Культурно-гигиенические навыки детей четвертого года жизни
Дошкольный возраст – это лучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте и гигиене. Дошкольник может усвоить все гигиенические навыки, понять их важность, привыкнуть выполнять их правильно и быстро. Если эти навыки не закрепить в раннем возрасте, то в дальнейшем будет много хлопот [23;56].
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов [22;87].
К. Баштовая отмечает, что переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию [2;109].
К.С. Кеслер отмечает, что культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья [16,44].
М.С. Лысякова вслед за другими авторами выделяет три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность) [22;211].
Автор анализирует следующие гигиенические навыки детей четвертого года жизни: опрятность в одежде; сохранение навыка самостоятельно умывать лицо; мыть руки с мылом перед едой; мыть руки по мере загрязнения; мыть руки после пользования туалетом; закрепление умения пользоваться расчёской;пользование носовым платком; приучение детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком; совершенствование навыка аккуратного приёма пищи (пищу брать понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож), салфеткой); полоскать рот после еды [22;215].
Е.Н. Филиппова отмечает, что к культурно гигиеническим навыкам относятся: опрятная еда,мытье рук и личная гигиена, снимание и одевание одежды [30;99]. Автор более подробно описывает содержание этих навыков. Критерии опрятной еды: правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб; пережевывание пищи с закрытым ртом; не разговаривать с полным ртом; тихо выходить по окончании еды из-за стола; благодарить; пользоваться только своим прибором. Мытьё рук и личная гигиена включают навыки: мыть лицо, уши, руки; закатать рукава; смочить руки; взять мыло, намыливать до появления пены; смыть мыло; сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; пользоваться расческой. Снимание и надевание одежды в определенном порядке включают навыки: расстегнуть пуговицы; снять платье (брюки); аккуратно повесить; снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; снять обувь; снять колготки, повесить на рубашку (платье); надеть в обратной последовательности
Е.К. Иголкина рассматривает следующие виды культурно-гигиенических навыков детей четвертого года жизни: самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой; насухо вытирать лицо и руки салфеткой; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком); во время еды дети должны правильно держать ложку; самостоятельно (или при небольшой помощи взрослого) снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь [14;77].
К. Баштовая указывает на значение культурно-гигиенических навыков у ребенка дошкольного возраста: развитие нравственных чувств, развитие внимания и воли, речевое развитие, условия для здоровья, стремление к самостоятельности, контроль за внешним видом, познание окружающего мира, предпосылки формирования основ эстетического вкуса [2;82].
О.Н. Малкова рассматривает культурно-гигиенические навыки как значимую часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви - это не только требования гигиены, но и нормы человеческих отношений. Дошкольники должны знать, что в соблюдении этих правил выявляется и уважение к окружающим, что каждому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Ребенок, который не умеет следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Помимо ухода за одеждой и ухода за руками, автор анализирует
культуру еды. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Культура потребления пищи и культура поведения за столом имеет еще и этическую сторону, потому что поведение за столом основано на уважении к сидящим рядом, и даже к тем, кто приготовил пищу. С самого раннего возраста дети должны усваивать некоторые правила: есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; нельзя класть локти на стол во время еды; нужно бережно относиться не только к хлебу, но и ко всем продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – трудное дело, требующее каждодневной кропотливой работы, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом, опрятно [23;55].
По мнению Е.Н. Филипповой, культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли, т.к. для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Культурно-гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе совершает его, контролирует его ход. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок постепенно начинает следить за своим внешним видом.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков развитее нравственных чувств. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого.
Таким образом, для формирования культурно гигиенических навыков у детей четвертого года жизни необходимо учитывать их психофизиологическую характеристику, содержание основных групп культурно-гигиенических навыков, и, конечно значение КГН дляребенка.