Методы организации деятельности и формирования поведения
И.П. Подласый отмечает, что «воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса»[107]. Таким образом, целью методов этой группы является организация деятельности воспитанников таким образом, чтобы они приобретали опыт правильного поведения в обществе[108]. К ним относятся приучение, упражнение, педагогическое требование, поручение, общественное мнение, воспитывающая ситуация.
Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Говоря другими словами: приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.
В.А. Сластенин полагает, что «приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей»[109]. Применение метода приучения требует соблюдения некоторых педагогических условий:
– приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено (предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в коротком и ясном правиле);
– на каждый отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения;
– большое значение имеет показ образца воспитываемой формы поведения, создание положительного отношения к ней;
– для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели (вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем – быстроты);
– метод приучения предполагает контроль за выполнением действия (контроль требует доброжелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы; еще более важно организовать самоконтроль учащихся).
Упражнение. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Если в основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операциональной структуры как упражнение в правильном поступке.
Метод упражнения известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения. В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. «Нельзя научить ребенка писать, рассказывая, как «пишут другие»; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, только демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма»[110].
Результатом упражнений являются устойчивые качества личности, навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы человека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.
Эффективность упражнения зависит от системы упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения упражнений, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений, мотивации и стимулирования упражнений. Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмотреть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекватность упражнений спроецированному поведению – еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. В первую очередь используются упражнения для выработки общечеловеческих нравственных качеств, дефицит которых в современном обществе отмечают психологи и педагоги.
Педагогическое требование – метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются в определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств.
Различаются различные виды требования[111]. Самое распространенное деление требований – на прямые и косвенные. Для прямых требований характерны императивность, конкретность, определенность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований; предъявляется решительным тоном. Стимулом действия в косвенных требованиях становится не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Выделяют следующие виды косвенных требований:
– требование-совет – апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Можно считать совет принятым, если воспитанник видит в воспитателе старшего, авторитетного товарища, мнение которого он уважает;
– требование-игра (требование в игровом оформлении) – наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая высокий уровень профессионального мастерства. Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования;
– требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон;
– требование-просьба. Если коллектив хорошо, сплоченно организован, то просьба является самым употребляемым средством воздействия на окружающих. Основа данного требования – товарищеские отношения между воспитателем и воспитанниками. Просьба – форма проявления взаимного сотрудничества, доверия, уважения;
– требование-намек (успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование);
– требование-одобрение (вовремя высказанное педагогом одобрение, действует как сильный стимул).
Кроме того, требования могут вызывать положительную, отрицательную или безразличную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.
Среди разнообразия форм и видов педагогического требования выделяются требования непосредственные и опосредованные. Требование, при помощи которого воспитатель от воспитанника сам добивается нужного ему поведения, называется непосредственным. Требования учеников друг к другу, организованные педагогом, – опосредованные. Они вызывают цепочку действий – каждое последующее действие передаёт требование от одних воспитанников другим.
Поручение – практические задания, создающие и расширяющие опыт учащихся в различных видах деятельности (посетить больного товарища, помочь ему в обучении, изготовить игрушки для детского дома, украсить к празднику кабинет и т.д.). Для того чтобы развить необходимые качества, неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности и др. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, особенно старшим ребятам. Контроль может иметь форму проверки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.
Воспитывающая ситуация – а) метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях[112]; б) проблемная ситуация, созданная преднамеренно или возникающая стихийно, при разрешении которой воспитанник своим поведением выявляет уровень развития своих личностных качеств[113].
Выделяется несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспитывающих ситуаций. Прежде всего, ситуации не должны быть надуманными, а отражать жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каждом шагу.
Главными задачами воспитывающей ситуации является выявление уровня развития личностных качеств, а также формирование и дальнейшее закрепление этих качеств у воспитанника. Выделяются следующие виды воспитывающих ситуаций:
– проверочная ситуация, целью которой является диагностика личностных качеств;
– воспитывающая ситуация, направленная на воспитание и развитие моральных убеждений;
– контролирующая и закрепляющая ситуация – с целью закрепления положительных побуждений поведения;
– не предусмотренная воспитателем ситуация, однако, помогающая, и предусмотренная воспитателем, но мешающая.
Е.Н. Максимовских приводит примеры данных видов воспитывающих ситуаций. Она пишет: «Представим ситуацию: на урок приглашают человека, например, директора детского дома, который начинает с чувством рассказывать о детях, лишенных родительской заботы и любви, об их мечтах, об элементарной потребности в чьем-то участии. Ученики сопереживают сиротам, у них рождается желание помочь этим детям. Таким образом, мы можем судить о сформированности у них таких качеств, как доброта, сопереживание, желание помочь более слабым и т.п. Однако не все положительные намерения могут воплотиться в благие действия. Здесь огромную роль играет мотив выбора. Кому-то тяжело поскупиться своим личным временем, кому-то нелегко переступить через лень. Так или иначе, воспитанник встает перед выбором и не всегда, к сожалению, этот выбор решается в пользу реализации благих намерений. Происходит отсев, и только часть ребят воплощает свои намерения в поступки: собирает игрушки для детей-сирот, организует концертное выступление и т.д. Так воспитываются и закрепляются моральные убеждения»[114].
Таким образом, воспитывающая ситуация имеет огромное значение в формировании личностных качеств детей (гуманности), их «нравственного стержня», позволяют правильно скорректировать их поведение.