Приемы (способы) создания образов воображения
В техническом, литературном, художественном творчестве наиболее распространены следующие приемы создания образов: агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация, аналогия.
Агглютинация (склеивание) заключается в том, что новый образ получают путем соединения из двух или нескольких частей разных предметов. Примеры: кентавр, русалка.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета. Примеры: мальчик с пальчик, дракон с семью головами.
Заострение – подчеркивание в образе каких-либо признаков. Пример: карикатуры.
Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком-либо конкретном образе. Пример: Евгений Онегин – типичный представитель своего времени.
Аналогия построение образа похожего на реально существующую вещь. Это способ создания механизмов на основе биологической модели. Пример: создание дельтапланов по аналогии с птеродактилями.
ТЕМА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ.
Понятие и функции речи и языка.
Речь – сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.
Речь – процесс общения людей посредством языка; особый вид деятельности.
Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.
Функции речи:
1. Сигнификативная –способность слова обозначать, называть предмет.
2. Функция обобщения – в слове зафиксированы исторически обусловленные свойства предметов и явлений. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.
3. Коммуникативная – состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.
4. Экспрессивная – заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Функции языка.
1. Хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда).
2. Общение (коммуникативная функция).
Структура речевой деятельности
Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для регуляции и контроля собственной речи.
Структура речевой деятельности:
1. Мотивационный этап – наличие потребности в общении.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование (в форме внутреннего программирования) темы, стиля общения, речевых фраз.
5. Реализация общения.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.
7. Коррекция направления, стиля общения.
Виды речи.
В психологии речь разделяют на внешнюю – ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую.
8.2.1. Внутренняя речь и ее особенности.
Внутренняя речь – это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. Это разговор человека с самим собой, сопровождающий процессы мышления, осознание мотивов поведения, планирование и управление деятельностью.
Внутренняя речь в отличие от внешней обладает особым синтаксисом. Эта особенность заключается в кажущейся отрывочности, фрагментарности, сокращенности. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.
Вторая особенность– предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, понимающих «без слов», о чем идет речь в их разговоре. Им нет нужды в каждой фразе называть предмет разговора, указывать подлежащее: оно им и так известно.
Третья особенность – своеобразный семантический строй внутренней речи:
а) преобладание смысла над значением. Смысл понимается как совокупность всевозможных ассоциаций – фактов, которые в нашей памяти оживляет данное слово. Значение – это часть смысла, которую приобретает уже наделенное в языке широким смыслом слово в контексте конкретного речевого высказывания.
б) агглютинация– своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом.
в) смыслы слов имеют другие законы слияния и объединения, чем законы слияния значений. Смыслы как бы вливаются друг в друга и как бы влияют друг на друга. Во внутренней речи мы всегда можем выразить свои мысли и даже целые рассуждения одним названием.
8.2.2. Внешняя речь и ее виды.
Внешняя речь – это общение между людьми при помощи разговора или различных технических средств.
Устная речь. Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.
Диалогическая речь – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог – это обмен репликами. Психологически диалог является более простой формой речи. Во-первых, диалог – речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого. Это облегчает говорящему выразить свою мысль.
Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией.
В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждается, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.
Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы знаний, мыслей одним лицом.
Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.
В монологической речи, по сравнению с диалогической, существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Основные требования к ней – последовательность и доказательность.
Другое условие – грамматически безукоризненное построение предложений. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов.
Монолог предъявляет требования к темпу и звучанию речи. В монологе недопустимы скороговорки, невнятное произношение, монотонность. Выразительность в монологе должна создаваться за счет голоса. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов, чтобы не отвлекать внимание слушателей.
Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.
Письменная речьхарактеризуется следующими особенностями: четким замыслом; сложной композиционно-структурной организацией; ограниченностью выразительных средств (курсив, абзац и др.). Письменная речь требует развернутого построения, систематического, логического, связного изложения. Письменная речь предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. Письменная речь требует специального овладения.