Опыт реформирования отечественной системы просвещения в дореволюционный период
Обращение к истории вопроса позволяет утверждать, что первые попытки преобразований напрямую связаны со становлением школьного дела в стране. По-настоящему отсчет школьных реформ, проводимых на государственном уровне, начинается в отечественной истории с XVIII века. Как только в стране создается школьная система, управляемая и финансируемая государством, проекты школьных реформ из теоретической плоскости мгновенно переводятся в плоскость практическую.
Как свидетельствует анализ литературы по истории образования, российский опыт школьного реформирования в дореволюционный период включает несколько временных этапов: первая четверть XVIII в.; I782-1786 гг.; 1802-1804 гг.; 1828 г.; 1860-е гг. [22; 43; 53; 62; 76;].
Первая школьная реформа связана с именем Петра I, который ввел гражданский алфавит, учредил Академию наук с университетом и гимназией, организовал первые светские школы профессионально-технического характера, соединявшие элементы общего и профессионального образования. Проекты по развитию просвещения в России, созданию общедоступных государственных школ неоднократно подавались на рассмотрение императора. Их авторами были И.Т. Посошков, Ф. Салтыков, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович и др. Всех их объединяло понимание важности создания в стране системы светского государственного образования. Петр I сделал ставку на создание профессиональных школ, осуществлявших подготовку людей к конкретному виду деятельности. В 1701 г. была создана школа математических и навигацких наук, которая послужила образцом при создании большинства школ петровской эпохи. В последующие годы в городах, портах, на уральских горных заводах были открыты инженерные, артиллерийские, медицинские, навигацкие и горнозаводские школы. В 1714 г. учреждаются светские цифирные школы, в которых обучают грамоте, письму, арифметике, элементарным сведениям по алгебре, геометрии, тригонометрии. После смерти Петра I созданные им школы были закрыты или преобразованы. При его преемниках акцент с профессиональной школы, где сословный принцип нередко нарушался, переносится на развитие дворянской школы. В середине XVIII в. идет становление привилегированных учебных заведений: благородные пансионы, Кадетский корпус (1731), Морской кадетский корпус (1752), Пажеский корпус (1759).
Во второй половине XVIII в. в эпоху правления Екатерины II было предпринято несколько попыток создания государственной системы просвещения. Основные усилия были сконцентрированы на построении отдельных звеньев образовательной системы, которые в будущем планировалось объединить в целостную систему. Была заимствована идея французского просвещения о необходимости изоляции ребенка в период обучения от влияния общества. Первоначально ставка была сделана на создание закрытых учебных заведений (школ-интернатов), построенных по сословному принципу. План создания государственной системы образования, разработанный И.И. Бецким, получил одобрение императрицы. Были созданы училище при Академии художеств (1764), коммерческие училища (1773) воспитательные дома в Москве и Санкт-Петербурге, Смольный институт благородных девиц (1764). Но данные учреждения были немногочисленны, и их деятельность осложнялась отсутствием специально подготовленных учителей и воспитателей.
Неудовлетворенность ходом преобразований стимулировала разработку многочисленных проектов школьных реформ. По просьбе Екатерины II известный французский философ Д. Дидро написал проект образовательной реформы «План университета для Российского правительства» (1775), подразумевая под университетом всю систему образования. Однако данный проект не получил поддержки императрицы. Ей были чужды высказанные им идеи (бессословность, открытость, преемственность системы образования).
В 1782 г. была создана Комиссия народных училищ, которой было поручена подготовка школьной реформы. Комиссия издала «Устав народным училищам в Российской империи» (1786), согласно которому учреждалось два типа школ: главные народные училища в губернских городах и малые народные училища в уездных городах. Этим было положено начало созданию школьной системы в российских городах. Непосредственно план реформы и материалы по ее реализации были подготовлены главным идеологом реформы Ф.И. Янковичем. Даже беглый взгляд на сущность и содержание преобразований позволяет сделать ряд выводов:
Во-первых, реформа проводилась под сильным влиянием зарубежного опыта, главным образом, немецкого и австрийского. Была заимствована схема и технология проведения реформы. Многие методические руководства и учебные пособия за неимением своих, национальных, переводились с немецкого языка и адаптировались применительно к утопиям российской школы.
Во-вторых, данная реформа имела институциональный характер. Фактически речь шла об учреждении в России нового типа школы - народного училища.
В-третьих, характерной чертой реформы была параллельность: устройство системы народных училищ шло параллельно с подготовкой учителей и созданием новой учебной литературы. В 1786 г. была открыта первая учительская семинария, готовившая учителей для народных училищ. Российскими авторами были написаны для них оригинальные учебники по геометрии, естествознанию, российской грамматике. Сам Янкович издал ряд пособий - «Букварь», «Всемирную историю», подготовил исторические и географические карты, атласы, ввел в русской школе использование доски и мела.
В-четвертых, образовательная реформа не была доведена до конца. Этому помешала нехватка средств и учителей. В эпоху Екатерины II в стране так и не была создана единая система просвещения.
Следующая реформа 1802-1804 гг. носила системный характер. В ее ходе происходит организационное оформление российской образовательной системы, объединение типов школ, возникших в XVIII в. и достройка недостающих звеньев. В подготовке документов реформы приняли участие видные государственные деятели того времени (М.М. Сперанский, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторийский и др.). Увлечение реформаторов французским опытом преобразований в сфере просвещения в значительной мере повлияло на направленность российской реформы. В основу развития образования положены три принципа: бессословность, бесплатность, преемственность. В ходе реформы в стране впервые учреждается Министерство народного просвещения. По примеру Франции Россия разбивается на учебные округа (Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский) с университетом во главе каждого округа. Система образования включает 4 типа учебных заведений: начальную школу (приходское училище), промежуточное учебное заведение (уездное училище), среднюю школу (гимназию) и высшую школу (университет). В стране устанавливалась строгая зависимость низших звеньев образования от высших. Для каждого типа школы определены сроки и программы обучения. Вне поля зрения реформы осталось женское образование.
В 20-е гг. XIX в. идет постепенное отступление от принципов, заложенных в реформе: ограничивается доступ к образованию выходцев из непривилегированных слоев населения, вводится плата за обучение| приходских и уездных училищах, гимназиях, из гимназического курса исключаются предметы, способствующие развитию «вольнолюбивых настроений», усиливается роль религиозного воспитания. В 1828 г. учреждается Комитет по устройству учебных заведений, который предпринимает комплекс мер, нацеленных на закрепление новых принципов школьной политики: сословность («каждому сословию свой уровень образования»), классическая направленность обучения в средней школе, установление надзора за деятельностью учебных заведений и др. Устав гимназий и училищ 1828 г. нарушает преемственность российской образовательной системы. Вместо единой школьной системы возникают две изолированные системы образования: система начального образования (приходское училище и уездное училище), и система среднего и высшего образования (гимназия и университет). Каждая система пред назначалась для определенного сословия и функционировала в автономном режиме.
В 30-е гг. XIX в. в России была сформулирована официальная доктрина развития школьного дела, основу которой составляли три принципа: «православие, самодержавие, народность». Впервые озвученная министром просвещения С.С. Уваровым (1833-1849 гг.), эта формула определяла государственную политику в области российского просвещения вплоть до 1917 года.
Новая полоса реформирования охватывает 60-е гг. XIX в. В ходе мощного общественно-педагогического движения были выдвинуты различные проекты переустройства школы. Идя на уступки общественному мнению, требовавшему полной ликвидации сословно-крепостнической системы народного образования и распространения грамотности среди населения, в 1862 г. Министерство просвещения разработало проекты уставов начальной и средних учебных заведений, которые широко обсуждались. Однако итоговые документы реформы оказались гораздо менее прогрессивны, чем проекты. Многие демократические идеи не получили отражение ни в «Уставе гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения» (1864) ни в «Положении о начальных народных училищах» (1864).
Реформы 60-х гг. носили половинчатый характер. С одной стороны, была предпринята попытка создания бессословной школы, поскольку в гимназию формально разрешалось принимать детей всех сословий. Однако фактически отсутствовала преемственность между начальной и средней школой. Средняя школа была представлена двумя неравноправными типами учебных заведений - классической и реальной гимназией. Правительство отдавало предпочтение классической школе. Реформы дали толчок развитию женского образования, созданию сети частных школ.