Опыт реформирования отечественной системы просвещения в дореволюционный период

Обращение к истории вопроса позволяет утверждать, что первые попытки преобразований напрямую связаны со становлением школь­ного дела в стране. По-настоящему отсчет школьных реформ, проводи­мых на государственном уровне, начинается в отечественной истории с XVIII века. Как только в стране создается школьная система, управляемая и финансируемая государством, проекты школьных реформ из теоретической плоскости мгновенно переводятся в плоскость практическую.

Как свидетельствует анализ литературы по истории образования, российский опыт школьного реформирования в дореволюционный пе­риод включает несколько временных этапов: первая четверть XVIII в.; I782-1786 гг.; 1802-1804 гг.; 1828 г.; 1860-е гг. [22; 43; 53; 62; 76;].

Первая школьная реформа связана с именем Петра I, который ввел гражданский алфавит, учредил Академию наук с университетом и гимназией, организовал первые светские школы профессионально-техни­ческого характера, соединявшие элементы общего и профессионального образования. Проекты по развитию просвещения в России, созданию общедоступных государственных школ неоднократно подавались на рассмотрение императора. Их авторами были И.Т. Посошков, Ф. Салты­ков, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович и др. Всех их объединяло понимание важности создания в стране системы светского государственного обра­зования. Петр I сделал ставку на создание профессиональных школ, осуществлявших подготовку людей к конкретному виду деятельности. В 1701 г. была создана школа математических и навигацких наук, кото­рая послужила образцом при создании большинства школ петровской эпохи. В последующие годы в городах, портах, на уральских горных за­водах были открыты инженерные, артиллерийские, медицинские, навигацкие и горнозаводские школы. В 1714 г. учреждаются светские ци­фирные школы, в которых обучают грамоте, письму, арифметике, эле­ментарным сведениям по алгебре, геометрии, тригонометрии. После смерти Петра I созданные им школы были закрыты или преобразованы. При его преемниках акцент с профессиональной школы, где сословный принцип нередко нарушался, переносится на развитие дворянской шко­лы. В середине XVIII в. идет становление привилегированных учебных заведений: благородные пансионы, Кадетский корпус (1731), Морской кадетский корпус (1752), Пажеский корпус (1759).

Во второй половине XVIII в. в эпоху правления Екатерины II было предпринято несколько попыток создания государственной системы просвещения. Основные усилия были сконцентрированы на построении отдельных звеньев образовательной системы, которые в будущем плани­ровалось объединить в целостную систему. Была заимствована идея фран­цузского просвещения о необходимости изоляции ребенка в период об­учения от влияния общества. Первоначально ставка была сделана на со­здание закрытых учебных заведений (школ-интернатов), построенных по сословному принципу. План создания государственной системы об­разования, разработанный И.И. Бецким, получил одобрение императри­цы. Были созданы училище при Академии художеств (1764), коммерчес­кие училища (1773) воспитательные дома в Москве и Санкт-Петербурге, Смольный институт благородных девиц (1764). Но данные учреждения были немногочисленны, и их деятельность осложнялась отсутствием спе­циально подготовленных учителей и воспитателей.

Неудовлетворенность ходом преобразований стимулировала разра­ботку многочисленных проектов школьных реформ. По просьбе Екате­рины II известный французский философ Д. Дидро написал проект обра­зовательной реформы «План университета для Российского правитель­ства» (1775), подразумевая под университетом всю систему образования. Однако данный проект не получил поддержки императрицы. Ей были чужды высказанные им идеи (бессословность, открытость, преемствен­ность системы образования).

В 1782 г. была создана Комиссия народных училищ, которой было поручена подготовка школьной реформы. Комиссия издала «Устав на­родным училищам в Российской империи» (1786), согласно которому учреждалось два типа школ: главные народные училища в губернских городах и малые народные училища в уездных городах. Этим было по­ложено начало созданию школьной системы в российских городах. Не­посредственно план реформы и материалы по ее реализации были под­готовлены главным идеологом реформы Ф.И. Янковичем. Даже беглый взгляд на сущность и содержание преобразований позволяет сделать ряд выводов:

Во-первых, реформа проводилась под сильным влиянием зарубеж­ного опыта, главным образом, немецкого и австрийского. Была заи­мствована схема и технология проведения реформы. Многие методи­ческие руководства и учебные пособия за неимением своих, национальных, переводились с немецкого языка и адаптировались применительно к утопиям российской школы.

Во-вторых, данная реформа имела институциональный характер. Фактически речь шла об учреждении в России нового типа школы - на­родного училища.

В-третьих, характерной чертой реформы была параллельность: устройство системы народных училищ шло параллельно с подготовкой учителей и созданием новой учебной литературы. В 1786 г. была открыта первая учительская семинария, готовившая учителей для народных училищ. Российскими авторами были написаны для них оригинальные учебники по геометрии, естествознанию, российской грамматике. Сам Янкович издал ряд пособий - «Букварь», «Всемирную историю», подготовил исторические и географические карты, атласы, ввел в русской школе использование доски и мела.

В-четвертых, образовательная реформа не была доведена до конца. Этому помешала нехватка средств и учителей. В эпоху Екатерины II в стране так и не была создана единая система просвещения.

Следующая реформа 1802-1804 гг. носила системный характер. В ее ходе происходит организационное оформление российской образователь­ной системы, объединение типов школ, возникших в XVIII в. и достройка недостающих звеньев. В подготовке документов реформы приняли участие видные государственные деятели того времени (М.М. Сперанский, Н.Н. Но­восильцев, А.А. Чарторийский и др.). Увлечение реформаторов француз­ским опытом преобразований в сфере просвещения в значительной мере повлияло на направленность российской реформы. В основу развития образования положены три принципа: бессословность, бесплатность, преемственность. В ходе реформы в стране впервые учреждается Ми­нистерство народного просвещения. По примеру Франции Россия разби­вается на учебные округа (Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский) с университетом во главе каждого округа. Система образования включает 4 типа учебных заведений: на­чальную школу (приходское училище), промежуточное учебное заведе­ние (уездное училище), среднюю школу (гимназию) и высшую школу (университет). В стране устанавливалась строгая зависимость низших звеньев образования от высших. Для каждого типа школы определены сроки и программы обучения. Вне поля зрения реформы осталось жен­ское образование.

В 20-е гг. XIX в. идет постепенное отступление от принципов, зало­женных в реформе: ограничивается доступ к образованию выходцев из непривилегированных слоев населения, вводится плата за обучение| приходских и уездных училищах, гимназиях, из гимназического курса исключаются предметы, способствующие развитию «вольнолюбивых настроений», усиливается роль религиозного воспитания. В 1828 г. учреждается Комитет по устройству учебных заведений, который предпринимает комплекс мер, нацеленных на закрепление новых принципов школьной политики: сословность («каждому сословию свой уровень образования»), классическая направленность обучения в средней школе, установление надзора за деятельностью учебных заведений и др. Устав гимназий и училищ 1828 г. нарушает преемственность российской образовательной системы. Вместо единой школьной системы возникают две изолированные системы образования: система начального образования (приходское училище и уездное училище), и система среднего и высшего образования (гимназия и университет). Каждая система пред назначалась для определенного сословия и функционировала в автономном режиме.

В 30-е гг. XIX в. в России была сформулирована официальная док­трина развития школьного дела, основу которой составляли три принципа: «православие, самодержавие, народность». Впервые озвученная министром просвещения С.С. Уваровым (1833-1849 гг.), эта формула определяла государственную политику в области российского просве­щения вплоть до 1917 года.

Новая полоса реформирования охватывает 60-е гг. XIX в. В ходе мощного общественно-педагогического движения были выдвинуты различные проекты переустройства школы. Идя на уступки обществен­ному мнению, требовавшему полной ликвидации сословно-крепостнической системы народного образования и распространения грамотнос­ти среди населения, в 1862 г. Министерство просвещения разработало проекты уставов начальной и средних учебных заведений, которые ши­роко обсуждались. Однако итоговые документы реформы оказались го­раздо менее прогрессивны, чем проекты. Многие демократические идеи не получили отражение ни в «Уставе гимназий и прогимназий Минис­терства народного просвещения» (1864) ни в «Положении о начальных народных училищах» (1864).

Реформы 60-х гг. носили половинчатый характер. С одной стороны, была предпринята попытка создания бес­сословной школы, поскольку в гимназию формально разрешалось при­нимать детей всех сословий. Однако фактически отсутствовала преем­ственность между начальной и средней школой. Средняя школа была представлена двумя неравноправными типами учебных заведений - классической и реальной гимназией. Правительство отдавало предпочтение классической школе. Реформы дали толчок развитию женского образования, созданию сети частных школ.

Наши рекомендации