Тема №7 Овладение грамматическим строем речи

Практическая грамматика детской речи, ее отличие от грамматики взрослых (простота, универсальность, наличие активного творческого поиска). Процесс овладения грамматическими правилами, их доминирование в создании речевой продукции.

Развитие морфологии

Тема №8 Становление связной речи

Связная речь как объект психологического и лингвистического изучения, этапы ее становления, изменение форм связности в ходе развития.

Эгоцентрическая речь, концепция детского эгоцентризма в исследованиях Ж. Пиаже. Автономная детская речь в теории Л.С. Выготского. Внутренняя речь как элемент сложной психической структуры, обеспечивающей сложные психические функции (Т.Н. Ушакова). Ситуативный этап развития речи, дифференциация ситуативной и контекстной речи, их генетическое родство.

Усвоение техники построения диалога: обмен высказываниями-репликами, учет их содержательной и конструктивной связи, развитие способности к планированию своих и прогнозированию чужих речевых действий в пределах диалога, ориентация на речевой образ партнера по коммуникации, учет взаимодействия коммуникаторов. Переход от спонтанных мини-диалогов к развернутым формам диалогической речи.

Монологическая речь дошкольника, е репродуцирующая и произвольная фазы. Усвоение техники построения монолога: оформление целостности пропозиции, становление модальной оформленности речи, приобретение опыта коммуникативного варьирования высказывания, формирование репертуара речевых шаблонов, овладение различными функциональными стилями речи. Показатели целостности и связности как основные параметры оценки монолога.

Тема №9 Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи.

Связь функций речи и руки. Зависимость речевой моторики от развития общей моторики. Зависимость степени развития речевой и мелкой моторики рук. Основные группы речевых расстройств: нарушения звукопроизношения: косноязычие функциональное и механическое. Трудные для произношения звуки. Факторы, обуславливающие неправильное артикулирование звуков при механической дислалии. Нарушения ритма и темпа речи: несудорожный и судорожный характер расстройства ритма и темпа речи.

Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

2.3. Список литературы

2.3.1. Основная литература

1. Хватцев М.Е. Логопедия. М, 1969.

2. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 2003.

3. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. Питер, 2004.

2.3.2. Дополнительная литература:

1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой фун­кции в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е. Л. Заикание. — М., 1998.

3. Бодуэн де Куртенэ ИЛ. Избранные труды по общему язы­кознанию. — М., 1963. — Т. 2.

4. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвисти­ка / Под ред. A.M. Шахнаровича. — М., 1984.

5. Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.

6. Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

7. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.

8. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.

9. Гринфилд П.М. Информативность, предсуппозиция и се­мантический выбор в однословных высказываниях // Психолинг­вистика. — М., 1984.

10. Гуменная Г.С. Психолого-педагогическая типология де­тей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями / Под ред. Л.И. Беляковой. — М., 1991.

11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 1958.

12. Исенина Е.И. Дословный период развития речи у детей. — Саратов, 1986.

13. Исенина Е.И. Коммуникативная значимость вокализации в дословном периоде развития речи у детей // Структура языково­го сознания. — М., 1990.

14. Касевич В.Б. Онтолингвистика: типология и языковые правила//Язык, речь и речевая деятельность. — М., 1998. — Т. 1.

15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 1979.

16. Кубрякова Е.С. Данные о детской речи с общелингвисти­ческой точки зрения // Детская речь как предмет лингвистичес­кого изучения. — Л., 1987.

17. Левина Р.Е., Никашина ГЛ. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968. — Гл. 3.

18. Леонтьев АЛ. Исследование детской речи // Основы тео­рии речевой деятельности. — М., 1974.

19. Леонтьев АА. Основы психолингвистики. — М., 1999.

20. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуни­кации). — М., 1997.

21. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. — М., 1981.

22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Ле­виной. — М., 1968.

23. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1977.

24. Слобин Д. Когнитивные предпосылки грамматики // Пси­холингвистика. — М., 1974.

25. Соботович Е.Ф. Формирование навыков речевого обще­ния у детей с первичным недоразвитием речи // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. — Л., 1987.

26. Ушакова Т.Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. — 1974. — № 1.

27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской

речи. — М., 2000.

28. Чуковский К.И. От двух до пяти. — М., 1966.

29. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). — М., 1990.

30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.

31. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3.1. Тематический план курса

Наименование разделов и тем курса всего лекц семин Самост работа
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОНТОГЕНЕЗА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Детская речь как предмет научного изучения.      
Основные механизмы устной речи      
ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Начальные периоды речевого онтогенеза    
Овладение звуковой формой слова      
Развитие фонематического слуха в онтогенезе      
Закономерности овладения артикуляцией  
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ
Формирование лексического строя в онтогенезе    
Овладение грамматическим строем речи  
Становление связной речи    
Социальные условия нормального развития речи    
Патологическое развитие речи.      
Итого:  
 

3.2. Программа лекционного курса

Наши рекомендации