Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. (сделать конспект)
Тема 1. ДИДАКТИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
План:
Понятие о дидактике: объект, предмет, задачи и функции дидактики.
Категории дидактики.
Характеристика процесса обучения.
Процесс обучения как целостная система.
Единство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учителя и ученика. (сделать конспект)
Основные понятия: дидактика, объект дидактики, предмет дидактики, преподавание;
учение, обучение; образование; знания; умения; навыки; цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.
Литература:
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2002.
2. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика - М., 2007
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под ред. С.А.Смирнова – М., 2005.
4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 3-х книгах. М., 2007.
5. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность – Елец,2005
6. Крившенко Л.П., Вайнфорф-Сысоева М.Е. Педагогика – М, 2004
7. Педагогика/ под ред. П.И. Пидкасистого - М., 1998,
8. Загвязинский В.И. Теория обучения современная интерпретация – М., 2004.
1 вопрос
Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что
(Внимание! Определений будет несколько!)
Дидактика (от греч.didakticos – поучающий)- это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Итак,дидактика - это педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом уровне.
Дидактика, среди прочего, разрабатывает способы предсказания, прогнозирования последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов.
А учителя нуждаются в научном обосновании своей работы и в ее осмыслении с позиций науки. Неправильно, однако, было бы понимать это так, что дидактика может дать практике окончательное и универсальное решение всех вопросов. Процесс познания бесконечен. Любая наука развивается через преодоление трудностей и противоречий.
Дидактика переводит общие цели образования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т.д.
Дидактика рассматривает свойобъект - обучение -в первую очередь как особый вид деятельности, направленной на передачу подрастающим поколениям культуры или, что в определенном смысле то же самое - социального опыта.
Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика.
Для дидактического угла зрения характерно рассмотрение содержательной и процессуальной сторон обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения.
Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием.
Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно-обоснованного конструирования.
Предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
К этому следует добавить, что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию.
Итак, дидактика - теория образования и обучения, отрасль педагогики.
Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения, обеспечивающее организованное учителем усвоение учащимися содержания образования.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы:
· описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
· разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
Итак, дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития. Полученные теоретические знания позволяют направлять практику обучения, совершенствовать ее в соответствии с изменяющимися целями, которые ставит общество перед системой народного образования.
Нормативно-прикладная, конструктивно-технологическая функциядидактики состоит в разработке проблемы отбора содержания образования, установлении принципов обучения, нормативов применения методов и средств обучения.
В единстве этих функций дидактика - понимание сущности процесса обучения, реализация его образовательной, воспитательной и развивающей функций.
3 вопрос
Процесс обучения -это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика.
К характеристикам процесса обучения относятся:
• постановка перед учащимися и осознание ими познавательных задач - обучение может состояться только тогда, когда учащийся включен в деятельность по разрешению познавательной задачи (а задача - это способ осознания проблемной ситуации);
• восприятие предметов и явлений, развитие наблюдательности и воображения учащихся - для оптимизации обучения следует развивать в учащихся способность не только наблюдать, но видеть, не только запоминать и воспроизводить, но мыслить;
• осмысливание и обобщение знаний, формирование научных понятий, усвоение законов, развитие мышления учащихся - для большей эффективности усвоения знаний очень важно ставить обучаемого перед необходимостью сравнивать, анализировать, обобщать воспринятое;
• закрепление и совершенствование знаний, формирование навыков и умений, развитие памяти учащихся - необходимо отбирать материал для закрепления, используя при этом методы, вызывающие интерес учащихся;
• применение знаний, умений и навыков на практике - это необходимо для прочного и сознательного их усвоения, формирования компетентности;
• анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний, умений и навыков - анализ и проверка должны быть направлены одновременно на коррекцию процесса обучения учителем и стимулирование собственной учебной деятельности учащегося.