Контроль за развитием детей первого года жизни

Контроль за динамикой психического развития в груп­пах детей первого года жизни проводит воспитатель под руководством старшего воспитателя. Близко к дате рождения каждый месяц (± 5 дней) воспита­тель проверяет развитие ребенка по следующим линиям: с конца периода новорожденности и до 2,5—3 месяцев — это развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций и положитель­ных эмоциональных реакций, подготовительные этапы развития активной речи, движения общие. От 2,5—3 до 5—6 месяцев — это также развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, подготовительных этапов активной ре­чи (гуления) и умений в процессе кормления, общих движений. От 5—6 до 9—10 месяцев — это развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов понимания ре­чи, навыков и умений в процессах. От 9—10 месяцев до 12 ме­сяцев — это развитие общих движений, действий с предметами, понимание речи и активная речь, развитие навыков и умений в процессах.

Данная схема является сокращенным вариантом методики Э. Фрухт, опубликованной в работе: Дети — сироты. Консультирование и диагности­ка. М., 1998. Она не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

Дней

1.Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение): фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10с. Движения глаз скачкообразные. Может следить за игрушкой в одну сторону.

2.Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком
звуке; при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на
звук с обеих сторон.

Дней

1. Зрительные ориентировочные реакции', удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого); движения заторможены, фиксирует взглядом предмет или лицо взрослого в течение 5—10 с.

2. Слуховые ориентировочные реакции: через 5—10 с. успокаивается; движе­ния заторможены. Слуховое сосредоточение в течение 10—15 с.

Месяц

1. Зрительные ориентировочные реакции: плавное прослеживание движущегося предмета; сосредоточивает взгляд на игрушке, плавно следит за ней (до 30 см), не выпускает ее из поля зрения, поворачивает голову вправо и влево. Разрешается следить за игрушкой в одну сторону не менее 2 раз.

2. Слуховые ориентировочные реакции: прислушивается во время и после
звучания погремушки (10—15 с.), движения заторможены.

3.Эмоции и социальное поведение, первая улыбка в ответ на разговор
взрослого; неярко улыбается в ответ за 3—4 обращения к нему.

4. Движения обилие, лежа на животе, пытается поднимать и удерживать
голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины,
удерживает ее в течение 5 с. и опускает.

5.Подготовительные этапы развития активной речи: издает отдельные
звуки в ответ на разговор с ним; после нескольких обращений взрослого ребенок отвечает отдельными звуками. Допустима отсроченная реакция (от нескольких секунд до 1 мин).

Месяца

1. Зрительные ориентировочные реакции:

а) длительное зрительное сосредоточение: смотрит на привлекший
внимание неподвижный предмет или лицо взрослого; смотрит на игрушку
в течение 20—25 с, не двигается;

б) длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым: следит не­
прерывно (10—15 с) за небольшой игрушкой (до 50 см), поворачивая голову
вправо и влево.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) ищущие повороты головы при длительном звуке: слушает в течение
5 с. и после этого или сразу поворачивает голову вправо и влево; возможен
преимущественный поворот голову в одну сторону;

б) поворачивает голову в сторону голоса взрослого: сосредоточенно
слушает в течение 5—10 с. и поворачивает голову в сторону голоса взросло­
го, ищет глазами, пытается «увидеть».

3. Эмоции и социальное поведение:

а) быстро отвечает улыбкой на разговор с ним: широко и длительно
улыбается после трех обращений к нему;

б) длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке: случайно
увидев лежащего рядом ребенка, услышав его голос, поворачивает голову и
сосредоточивает на нем взгляд в течение 15—30 с. Движения заторможены.

4. Движения общие: лежа на животе, поднимает, и некоторое время удерживает голову; поднимает невысоко и удерживает голову не менее 5 с.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: повторно произно­сит отдельные звуки.

Месяца

1.Зрительные ориентировочные реакции: зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке); после двух-трех обращений смотрит на лицо говорящего взрослого или игрушку в течение 10с.

2.Эмоции и социальное поведение:

а) проявляет комплекс оживления в ответ на эмоциональное общение с
ним (разговор): смотрит на лицо взрослого. После одного-двух обращений
широко улыбается, издает тихие и короткие звуки, сгибает, и разгибает
ноги и руки. Оживление нарастает и сохраняется после обращения в течение 5—10 с. Может проявлять комплекс оживления без какого-нибудь одно­го компонента;

б) ищет глазами ребенка, издающего звуки: услышав звуки, издаваемые
лежащим рядом ребенком, ищет взглядом источник звука, а найдя, сосредоточивает взгляд на соседе, затем может реагировать комплексом оживле­ния.

3.Движения руки: случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью; оживляясь, выпрямляет руки и наталкивается на игрушку (одну или обе) 2-3 раза. Разжимая пальцы, пытается захватить ее и прослеживает глазами движения рук.

4.Движения общие.

а) лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в
течение 1 мин): сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья,
грудь приподнята, ноги спокойно лежат. Сохраняет это положение в течение 1 мин;

б) удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взросло­
го): удерживает голову прямо в течение 30 с;

в) при поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору нога­
ми, согнутыми в тазобедренном суставе: при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

Месяца

1.Зрительные ориентировочные реакции: узнает мать или близкого человека (радуется); на знакомого человека смотрит выжидающе, радостно улыба­ется. При повторном появлении оживляется, внимательно смотрит, иногда гулит и тянется. Недоволен, когда взрослый отходит, и не сразу перево­дит взгляд на незнакомого; смотрит на него спокойно, отвлекается. В доме
ребенка реакция может отсутствовать.

2.Слуховые ориентировочные реакции:

а) поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и нахо­дит его глазами: слушает в течение 2—3 с и четко поворачивает голову в
сторону звука, ищет и быстро находит глазами погремушки или бумагу,
смотрит на нее в течение 10с;

б) по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: спокойно
слушает колыбельную, смотрит на поющего. Движения заторможены.
Оживляется при звуках плясовой, радостно смотрит на взрослого, появляется комплекс оживления. После окончания пения оживление сохраняется
в течение 5-10 с. При звуках колыбельной опять становится спокойным.

3. Эмоции и социальное поведение-.

а) во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;

б) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к
нему: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо,
оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.

4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и
захватывает низко висящие над грудью игрушки; смотрит на игрушку, потягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, сле­дит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).

5.Движения общие, то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.

6.Подготовительные этапы развития активной речи: гулит; гулит сам или
через 1—3 мин. после общения с ним взрослого.

7.Навыки и умения в процессах, во время кормления придерживает рука­
ми грудь матери или бутылочку; при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления — руки на бутылочке.

Месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от
чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека); при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.

2. Слуховые ориентировочные реакции:

а) узнает голос матери или близкого человека; к незнакомому голосу
прислушивается, ищет говорящего глазами, к повторному звучанию бывает
безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушивается, ищет глазами,
улыбается, поворачивается, беспокоится и ищет, если голос замолкает;

б) различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи,
по-разному реагирует: на ласковую интонацию улыбается, оживляется, на
строгую — сосредоточивается, хмурится, может заплакать.

3.Эмоции и социальное поведение, радуется ребенку, берет у него из рук
игрушку, гулит; осматривает все, находит глазами ребенка, издающего
звуки, рассматривает его, меняет положение, тянется, старается взять игрушку (если ребенок ее держит), гулит, повторяет за ним звуки.

4.Движения руки и действия с предметами:

а) берет игрушку из рук взрослого: смотрит на игрушку, поднимает и
выпрямляет руки, направляет их к игрушке и берет ее (возможно, одной
рукой);

б) удерживает в руке игрушку: взяв игрушку, не роняет и удерживает ее
в течение 30 с.

5. Движения общие.

а) долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук: сразу после того, как положили на живот, или при виде игруш­ки, или после дополнительного воздействия выпрямляет руки, поднимает голову и верхнюю часть корпуса, лежит, опираясь на ладони выпрямлен­ных рук;

б) переворачивается со спины на живот: следит за игрушкой, поворачи­вает голову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот,
выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опираясь на выпрямленные
руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи
взрослого; в) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки: твердо опирает­ся обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1 мин.

6.Подготовительные этапы развития активней речи: подолгу певуче
гулит — длительно, нараспев произносит гласные звуки (без видимых
воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).

7.Навыки и умения в процессах: ест с ложки полугустую и густую пищу —
открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

Месяцев

1.Зрительные ориентировочные реакции: по-разному реагирует на свое и
чужое имена — прислушивается. Если называю чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Услышав свое имя, радуется, бы­стро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

2.Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из
одной руки в другую; сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игрушку, перекладывает и пр. Каж­дый ребенок действует по-своему в течение 1 мин.

3.Движения общие.

а) переворачивается с живота на спину: следит за игрушкой, поворачи­вает голову и быстро переворачивается на спину сам или при помощи
взрослого;

б) передвигается, переставляя руки или немного подползая: в течение
3—5 с. смотрит на игрушку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

4.Подготовительные этапы развития активной, речи: произносит отдель­ные слоги: однократно или редко произносит какой-либо один слог («ба»,
«ма»), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за
ним.

5.Навыки и умения в процессах:

а) хорошо ест с ложки, снимая пищу губами: раскрывает рот раньше,
чем ложка коснется губ, и снимает пищу губами;

б) пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи: прикасается губами к чашке и начинает пить. Выпивает всю порцию.

7 месяцев

1. Движения руки и действия с предметами: игрушкой стучит, размахи­вает, перекладывает, бросает и пр.; многократно перекладывает игруш­ку из руки в руку, извлекает звук, стучит по подстилке, бросает вниз (1 мин).

2. Движение общие, хорошо ползает (много, быстро, в разных направле­ниях); сразу или после рассматривания игрушки и помощи ползет вперед к ней, делает четкие движения руками и ногами, энергично, быстро любым способом меняет направление.

3. Подготовительные этапы развития понимания речи: на вопрос:
«Где ... ?» — находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте (например, часы, куклу и др.) — поворачивается к игрушке смотрит на нее, иногда хочет ее взять.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги; лепечет сам или, молча слушая,
смотрит на губы говорящего и через 1—5 мин произносит повторно слоги:
«ба-ба», «ма-ма» или др.

5. Навыки и умения в процессах: пьет из чашки, которую держит взрослый - прикасается губами к краю чашки, пьет быстро.

Месяцев

1.Эмоции и эмоциональное поведение: смотрит на действия другого ребен­ка и смеется или лепечет; смотрит внимательно, с интересом на ребенка,
привлекающего его внимание, движения могут быть заторможены, иногда
повторяет слоги, смеется, глядя на соседа, подражает его действиям, тянет­ся к игрушке.

2.Движения и действия с предметами:

а) игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними в зависимости от их свойств: толкает мяч один раз, еще раз, сбрасывает крышку с бидончика, действует сразу или после помощи взрослого. Выполняет
любые два действия;

б) подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, выни­мает и т.п.); смотрит на действия взрослого и подражает: толкает мяч, сбрасывает крышку, вынимает и пр. Действует повторно - и однократно. Может
выполнить два действия из трех.

3. Движения общие.

а) сам садится, сидит и ложится; поворачивает голову, чтобы увидеть
игрушку, ложится на бок, опираясь на руку, и садится; если ребенок овладел
движением, он отвечает на помощь сам или с участием взрослого. Сидит
прямо. Ищет игрушку, поворачивает голову, ложится на бок, опираясь на
руку, и сразу ложится на живот. Может сесть и лечь другим способом;

б) держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается; цепляясь
руками за перекладину, встает на колено и одну ногу, затем сам или при
помощи взрослого встает на обе ноги - и выпрямляется. Держась, стоит на
прямых, расставленных ногах в течение 1 мин. Оборачивается за игруш­кой, переставляя руки, опускается па одно колено, сгибает другую ногу и,
придерживаясь, становится на четвереньки или садится;

в) переступает, держась за барьер; идет за игрушкой, переставляя руки,
переступая приставным шагом, боком, медленно.

4. Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос: «Где ... ?» — находит несколько (два-три) предметной на по­стоянных местах; на вопрос: «Где ... ?» — поворачивает голову и смотрит на
называемый предмет, находит два предмета;

б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без пока­
за), например, «ладушки», «дай ручку» и др.; по просьбе выполняет одно из
движений.

5.Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги; произносит повторно слоги, имею­щиеся в его лепете (несколько слогов).

6.Навыки и умения в процессах, ест корочку хлеба, которую сам держит в
руке, пьет из чашки, которую держит взрослый; держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами; при виде чашки
протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку
руками.

Месяцев

1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую
мелодию; тихо слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит
освоенные плясовые движения.

2. Эмоции и социальное поведение: догоняет ребенка, ползет к нему на­
встречу; подражает действиям и движениям другого ребенка; один ребе­
нок, посмотрев на другого, уходит, другой устремляется за ним, оба радуются этому. Ползут друг другу навстречу и смеются (возможна игра в прятки
и др.); ребенок наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им -
стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда
игрушки, повторяет действия детей.

3.Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависи­мости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает
и др.) — резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гре­мит, мяч катает; может выполнить только одно действие.

4.Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками: смотрит на взрослого и направляется к нему,
держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся
шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит к другой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору.
Делает два-три перехода.

5.Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос: «Где ... ?» — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения; находит взглядом игрушку на постоянных местах, ищет и находит их на других
местах;

б) знает свое имя: на зов приближается к взрослому или оборачивается,
идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.

6.Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взросло­му, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете, слушает, следит за движе­нием губ взрослого и сразу или через 1—2 мин повторяет слоги.

7.Навыки и умения в процессах:

а) хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, четко направ­ляет руки к чашке и берет ее двумя руками, наклоняется к ней и пьет.
Может поднять чашку ко рту, наклонить. Если взрослый перестанет поддерживать чашку, ребенок выронит ее;

б) формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок): ребенок спокойно и адекватно реагирует на предложение взрослого идти на горшок. Сидя на горшке, иногда лепечет, улыбает­ся, не пытается встать. Результат положительный.

Месяцев

1.Эмоции и социальное поведение: действует рядом с ребенком или одной
игрушкой с ним; действия одного ребенка привлекают другого, который
приближается и включается в те же действия, или независимо друг от друга
они действуют в одном месте, рядом (вынимают игрушки из одного ящика,
улыбаются друг другу).

2.Действия с предметами: самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет различные действия с игрушками (вынимает и вкладывает, открывает и закрывает, катает). Действия с предметами принимают устойчивый характер: при виде игрушек выполняет отдельные разученные действия, по предложению взрослого выполняет требуемые действия. Может выполнять действия не до конца (не все игрушки вложил, не все вынул).

3.Движения общие:

а) встает около горки, берется руками за перила с одной стороны и
поднимается вверх боком, переставляя руки, приставным шагом или берет­ся за перила с обеих сторон или двумя руками с одной стороны;

б) идет вперед с поддержкой за обе руки: шагает за взрослым, опираясь
на его руки, шагает одной ногой вперед (приставным шагом) или чередующимся шагом.

4.Понимание речи: по просьбе: «Дай ...» — находит знакомые предметы
среди других и дает их; находит, берет и дает две из трех называемых игрушек.

5.Подготовительные этапы развития активной речи: подражая взрослому,
повторяет за ним новые слоги, которых еще не было в лепете ребенка;
слушает, следит за движением губ говорящего и сразу или через 1—2 мин,
подражая, повторно произносит два-три сочетания слогов.

6.Навыки и умения в процессах: закрепляются умения, приобретенные в
10 месяцев.

Месяцев

1. Эмоции и социальное поведение:

а) радуется приходу детей; радуется детям, смотрит на них; ждет, пока
приведут, устремляется к ним, смеется, лепечет, когда их помещают в
манеж (за барьер);

б) избирательное отношение к детям — радуется появлению определенного ребенка, подходит к нему, заигрывает. Если этого ребенка забирают из манежа, проявляет недовольство. Если наблюдаемого ребенка помеща­ют к детям, он осматривается и сразу направляется к определенному ребен­ку, подходит, наблюдает, начинает действовать с ним или рядом. Бывает иначе: приближается к определенному ребенку, дергает его, разбрасывает его игрушки, отходит и спокойно играет в другом месте.

2.Действия с предметами: овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень); сам или по инструкции выполняет два действия (не менее) — накладывает кирпичик, снимает и надевает кольца и др.

3.Движения общие:

а) стоит самостоятельно; отрывается от опоры и стоит на расставленных ногах 5 с или, оставленный без опоры, не падает в течение 5с., ноги расставлены, руки балансируют;

б) делает первые самостоятельные шаги; отпускает опору, делает два-
три шага вперед, затем опускается или ищет опору.

4. Понимание речи:

а) по словесной инструкции выполняет разученные действия, не под­
сказанные предметами (водит куклу, кормит собачку и пр.); по предложе­нию взрослого водит куклу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия;

б) появляются первые обобщения в понимаемой речи: по словесной
просьбе взрослого дает любую куклу, которую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.; находит две-три игрушки одного вида и дает их. Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например,
«мама, ав-ав, би-би, дай» и др.; во время игры или при виде показанных
игрушек ребенок называет их облегченными словами, повторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.

Месяцев

1. Зри тельные ориентировочные реакции:

а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по про­сьбе взрослого); в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик; б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать; в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрос­лому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии.

2. Эмоции и социальное поведение:

а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом; действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча;

б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком; один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется.

3. Действия с предметами:

а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.); самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками;

б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой
(водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.); выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.

4.Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры); идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до 3 м.

5.Понимание речи:

а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия,
имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди, прине­си, отдай тете, положи на место»); ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду) и пр.;

б) понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух-
трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать);

в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений;

г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.

6. Активная речь:

а) легко подражает новым слогам; повторяет за проверяющим слоги. Допустима отсроченная реакция;

б) произносит пять — десять облегченных слов; повторяет за проверяю­щим слова «дай, так, топ-топ» и др.; при показе игрушек называет их облег­ченными словами сам или повторяет названия за взрослым. Допустима от­сроченная реакция.

7. Навыки и умения в процессах: самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) — протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.

Наши рекомендации