Исследование проблемы межэтнической толерантности в научной литературе

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории объективно приводят к росту межэтнической напряженности, и в связи с этим толерантность выступает в качестве формирующей основы культуры межнационального общения.

Межэтническая нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия. И хотя всестороннее, непрерывное воспитание в духе мира прав человека и демократии является самым эффективным средством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на появление самых ранних симптомов межэтнической толерантности.

Толерантность – явление сложное и многогранное. Ее формирование происходит в процессе межличностных контактов, приобщения человека к ценностям других культур, взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей. Однако современные педагоги являются сторонниками идеи целенаправленного воспитания толерантного сознания[8, с.127].

Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Проблема межэтнической толерантности в настоящее время обрела международный смысл.

Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, в обращении ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Среди важнейших из них обозначены следующие:

· воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

· обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов;

· привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственное самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах [17, с.117].

Межэтнические отношения могут рассматриваться не только как взаимные отношения этнических групп друг к другу, но также и как система сформировавшихся между ними связей, обладающих конкретным психологическим содержанием и отражающаяся в статических и динамических особенностях этих отношений.

Исходя из определения межгрупповых отношений как отношений между группами, можно рассмотреть межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, как групповое образование, обладающее характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного.

Т. Г. Стефаненко выделяет такие характеристики межгруппового восприятия:

1) структурную: согласованность – высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; унифицированность – высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов;

2) динамическую – большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально - перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными;

3) содержательную – тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большую оценочность, чем при восприятии межличностных отношений [26, с.294].

Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Известно, что знание культур других этносов, национальностей развивает творческую личность, свободную от предрассудков и стереотипов мышления. Следовательно, одним из способов воспитания толерантности у школьников является ознакомление их с культурами разных народов [2 ,с.58].

Таким образом, педагогические задачи национально-культурного воспитания толерантности состоят в следующем: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование представления о многообразии культур в России и мире; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе изучения региональной культуры требует совершенствования занятий по изучению традиций, обычаев, правил, ритуалов, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, раскрывающих целостную картину мира и обеспечивающих осмысление его ребенком. Поэтому возникает необходимость в разработке концепции формирования межэтнической толерантности у школьников на основе изучения этнической культуры, народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного самообогащения [24, с.26].

В педагогике накоплен значительный опыт фрагментарного использования: регионального материала на уроках в общеобразовательной школе (А. Р. Батыршина, Г. И. Веденева, Г.Н. Волков, Н. М. Головин,

Л.Л. Дадон, А.Н. Матвеева, З.В.Чащина и др.), однако, в их исследованиях вопрос о специфике знакомства детей с явлениями этнической культуры с целью формирования у них межэтнической толерантности не актуализировался.

Несомненно, что все люди входят в какую-либо социальную группу, являясь творцами и потребителями культурных ценностей, но при этом они остаются представителями всего человечества, в любой культуре всегда присутствует общечеловеческое начало, раскрывающее сущностную природу человека, являющееся ее неотъемлемой частью со времени возникновения самого общества и самой культуры. Важность этих положений обуславливается тем, что именно культура может стать тем средством, с помощью которого люди находят взаимопонимание и увлеченность другой этнической, не менее интересной культурой, искусством, традициями, фольклором, что способствует формированию у них толерантности [9, с.33].

К изучению этого феномена можно подойти с позиций исследований, раскрывающих различные методологические подходы:

· онтологический подход (Н.А. Кормина, А.Ж. Овчинникова, В.А. Разумный, Е.Г. Яковлев),

· гносеологический (Э.В. Ильенков, А.С. Канарский, В.П. Копнин),

· семантический (Г. Гадамер, Э. Гуссерль, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Г.Г. Шпет),

· культурологический (М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев).

Педагогические условия, ведущими из которых являются: систематизация чувственных образов культуры родного края с опорой на интенциональность духовной жизни; раскрытие смысла и значения свойств объектов на основе выделения рационального; развитие рефлексии у школьника [27, с.32].

А также необходимо учитывать следующие условия, необходимые для эффективного развития межэтнической толерантности школьников: учет возрастных особенностей школьников при отборе произведений этнической культуры народов региона; учет специфики этнопсихологических особенностей элементов культуры родного края; воспитательные возможности субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений в диалоге культур.

Учитель должен научить ребенка основным приемам урегулирования конфликтов: обсуждению, дискуссии и дебатам, критическому мышлению, разрешению конфликтов(конфликтная компетентность, владение различными способами разрешения конфликтов), примирению, решению проблем и задач на основе сотрудничества, овладению альтернативными способами конструктивного разрешения конфликтов, разновидности позитивного отношения к различиям между людьми [26, с.216].

Ведущая роль в преобразовании будущего общества отводится учителю. На него возлагаются большие надежды в формировании личности человека. Он должен как можно активнее вырабатывать у учащихся умение кооперироваться, учитывая разнообразие мира, в котором они живут.

Таким образом, содержание школьных программ должно дать более широкую» перспективу, учитывающую новые проблемы, а предметы должны излагаться в контексте их взаимоотношений и взаимозависимости [25, с.74].

Наши рекомендации