Становление основных компонентов речевого развития в раннем возрасте
Важнейшую роль в пропедевтике выраженных дизонтогенетических отклонений в формировании речевой функции всегда играл своевременно поставленный клинический диагноз [Бадалян Л.О. с соавт., 1980; Белова – Давид Р.А., 1972; Журба Л.Т. с соавт., 1981; Лебедев Б.В. с соавт., 1981; Ляпидевский С.С., 1961; Трауготт Н.Н., 1994, и мн. др.]. Прогноз развития речи ребенка в случаях стойкого нарушения речевой функции зависит от многих факторов, которые могут потенциально повлиять на динамику ее формирования.
Раннее внутриутробное поражение приводит к тяжелым патологиям развития, среди которых нарушение речи выступает как сопутствующий, а не ведущий признак. Так, например, врожденные расщелины губы и неба (ВРГН) возникают в первом триместре беременности, приводят к инвалидизации новорожденного ребенка, нарушению естественных процессов дыхания, глотания, сосания и т.п. Речевые нарушения, входящие в симптомокомплекс ВРНГ достаточно выриабельны и во многом зависят от тяжести общего поражения ЦНС, от сроков и методик операционного лечения, успешности восстановительного периода и реабилитационных мероприятий.
Значительно более распространенными являются такие нарушения речи, возникновение которых у детей не связано с врожденной анатомической патологией и тотальным поражением ЦНС на ранних сроках беременности. Достаточно часто к речевым нарушениям приводит негативное влияние ряда пренатальных и перинатальных «факторов риска», вызывающих негрубые патологические изменения ЦНС различного генеза.
Особую роль играет выявление тех факторов, при которых возможно нарушение развития плода при сроке воздействия в период 6-9 месяцев гестации. При действии вредных факторов на этом этапе развития грубых пороков головного мозга не возникает. Именно в этом периоде беременности возможно возникновение таких изменений, наступающих в нервной системе, которые носят чаще более легкий характер, и хорошо соотносятся с микросимптоматикой, характерной для детей с системным недоразвитием речи или, если использовать терминологический аппарат англоязычных научных исследований, детей со специфическими нарушениями речи (“specific language impairment”- SLI) [Барашнев Ю.И., 2001; Мастюкова Е.М., 1992, 1997; Симерницкая Э.Г., 1985; Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., 1999; Jonston J.R., 1992; Paul R., 1991, 1996; Powell R.P.&Bishop D., 1992; Rescorla L., 1989.]. Однако ставить знак равенства между стойкой задержкой речевого развития и системным недоразвитием речи («специфическим нарушением речи») нельзя, т.к. потенциал компенсации в раннем возрасте очень высок и ребенок может значительно продвинуться в своем речевом развитии под воздействием коррекционно-развивающих методик. За рубежом все более широкое распространение получает другой термин, который используется для описания состояния речи детей раннего возраста с проблемами в формировании вербальных средств общения - специфическая задержка речи (Specific Language Delay)– и подобное состояние трактуется исследователями скорее как «фактор риска», чем нарушение [Smiley L.R., Goldstein P.A., 1998]. Данный термин мы рассматриваем как наиболее близкий по смысловому содержанию к понятию «стойкая задержка речевого развития».
Возможности медицинской реабилитации ограничены не только клинической топологией и тяжестью нарушения ЦНС у ребенка, но и жесткими временными рамками: например, в случаях гипоксических мозговых расстройств, которые могут наблюдаться у новорожденного ребенка, патологический процесс носит выраженный прогредиентный характер. Это означает, что только раннее вмешательство может способствовать восстановлению пострадавших функций, структур и органов [Барашнев Ю.И, 2001, с 593-594].
Важным признаком серьезности проблемы, приведшей к возникновению стойкой задержки речевого развития, является ее сочетания с разнообразными проявлениями трудностей в моторном развитии. В раннем возрасте проблемы моторного развития могут носить как локальный характер (по типу негрубых нарушений физиологического процесса грудного вскармливания, а после 1 года – жевания и глотания), так и общий характер (проблемы становления локомоторных функций на первом году жизни или трудности формирования сложных двигательных навыков – удержание равновесия при хождении по доске, прыжки на одной ноге). Характер двигательных проблем в этих случаях не всегда носит специфический характер, как, например, при апраксиях в случаях моторной алалии.
Усугубляют задержку речевого развития частые соматические заболевания ребенка на первом году жизни, а также перенесенные травмы головы, связанные с падениями или ударами. В исследовании О.Е. Громовой (2003) установлено, что успешность речевого развития в определенной мере соотносится с антропометрическими показателями детей при рождении: конституциональные особенности детей со сниженной массой тела могут в возрасте до 2 лет существенно влиять на динамику усвоения первых слов, однако после 2 лет речевое развитие протекает более успешно у тех детей, которые меньше болеют простудными заболеваниями. Как известно, у маловесных детей любые заболевания протекают с более тяжелыми осложнениями, что может оказать косвенное влияние и на формирование важных предпосылок речевой деятельности на первом году жизни.
В целом, влияние всех негативных факторов сконцентрировано преимущественно во внутриутробном развитии, во время родов и младенческом возрасте (доречевом периоде), а в раннем возрасте чаще имеют место их резидуальные проявления.
Также влияют на начальный этап становления речевой функции индивидуальные особенности развития психической сферы (внимание, память, мышление, сенсорное восприятие и т.п.), диагностика которых в раннем возрасте достаточно сложна и требует квалифицированной психологической оценки.
Поэтому ранняя помощь детям со стойкой задержкой речевого развития строится с учетом негативного влияния перечисленных этиологических факторов, однако основной акцент делается на создание оптимальных педагогических условий для развития детской речи, специальной образовательной среды, стимулирующей формирование ее начальных этапов.
В раннем возрасте важное значение имеет дифференциальная диагностика стойкой задержки речевого развития от других состояний, сходных с ней по признаку «отсутствие речи», как это бывает, например, у детей с ранним детским аутизмом. Особую роль в раннем выявлении симптоматики подобных нарушений коммуникации играет учет особенностей формирования у ребенка привязанности к матери, пищевого поведения в онтогенезе, расстройств сна и других подобных нарушений [Башина В.М., 1989; Брутман В.И., Радионова М.С., 1997; Кириченко Е.И., Бобылева Г.И., Шевченко Ю.С., 1984; Кощавцев А.Г., 1996; Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г, Гречаный А.С., 2001; Сухарева Г.Е., 1998 и мн.др.].
В случаях речевого дизонтогенеза не менее важен и анализ социальных условий, в которых родился и растет ребенок с проблемами в развитии речи. Существенные изменения в социальных отношениях, произошедшие в нашей стране в начале 90-х годов, косвенно повлияли на то, что изменился возрастной состав женщин, рожающих впервые, уменьшилось количество детей в семье, возросло количество социальных сирот и детей, воспитываемых матерями-одиночками, резко возросло количество послеродовых депрессий и связанных с ними отклонений в эмоциональном развитии младенцев [Баз Л.Л., Баженова О.В., 1996; Баз Л.Л., Скобло Г.В., 1998; Доскин В.А с соавт., 1997].
Таким образом, в наши дни потребовалось серьезное теоретическое переосмысление существующих раньше взглядов на проблему задержки речевого развития с учетом произошедших изменений, а также - современных сведений о структуре и функциях развивающегося мозга, полученных с помощью передовых методик функциональной диагностики и компьютерной томографии [Благосклонова Н.К., 2002; Дубровинская Н.В. с соавт., 2000; Панов В.О., Волобуев А.И., 2001; Переселени Л.И., Мастюкова Е.М., 1989; Рожкова Л.А., 1997, 2002; Фарбер Д.А. с соавт, 2000; Фишман М.Н., 1989, 2002 и мн.др.].
Большинство детей раннего возраста с задержкой речевого развития при проведении систематических логопедических занятий могут к концу дошкольного возраста полностью преодолеть свой первичный речевой дефект [Н.С. Жукова, Е. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990]. Однако лонгитюдные наблюдения за детьми, которые в раннем возрасте имели задержку речевого развития, продемонстрировали, что значительная часть этих детей (по данным О.Е. Громовой (2003), 29,4%) оказываются не в состоянии справиться со своими речевыми проблемами до достижения школьного возраста.
Практический опыт занятий с детьми, накопленный логопедами, сотрудничающими с лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушениями речи ИКП РАО за последнее десятилетие, убедительно свидетельствует в пользу того, что положительный эффект от логопедической работы многократно усиливается при ее раннем начале.
Таким образом, ранняя дифференциальная диагностика отклонений в развитии детской речи и применение стимулирующего логопедического воздействия уже в преддошкольном возрасте способствуют минимизации проявления выраженных дизонтогенетических отклонений на следующих стадиях речевого развития.
Современная логопедия пока не располагает описанием и детальным анализом дизонтогенеза речи ребенка раннего возраста. Однако предшествующие исследования как в области лингвистики детской речи, так и в области коррекционной педагогики и специальной психологии позволяют определить приоритеты в изучении этого вопроса.
Во-первых, исключение из логопедического наблюдения периода раннего детства приводит к тому, что мы упускаем самый важный, «сензитивный» период для развития речи и соответственно переносим решение основных логопедических задач за рамки этого благоприятного возраста.
Во-вторых, основными этиологическими причинами, приводящими к различным отклонениями в речевом развитии детей, являются отрицательные факторы, действующие до начала развития речи, поэтому раннее выявление отклонений в становлении речевой функции поможет вовремя начать необходимые медико-педагогические мероприятия, которые наиболее эффективны на начальном этапе формирования импрессивной или экспрессивной речи.
В-третьих, указанные обстоятельства позволяют обосновать целесообразность раннего логопедического обследования, наблюдения и, по необходимости, логопедической поддержки речевого развития детей в рамках клинико - лого – психологического исследования соответствия уровня развития возрастной норме.
В-четвертых, функционирующая система учреждений дошкольного образования, реализующая основные программные требования к воспитанию и развитию ребенка раннего возраста, может служить организационной основой для реализации пропедевтического логопедического воздействия на детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи.