Понятие о психике человека
Имеется два значения слова «психика». Первое – психика как субстанция, второе – психика как субстрат.
Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (виртуальное сжатие природы).
Подход к психике как субстрату ведёт к появлению проблемы: психика – это просто свойство нервной системы, специфическое отражение её работы, или психика имеет свой субстрат, т.е. то, из чего она состоит. В нас-тоящее время однозначного ответа на этот вопрос нет.
Известно, что нервная система является только частью психики, поэтому нельзя отождествлять психику и нервную систему. В связи с этим выдвигаются гипотезы о существовании субстрата психики. По мнению некоторых ученых, это могут быть лептоны – мельчайшие ядерные частицы.
Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, субъективный образ объективного мира, идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, происходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире.
Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека с внешним миром и осуществляющая в его поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Таким образом, психика представляет собой: субъективный образ объективного мира; продукт высокоорганизованной материи – мозг; орган управления поведением и деятельностью человека.
Психика человека отражает действительность не зеркально и пассивно, она действует на основе приобретенного опыта, знаний, умений и навыков, изменяя отображаемое и, в конечном счете, себя. Психика регулирует деятельность человека, но и сама развивается в процессе этой деятельности.
Научная трактовка психики сводится к следующим положениям:
1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивидуальное научение.
2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; её возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психологический образ и психологического образа в регулируемое им действие.
4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, т.к. обусловлена социокультурными факторами.
5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.
Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеального и материального.
Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности.
Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-истори-ческой практике.
Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы.
С точки зрения Б.Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является ее основными признаками.
Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровневая, но и многомерная, т.е. у нее множество свойств и функций. Психические функциональные системы могут выстраиваться в иерархию по различным основаниям. Любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и системными свойствами. Психика как система также обладает определенной организацией.
Содержание психики
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:
Психические процессы – это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности (длятся от доли секунд до десятков минут и более). Как правило, имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
В целом, психическое существует как живой, идеально пластичный, непрерывный, развивающийся процесс, порождающий те или иные результаты (например, чувства, образы, мыслительные операции и т.д.).
Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются:
а) на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь);
б) эмоциональные (эмоции и чувства);
в) волевые (воля).
Психические состояния более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию.
Они выражаются в определенном уровне, работоспособности и качестве функционирования психики человека, свойственных для него в определенный момент времени. К ним относятся состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошее или плохое настроение.
Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К ним относятся направленность (что хочет человек?), темперамент и характер (как проявляется человек?), и способности (что может человек?).
Психические образования – это то, что становится результатом работы психики человека, её развития и саморазвития; это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним следует относить приобретенные знания, навыки и умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.
Социально-психологические явления – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением, взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям (классам, этносам, малым и большим группам, религиозным конфес-сиям и т.д.).