II. Структура содержания образования

Это научно обоснованная система ЗУН, эмоционально ценностное отношение к миру, опыта творческой деятельности.

Выделяют 4 компонента:

1. Знания:

· о природе

· обществе

· способах деятельности

· познании

происходит

· овладение основ наук

· гуманизация, гуманитаризация образования

· четкость в понятиях, ведущих идеях науки

· рассмотрение современных подходов

· устранение загруженности

2. Интеллектуальные и практические умения и навыки

3. Эмоционально-ценностное отношение к людям, обязанностям, самому себе, обществу.

4. Формирование опыта творческой преобразовательной деятельности.

Госстандарт образования – это содержательное ядро образования, включающий в себя материал, необходимых и достаточный для достижения целей образования.

Стандарт образования необходим в условиях многопрофильного образования для обеспечения эквивалентного образования выпускников.

На основе ГСО будут создаваться вариативные программы и учебники.

Уровни:

1. Федеральный – обеспечивает единство педагогического пространства, а так же интеграции в мире.

2. Национально-региональный. Направлен на определение нормативом того образование, который характерен для данного региона.

3. Школьный. Отражается спецификой направления отдельного образовательного учреждения.

ГСО способствует:

1. Созданию единого государственного пространства в условиях разнообразных типов школ, национальных и региональных моделей образования.

2. Формирует положительную мотивацию учения: доступный учебный материал, нормирована учебная нагрузка, определены требования к уровню образования и выделены критерии его оценки.

3. Выделение в учебном плане времени для занятий по выбору.

Требования к содержанию образования:

1. Научность

2. Исторический подход

3. Учет международного опыта построения содержания образования

4. Социально-воспитательный аспект

5. Морально-этические требования

6. Уровень развития общества, науки, техники, культуры

7. Учет возрастных возможностей

8. Оптимальный объем

9. Структурно-системные требования

10. Связь с жизнью, политехничность.

Документы, реализуемые через содержание образования:

1. Базисно-учебный план. Это основной нормативный документ, основа для разработки учебных планов. Исходный документ для финансирования и определения нормативов. Здесь же определяется продолжительность обучения в учебных годах на каждой ступени, недельная учебная нагрузка, обязательные учебные занятия и факультативные.

2. Типовой учебный план и учебный план.

3. На основе всех этих документов составляется учебная программа. Это тоже нормативный документ, который раскрывает содержание ЗУН, СУД по учебным предметам.

4. Учебный предмет – система научных знаний, практических умений, навыков, которые позволяют обучающимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с возрастными особенностями – исходные положения науки.

5. Рабочие учебные программы. Это конкретные для каждого преподавателя рабочие программы.

Структура учебных программ:

1. Объяснительная записка: задачи, воспитательные возможности, ведущие научные идеи.

2. Содержание программы: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, определяются основные понятия, умения и навыки, и возможные виды занятия.

3. Даются методические указания.

Преподавание осуществляется через учебники, учебные пособия.

Функции учебных пособий и учебников:

1. Информационно-познавательная

2. Исследовательская

3. Практическая

4. Самообразование

Виды учебников:

1. Универсальные

2. Систематический

Сборники упражнений и практических заданий

ü Хрестоматии

ü Программированные учебники

ü Электронные

Структурные построения учебников:

1. Линейная. Отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесто связанных между собой содержательных звеньев, которые изучаются только 2 раз. При выборе такой структуры, необходимо придерживаться требования последовательности, историзма, систематичности, доступности.

2. Концентрический. Предполагает возвращение к изучаемым материалам. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз. Причем его содержание постепенно усложняется, расширяются.

3. Спиральная. Обучающиеся, не теряя исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

4. Смешенная. Является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структуры. Она позволяет маневрировать, корректировать содержание образования, излагать учебный материал различными способами.

III. Виды образования

Виды образования в зависимости от характера подготовки: общее и профессиональное

Основные задачи общего образования:

1. Формирование научного мировоззрения

2. Вооружение широким кругом знаний в области науки, культуры, искусства, практической деятельности.

3. Развитие познавательной активности, творческих сил и способностей. Развитие суд.

4. Содействие воспитанию базовой культуры личности.

5. Развитие учащихся физически и готовность к участию во всех сферах жизни человека.

В содержание общего образования входит 3 основных цикла изучаемых дисциплин:

1. Естественнонаучные. Дают школьникам знания основ закономерностей развития природы, способы и средства их исследования, развитие абстрактного, логического мышления.

2. Гуманитарный. Способствует постижению законов общественного развития, постижению социальной природы человека, развитие речи, наглядно-образного мышления, творчества; Художественные.

3. Труд, физкультура, ОБЖ и т.д. Способствует укреплению здоровья, формированию трудовых умений, навыков, необходимых для будущей жизни.

Общее образование осуществляется во взаимосвязи с политехническим образованием, которое знакомит учащихся с научными основами современного производства, его главными отраслями, дает им навыки обращения с наиболее употребительными орудиями труда, содействует развитию творческих, технических способностей и психологической и практической подготовки учащихся к труду.

Профессиональное образование. Приобретение специфически-профессиональных ЗУМ и СУД.

Виды профессионального образования:

1. Допрофессиональная подготовка.

2. Начальная профессиональная подготовка: ПТУ, лицеи, УПК, профильные классы

3. Средне-специальная профессиональная подготовка: училища, техникум, колледж.

4. Высшие учебные заведения: институты, академии, университеты, консерватории.

5. Послевузовские: аспирантура, докторантура, ФПК, ИПК

Диагностика обучения

Диагностика обученности (контроль, проверка, оценка, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий). Образовательное и воспитательное значение диагностики. История развития педагогической диагностики.

Контроль, оценка и их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Образовательное и воспитательное значение контроля и оценки. Виды, содержание, функции контроля. Тестирование. Критерии оценки знаний, умений навыков. Проверка и оценка знаний учащихся в зарубежной школе. Диагностирование обучаемости.

Наши рекомендации