Функциональная система П.К. Анохина

П.К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведен­ческого акта, в которой есть место для всех основных психических про­цессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы. Вэтой модели под названием «обстановочная афферентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым подвер­гается человек, оказавшийся в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут интерес - ориентировочную реакцию. Эти фак­торы получили название «пусковой стимул». Прежде чем вызвать пове­денческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т.е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе пове­дения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти. Сравнение образа с па­мятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: не­скольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетво­рению имеющейся потребности. В центральной нервной системе ожи­даемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна програм­ма действия, начинается процесс осуществления действия. С самого на­чала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информа­ция о действии через обратную афферентацию передается в центральную нервную систему, сличается там с акцептором действия, порождая опре­делённые эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия. Если параметры вы­полненного действия не соответствуют акцептору действия (поставлен­ной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, соз­дающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадёт с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его. Теория функцио­нальной системы П.К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явле­ний. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяс­нение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятель­ности, ни на основе исключительно психологических представлений.

3. У кого пульт дистанционного управления телевизором (муж­чины или женщины)?

— В рекламных паузах прыгает с канала на канал.

— Терпеливо пережидает рекламу.

4. Человек заблудился в незнакомом городе. Как будет вести себя в такой ситуации мужчина, а как женщина?

— Остановит прохожего (водителя) и попросит показать дорогу.

— Часами будет кружить по городу: «Я найду этот маршрут».

5. Определите по характерным проявлениям кто это, мужчина или женщина?

— Человек заходит в комнату и немедленно даёт характеристику каждому из присутствующих.

— Водитель автомобиля не замечает красный мигающий сигнал на доске прибора.

СЕМИНАР 3

Формы освоения действительности

1. Ощущения - первичная форма отражения действительности.

2. Сущность и основные качества восприятия.

3. Внимание.

Литература

1. Адам Д. Восприятие, сознание, память. — М., 1983.

2. БрунерД.С. Психология познания. - М., 1977.

3. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология воспри­ятия.-М., 1973.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. - М., 1994. - Т. 1. - Гл. 5.

6. Гороболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. -М., 1972.

7. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970.

8. Джемс В. Научные основы психологии. - М., 1993. - Гл. 1-8.

9. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М., 1989. - Гл. 6-7.

10. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Вве­дение в психологию. -М., 1974.

11. Ловиненко А.Д. Психология восприятия. — М., 1987.

12. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. - М., 1975.

13. Немов Р.С. Психология. - М., 1994. - Т. 1. - Гл. 7-8.

14. Общая психология.-М., 1986.

15. Психологический словарь. - М., 1990.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. - Т. 1.

17. Хрестоматия по вниманию. — М.: Изд-во МГУ, 1976.

18. Хрестоматия по ощущению и восприятию. - М.: Изд-во МГУ, 1975.

Вопросы для самопроверки

1. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформиро­вались?

2. Каковы виды и функции ощущений?

3. В чём состоит специфика каждого вида ощущений?

4. Чем отличается восприятие от ощущений?

5. В чём особенности восприятия движения, пространства и времени?

6. Какие факторы влияют на характер восприятия?

7. Что такое внимание, каковы его признаки и свойства? От чего за­висит реакция внимания?

16 8. Чем определяется отбор информации, поступающей в мозг из ок­ружающей среды?

9. Чем различаются низшие и высшие формы внимания?

10. Зависит ли наше восприятие окружающего от нашей культуры и опыта?

11. При истолковании элементов восприятия выбирает ли наш мозг самый сложный вариант?

12. Способен ли наш мозг сознательно расшифровать сигналы, одно­временно поступающие по разным каналам восприятия?

13. Рассматривается ли экстрасенсорное восприятие как серьёзный объект научного исследования?

14. Подтвердили ли последние эксперименты наличие патологиче­ских эффектов при сенсорной изоляции?

15. Выберите правильный ответ.

15.1. Органы чувств ребёнка начинают функционировать:

а) у большинства до рождения,

б) с момента рождения,

в) в первые недели после рождения,

г) на втором месяце после рождения.

15.2. Наше восприятие мира связано:

а) с культурой, к которой мы принадлежим,

б) с практикой,

в) с опытом,

г) все эти ответы верны.

15.3. Принцип дополнения состоит в том, что мозг стремится:

а) сгруппировать близко расположенные элементы,

б) сгруппировать сходные элементы,

в) дополнить плохо очерченный контур,

г) все ответы верны.

15.4. Воздействия на объект имеют тем больше шансов привлечь внимание, чем они:

а) новее,

б) сложнее,

в) интенсивнее,

г) теснее связаны с нашими потребностями.

15.5. Физиологический порог:

а) представляет собой процесс чувствительности рецептора,

б) определён генетически,

в) зависит от возраста,

г) все ответы верны.

Основные понятия

Абсолютный порог. Автокинетическое движение. Адаптация. Ап­перцепция. Белый шум. Вестибулярные ощущения. Внимание. Воспри­ятие. Дифференциальный порог. Дополнительные цвета. Замыкание. Ин­дуцированное движение. Кинестетические ощущения. Контраст. Объём восприятия. Относительное движение (двигательный параллакс). Перцеп­тивный. Реакция. Сенсорный (экстра-сенсорный). Сенсопатии.

Наши рекомендации