Негативные факторы семейного воспитания

Неадекватное воздействие материального благосостояния семьи.

Бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей.

Авторитаризм либо либерализм; безнаказанности и всепрощение.

Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни.

Отсутствие нормального психологического климата в семье.

Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, противоречивость в применении методов, физические наказания).

Неумение, а часто и нежелание принять ребенка таким, каков он есть.

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми:

когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях,

когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Умение слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений – залог эффективного семейного воспитания.

В. 19 ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.

Цель воспитания – некий идеал, к которому стремится общество.

Цель — идеальная модель результата деятельности.

Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий.

Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций.

ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ.

Несколько примеров.

Античный мир. Целью воспитания должно быть воспитание добродетелей.

Платон отдает предпочтение воспитанию ума, воли и чувств.

Аристотель говорит о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Ян Амос Коменский: «должна быть твердо установленная троякая цель воспитания: 1 - вера и благочестие; 2 - добрые нравы; 3 - знание языков и наук".

Дж. Локк: главная цель воспитания - сформировать джентльмена - человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

Ж.Ж.Руссо: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника)".

+++++++++++++

Основной ЦЕЛЬЮ (идеалом) СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ является ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ.

Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

+++++++++++++

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

- прагматической;

- гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

ТРАДИЦИОННЫЕНАПРАВЛЕНИЯ (СОДЕРЖАНИЕ) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание.

В наше время формируются новые направления вос­питательной работы — гражданское (патриотическое), правовое, экономическое, экологическое.

умственное воспитание экономическое воспитание
эстетическое воспитание правовое воспитание
физическое воспитание трудовое воспитание и профессиональная ориентация
нравственное воспитание семейное воспитание
патриотическое воспитание экологическое воспитание

ПРИМЕРЫ

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

- укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

- развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);

- воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);

- формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;

- развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Наши рекомендации