Практическая работа педагога в начальной школе
Организация пространства в классе. Требования, предъявляемые в игрушкам, мебели, учебным пособиям, используемых в начальной школе. Принципы построения обучающих занятий в ДОУ. Примерный план занятия по образовательным областям. Воспитательная работа в начальной школе. Взаимодействие с родителями в процессе обучения и воспитания детей в начальной школе. Диагностика и коррекция обучения и развития детей. Развивающие программы для работы с детьми в начальной школе. Период адаптации к школе.
В рамках современного интенсивного образовательного процесса учащимся предоставлены широкие возможности для интеллектуального развития, для освоения новых информационных каналов, таких как Интернет, энциклопедии на CD. Поток информации, который обрушивается на наших детей, если ещё учесть влияние СМИ, можно сравнить, наверное, с необузданной стихией, справиться с которой не легко даже взрослому человеку. Помимо этого мы, педагоги, в образовательном процессе ещё и требуем от детей ориентироваться в этом потоке, усваивать самое необходимое, поощряем, если ребёнок начинает с ранних лет заниматься научно-исследовательской деятельностью, увеличивая тем самым нагрузку на психику формирующейся личности.
Но не нужно забывать о том, что у психических возможностей любого человека, а тем более ре6ёнка, есть предел, и у каждого – свой. Рано или поздно организм начинает защищаться от напора информации, “долженствований” (то, что мы должны сделать), от “ожиданий” родителей и педагогов, которые мы возлагаем на детей. Психологическая защита у каждого ребёнка срабатывает своя: у одного – это уход от действительности в свой воображаемый мир, у другого ребёнка наступает торможение и он отказывается от выполнения заданий, а у третьего может произойти нервный срыв с яркими эмоциональными реакциями.
Поэтому первоочередная задача педагога-психолога в любом образовательном учреждении, а тем более в гимназии (где нагрузка на учащихся возрастает) – предотвратить возможные педагогические срывы у детей, своевременно отследить (через наблюдение) изменения в поведении ребёнка, выявить причины фрустрации и эмоционально поддержать, помочь выстоять в современном мире. В первую очередь, в такой помощи нуждаются учащиеся со слабым типом нервной системы, эмоционально неустойчивые дети, замкнутые (интровертированные), имеющие проблемы в общении со сверстниками, а также дети с нестабильной ситуацией в семье.
Используя психологическую диагностику и метод наблюдения, я подобрала для своих занятий именно таких ребят, по 7 – 12 человек из каждого класса. По мере необходимости мы с педагогами присоединяем к этим группам ещё и детей, у которых проявилось ситуативное эмоциональное расстройство, с целью стабилизации состояния ребёнка.
Занятия с элементами тренинга, которые я организовала в гимназии, проходят уже в течение восьми лет. Мы с ребятами называем их “группами общения”. В этих группах я работаю с детьми по следующим направлениям:
– изучение своих психических возможностей (используя самооценку, рефлексию после каждого упражнения);
– обучение детей приёмам саморегуляции (через релаксацию, упражнения на снятие напряжения, обучение способам снятия злости и плохого настроения);
– развитие эмпатии у детей (через специальные треннинговые упражнения и игры);
– развитие коммуникативных способностей (умения слушать и слышать собеседника, свободно выражать свои мысли, правильно вступать в контакт);
– эффективное использование невербальных каналов передачи информации (через специальные упражнения и игры, формирование умения использовать мимику, жесты, позы, глаза);
– изучение мира эмоций и чувств человека (природа их возникновения, обучение способам управления эмоциями);
– формирование особого эмоционального микроклимата (через обсуждение общих проблем, оказание эмоциональной поддержки каждому, сплочение микрогруппы).
На занятия в “группы общения” дети приходят каждую неделю, и вместе мы очень ценим минуты эмоционального единения, взаимопонимания, взаимопроникновения, психологического комфорта и сплочённости нашей группы.
Каждое занятие начинается с самооценки, когда ребята с помощью жестов показывают друг другу и мне уровень своего самочувствия, настроения, успехов в учёбе, общения в школе и дома. Дети анализируют результаты своей самооценки, расставляя акценты на причинах своих неуспехов и неудач, если они есть, а главное, рассуждают о том, как можно разрешить возникшую проблему. Я помогаю обобщить выводы ребят, и мы вместе анализируем варианты решения этих проблем. Зачастую такое начало занятия даёт нам почву для размышлений на разные темы:
– общение детей и родителей;
– взаимоотношения в классе;
– поведение человека в стрессовой ситуации;
– учебная нагрузка учащихся;
– планирование своей деятельности и т.д.
По всем этим проблемам дети искренне высказываются, обсуждают пути их разрешения. Именно такие дискуссии помогают выявить отношение ребят к различным жизненным ситуациям.
Наши занятия стали проходить в ещё более тёплой и дружеской атмосфере, когда дети стали приносить на них свои семейные фотографии, любимые игрушки, коллекции, семейные реликвии. Мы смогли увидеть каждого ребёнка совсем с другой стороны, которая не видна в школе, и все вместе отметили, насколько плохо знаем друг друга. Мир увлечений, семейных традиций каждого представился нам многообразным и интересным.
Нашим общим открытием стало проведение занятий на свежем воздухе. У ребят появилась новая возможность проявить свои организаторские, ораторские и творческие способности. На улице мы можем использовать подвижные игры, устраивать мини-конкурсы, рисовать на асфальте, декламировать любимые стихи, шире использовать драматизацию и т.д.
Элементарные психологические знания, которые непроизвольно впитывают учащиеся в “группе общения”, помогают им довольно грамотно (с точки зрения психологии) анализировать различные жизненные ситуации и поступки людей. Овладение рефлексией и постоянное обращение к ней помогает детям на соматическом и психическом уровне прислушиваться к себе и выбирать те модели поведения, которые могут меньше навредить другим людям, хотя это, в принципе, трудно сделать учащимся начальной школы в силу психологических особенностей возраста.
Таким образом, поле деятельности педагога-психолога в школе необъятно, и постоянный творческий поиск новых форм работы с учащимися продолжается.
Тема 7.