Леонтий Филиппович Магницкий
Внес огромный вклад в методику светского школьного обучения петровской эпохи. Он создал собственный учебник «Арифметика», опубликовав его после двухлетней проверки. Эта учебная книга знаменовала собой рождение действительного нового учебника, соединявшего в себе отечественную традицию с достижениями западноевропейской методики преподавания точных наук. Этот учебник имел прикладной характер. Он обучал всем основным математическим действиям, включая алгебраические, тригонометрические, логарифмические. Содержание математических знаний изучалось последовательно по принципу от простого к сложному. Широко применялись разнообразные средства наглядности. К учебнику прилагались различные таблицы и макеты. Уже титульный лист учебника был своеобразным символическим наглядным пособием. Арифметика как наука была изображена в виде аллегорической женской фигуры со скипетром – ключом и державой, восседавшей на троне, к которому вели ступени лестницы с последовательным перечислением арифметических действий. Трон был помещен в «храме наук», своды которого поддерживали две группы колонн по 4 в каждой. Первая группа колонн имела надписи: «геометрия, стереометрия, астрономия, оптика» и покоилась на фундаменте, на котором был написан вопрос: «Арифметика что дает?». Вторая группа колонн имела надписи: «Меркатория (собственно навигацкая наука), география, фортификация, архитектура».
Таким образом, «Арифметика» Магницкого была своего рода математической энциклопедией, носившей ярко выраженный прикладной характер. Он не уступал западноевропейским образцам и учитывал своеобразие русской жизни.
М.В.Ломоносов – ученый–энциклопедист, художник, поэт. Жизненный путь Ломоносова хорошо известен. Сын поморского крестьянина, самоучка, скрыв свое происхождение, в 19 лет поступает в Славяно–греко–латинскую академию. В ней он получает широкую общеобразовательную подготовку, учится искусству. За успехи в учебе он был направлен в Петербург для обучения при Академии наук. Затем учеба за границей – в Германии. С 1741 г. И до самой смерти Ломоносов вел научную, преподавательскую и общественную деятельность в России.
Ломоносов имел свои педагогические убеждения. Цели воспитания он формировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. Природу человека он рассматривал иерархически: «нижняя, чувственная, эгоистическая», и «высшая, духовная, патриотическая». Отсюда цель просвещения – научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество. В Петербургской академии наук шла борьба молодой русской науки с консервативной идеологией академии. Ломоносов выступал против узкой научной замкнутости академиков – немцев, за выдвижение на передний план интересов государства Российского. Ломоносов был одержим мыслью создать российский по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в которой могли бы учиться все желающие независимо от сословий. В Петербурге ему это сделать не удалось, и он начинает эту работу в Москве. Ломоносов создает ряд учебных пособий, охватывавших и гуманитарные, и естественные научные дисциплины: «Краткое руководство к риторике», «Риторика», включающие хрестоматию по русской и зарубежной литературе, «Российская грамматика» (выдержала 11 изданий и переведена была на все европейские языки), учебник истории «Краткий Российский летописец с родословием», учебные пособия «Древняя Российская история» и «Слово похвальное блаженной памяти государю – императору Петру Великому», а также учебные книги по химии, физике.
В 1755 г. Императрица издала указ об учреждении в Москве университета и 2-х гимназий: для дворян и разночинцев. Ломоносов был не только профессором университета, но и с 1758 г. руководителем университетских гимназий. Важнейшим документом этого периода был «Регламент академической гимназии».
Иван Иванович Бецкой был профессиональным педагогом, получившим образование за границей, под влиянием идей французских просветителей. Он полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера.
Бецкой был внебрачным сыном князя Трубецкого, родился в Стокгольме и много лет работал в Париже. Именно ему Екатерина II поручила создание в России системы воспитательных учреждений для дворянских детей. В документе «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» Бецкой изложил свои взгляды на всестороннее воспитание «идеальных» дворян. Именно в воспитании он видел «корень всему злу и добру», оно должно быть сообразным природе детей, развивать в них такие качества как учтивость, благопристойность, трудолюбие, умение управлять собой и знание «домостроительства». Образование без воспитания лишь вредит натуре ребенка, портит его, отвращает от добродетелей.
Оптимальная форма организации воспитания и обучения – закрытое воспитательное учреждение, куда должны будут приниматься дети с 5-6 лет и находиться в нем до 18-20 лет. На протяжении всего пребывания в учреждении они должны быть изолированы от воздействия окружающей среды, даже от влияния родственников. Таким образом предполагалось воспитать «новых отцов и матерей», которые воспитывали бы своих детей не на основе старых традиций, а исходя из педагогической целесообразности. Как воплощались эти идеи? Были созданы: училище при Академии художеств, воспитательные дома в Москве и Петербурге, воспитательное общество благородных девиц в Петербург и коммерческое училище. Каждое учебное заведение имело свой Устав, общим для которых было: запрещение телесных наказаний и запугивание детей, индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося, ориентация всей педагогической деятельности на решение задач развития неповторимой личности учащихся. Однако отсутствие учителей, способных воплотить все это на практике, свело все благие намерения Бецкого на нет.
Единственно успешной была деятельность Воспитательного общества благородных девиц, Смольного института, положившего начало женскому образованию в России.
Ученицы–дворянки (обучались на Николаевской половине) были объединены в «возрастные» группы – классы, имевшие свою форму как знак отличия. Девочки (5 – 9 лет) носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами», девочки – подростки (9 – 12л.) одевались в голубые платья, с 12 – 15 л. – серые, в 15 – 18 л. – зеленые, а на балы – белые. В течение 12 лет обучения родители не имели права забирать своих детей домой. Учили их русскому и иностранному языкам, арифметике, географии, истории, стихосложению, музыцированию, рисованию. Приучали к чтению, труду. Мещанское отделение (Александровская половина) при Смольном институте готовило учительские кадры. Здесь готовили преподавательниц как для самого института, так и домашних учительниц, воспитательниц. Подготовка «дам – преподавательниц» была очень важным делом, т.к. в России екатерининской эпохи повсеместно стали появляться частные пансионы, где преподаватели – иностранки обучали лишь языку, манерам, танцам, не имея никакого педагогического образования.