребенка; мимический и пластический образ; речь; поведение, складывающееся из отдельных поступков; избирательная деятельность; реакции на социальные явления; система его взаимоотношений с окружающими; качественность его предметной деятельности; идеалы).

Уровни воспитанности и воспитуемости (по А.К. Марковой).

Педагогические процессы в сфере физической культуры и спорта.

Педагогика физической культуры и спорта как самостоятельная отрасль педагогических знаний. Объект и предмет научного изучения педагогики спорта. Связь педагогики физической культуры и спорта с другими науками.

Основные понятия педагогики. Образование как целостность воспитания, обучения и развития. Система педагогических процессов как предмет педагогики. Структура педагогической деятельности и сущность ее основных видов. Составляющие профессии тренера, преподавателя физической культуры.

Роль физической культуры и спорта в развитии личности.

Понятия: личность, ее развитие и формирование. Биологическое и социальное развитие. Важнейшие характеристики личности: разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, активность. Индивидуальность личности. Роль активности личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности. Значение воспитания в развитии личности. Спорт и общие закономерности развития человека.

Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту.

Воспитательные возможности физической культуры и спорта и их реализация в педагогическом процессе. Особенности процесса воспитания. Направленность воспитания на овладение личностью социальным опытом. Понятие воспитания в широком и узком смысле. Понятие о закономерностях воспитания. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы: включение личность в деятельность, стимулирование активности, планирование перспектив развития, учет возрастных и индивидуальных особенностей и др. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы. Психологическая сущность процесса воспитания. Всесторонне развитие личности и воспитание. Объективные и субъективные факторы, составляющие сущность процесса воспитания.

Наши рекомендации