Классификация высших чувств
Высшие чувства | ||
Нравственные (моральные) | Интеллектуальные | Эстетические |
Любовь Товарищество Патриотизм Долг Честь Дружба Совесть Привязанность Ненависть Трусость Жадность Зависть Презрение | Жажда знаний Любознательность Радость открытия Удивление Сомнение Уверенность в суждениях Юмор Ирония Сарказм Цинизм | Любовь к природе, Людям, искусству |
Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, обществу, своим обязанностям, самому себе. Человеколюбие является их главной ценностью.
Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательными процессами и творчеством, активизируют психические процессы.
Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это - любовь к красоте.
35 Понятие о воле и структура волевых действий
1. Общее понятие о воле.Человек не только воспринимает окружающий мир, не только как-то к нему относится, но и сам воздействует на окружающий мир, преобразуя его в своих целях. Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий. Например, цель – прочитать очень интересную книгу, если она стоит на полке и человек обладает свободным временем. Но иногда достижение цели связано с преодолением препятствий и трудностей. Препятствия бывают двух видов: внешние и внутренние.
Внешние препятствия – это не зависящие от человека внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия.
Внутренние препятствия – зависят от самого человека (нежелание, лень, плохое настроение).
Воля– сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.
Воля обеспечивает выполнение двух важных функций:
1. Побудительная функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.
2. Тормозная функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека желаниями.
Одним из наиболее характерных проявлений воли выступает поведение человека в условиях риска. Воля – необходимое условие риска.
Риск – характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и наличии его предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (наказание, травма, потери престижа).
2. Структура волевого действия.В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.
1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия. Мотив поясняет: а)почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности, б)на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение, в)мотивация является средством саморегуляции поведения человека. К этим средствам относятся эмоции, желания, влечения. Эмоции могут изменить общую направленность деятельности, перестраивать поведение, вносить дополнительные побуждения. В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, различают влечения и желания.
Влечение – мотив деятельности, представляющий собой недостаточно отчетливо осознанную потребность. Влечение смутно, неясно. Человек испытывая влечение, невольно стремится к объекту влечения. Иногда он не осознает, что является причиной. Иногда человек осознает, что ему что-то нужно, но не понимает что.
Желание – мотив деятельности, характеризующийся достаточной осознанностью потребности. При этом осознаются не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения.
Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».
В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.
2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.
Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.
Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).
Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.
3. Волевые качества личности.Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей. Многие не считают лень недостатком, признают за собой это дефект и прячутся за ним как за ширмой.
Кроме этого, выделяют еще несколько волевых качеств:
Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.
Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям, хотя самостоятельный человек всегда готов рассмотреть и чужие советы и если они разумны – принять их. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.
Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.
Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» - толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.
Мужество и смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.
Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.
36 Темперамент и свойства нервной системы, типы темперамента.
Темперамент - это индивидуально своеобразная, природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики человека. Темперамент определяется интенсивностью, скоростью, темпом и ритмом протекания психических процессов и изменения психических состояний личности.
В основе темперамента лежат особенности нервной деятельности человека, которая характеризуется различным соотношением возбуждения и торможения нервных процессов. Эти процессы в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью их протекания.
На основе различных сочетаний этих показателей физиолог И.П. Павлов выделил четыре ярко выраженные типа высшей нервной деятельности: безудержный, сильный, инертный и слабый тип.
Оказалось, что они соответствуют известным со времен древнегреческого врача Гиппократа четырем типам темперамента:
- холерик (безудержный тип) - преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты - высокая концентрация сил;
- сангвиник (сильный тип) - характеризуется быстротой реакции, высокой психической активностью, богатством мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;
- флегматик (инертный тип) - связан с медлительностью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психической активностью, уравновешенностью;
- меланхолик (слабый тип) - свойственны сдержанность речи и движений, низкий уровень психической активности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость.
От темперамента как врожденной особенности психики зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность и другие.
В чистом виде ни одного из четырех типов темперамента не существует. Каждый человек имеет индивидуальный темперамент. В семейной жизни часто супруги обладают противоположными темпераментами. И это, как правило, удачные браки. Дружат чаще люди одного темперамента.
Особенности темперамента личности обуславливают также индивидуальный стиль деятельности человека, который определяется, однако, и другими причинами, включая в себя умения и навыки, формируемые под влиянием жизненного опыта.
В трудовой деятельности большое значение имеет совместимость людей по темпераменту.
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Сила нервных процессов - это способность нервных клеток переносить сильное возбуждение и длительное торможение, т.е. выносливость и работоспособность нервных клеток. Сила нервного процесса выражается в соответствующей реакции на сильные раздражители: сильные раздражения вызывают у сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервной системы - слабые процессы возбуждения и торможения.
Уравновешенность предполагает пропорциональное соотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения над торможением выражается в быстроте образования условных рефлексов и медленном их угасании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяется замедленным образованием условных рефлексов и быстротой их угасания.
Подвижность нервных процессов - это способность нервной системы быстро в ответ на требования условий внешней среды сменять процесс возбуждения процессом торможения и наоборот.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определениятипа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
1.Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.
2.Флегматик - сильный, уравновешенный, инертный.
3.Холерик - сильный, неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
4.Меланхолик - слабый.
37 Характер, акцентуации характера и их типы
Характер - это психическое свойство личности, представляющее собой систему ее существенных и относительно устойчивых качеств (черт) обуславливающих поведение человека. Черты характера можно классифицировать по следующим отношениям:
По отношению к другим людям (общительность - замкнутость, правдивость - лживость, тактичность - грубость и т.д.).
По отношению к себе (скромность- самовлюбленность, самокритичность - самоуверенность и т.д.).
По отношению к делу (ответственность - недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.).
По отношению к собственности (щедрость - жадность, бережливость - расточительность, аккуратность - неряшливость и т.д.).
Структура и содержание характера определяется:
Динамикой воли, то есть тем, насколько она сильна или слаба (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность и противоположные им черты характера).
Спецификой проявления эмоций, которые сопровождают поведение человека (порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и другие).
Интеллектуальными особенностями личности (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и т.п.).
Характер личности теснейшим образом взаимосвязан с другими ее свойствами: темпераментом, способностями, направленностью. Он формируется в течение всей жизни на основе природных свойств в результате всевозможных действий и поступков человека. Большую роль при этом играют обучение и воспитание, семейные и общественные условия, конкретные обстоятельства, в которых проходит его жизненный путь.
Существуют различные типологии характеров. Немецкий психолог и психиатр Э. Кречмер выделил три типа характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися типами строения тела человека:
Астенический тип (шизотимик) - обычно худой человек, среднего или выше среднего роста, имеющий узкие плечи, тонкие руки, слабразвитую грудную клетку (замкнутый, склонен к размышлениям и абстракции, с трудом приспосабливается к окружающим, чувствителен,
раним).
Атлетический тип (искотимик) - имеющий развитую мускулатуру, он среднего или высокого роста, с мощной грудной клеткой и широкими плечами (бывает двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо мало впечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления).
Пикнический тип (циклотимик) - отличается сильно развитыми полостями тела, склонностью к ожирению, среднего роста, с короткой шеей (эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах).
Согласно типологий К. Юнгалюдей можно разделить по характерам на экстравертов и интровертов:
- экстраверт - заряжается энергией от людей и действий, направлен к внешнему миру, общителен;
- интроверт - черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.
38 Способности, задатки и склонности, виды и уровни развития способностей
Способности - это продукт общественно-исторической практики человека, результат взаимодействия биологических и социальных факторов. Природными предпосылками способностей являются задатки.
Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человеческого организма, его нервной системы, органов чувств и т.д., составляющие природную основу формирования способностей.
По уровню развития способности бывают:
- одаренность - это совокупность нескольких способностей, обуславливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других людей. Обычно одаренность проявляется в наличии разносторонних способностей;
- талант - совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта - высокий уровень творчества в процессе деятельности;
- гениальность - высший уровень развития способностей, обеспечивающий достижение принципиально нового, имеющего большое историческое значение.
Выделяют также следующие способности:
- общие - интегративные способности, необходимые для успешного осуществления различных видов деятельности;
- специальные - способности, необходимые для выполнения конкретных видов деятельности;
- профессиональные - способности, обеспечивающие успешную работу человека по той или иной профессии (часто успех в профессиональной деятельности зависит не от одной какой-нибудь способности, а от их удачного сочетания, возможна и компенсация недостающей способности другими);
- творческие - способности, позволяющие создавать новое, никогда ранее не существовавшее (творческие способности человека могут проявляться в любой деятельности: научной, художественной, производственной, политической, экономической, педагогической и др.).
Различают способности:
Основания классификации | |||
По происхождению | По ширине направленности | По степени реализации | По уровню развития |
Природные Социальные | Общие Специальные | Потенциальные Актуальные | Одаренность Талант Гениальности |
Природные способности обусловлены биологически, а социальные - в большей мере системой обучения и воспитания и проявляются в конкретных видах деятельности.
39 Возникновение и формирование межличностных отношений
Межличностные (человеческие) отношения - совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу. Человеческие отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).
Классификация межличностных отношений:
Первичные отношения: те, что устанавливаются между людьми как сами по себе необходимые.
Вторичные отношения: те, что зарождаются в необходимости помощи или какой-либо функции, которую одно лицо выполняет в отношении другого.
40 Общение, его функции и структура, средства и виды.
Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и состоящий в обмене информацией, взаимодействии и восприятии человека человеком.
функции общения:
Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность.
Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Виды общения:
- вербальное – невербальное;
- контактное – дистантное;
- непосредственное – опосредованное;
- устное – письменное;
- диалогическое – монологическое;
- межличностное – массовое;
- частное – официальное (деловое);
- искреннее – манипулятивное.
Каждый из видов общения имеет свои особенности. Например, кодекс делового общения содержит семь принципов:
- принцип кооперативности (твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора);
- принцип достаточности информации (говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент);
- принцип качества информации (не ври);
- принцип целесообразности (не отклоняйся от темы, сумей найти решение);
- выражай мысль ясно и убедительно;
- умей слушать и понять нужную мысль;
- умей учитывать индивидуальные особенности собеседника.
Этапы общения:
- появление потребности в общении, а также намерения вступить в контакт;
- ориентировка в целях, в ситуации общения;
- ориентировка в личности партнера;
- планирование содержания общения (обычно бессознательно);
- бессознательный или сознательный выбор средств, фраз, манер поведения;
- восприятие и оценка ответной реакции, установление обратной связи;
- корректировка направления и стиля общения.
Средства общения:
- язык - обеспечивающий взаимопонимание партнеров; встречающееся непонимание друг друга часто происходит из-за того, что собеседники придают различный субъективный смысл употребляемым словам;
- интонация;
- мимика - движение лицевых мышц, выражающих внутреннее душевное состояние;
- позы, дистанция, взаиморасположение партнеров;
- взгляды, «контакт глаз»;
- жесты.
Стратегии поведения:
а) сотрудничество, предполагающее максимальное достижение участниками взаимодействия своих целей;
б) соперничество, предполагающее ориентацию лишь на свои интересы, без учета интересов партнера;
в) компромисс, предполагающий частное, промежуточное (зачастую временное) достижение целей партнеров ради сохранения условного равенства и сохранения отношений;
г) уступчивость, предполагающая принесение в жертву собственных потребностей для достижения целей партнера;
д) избегание, предполагающее уход от контакта, отказ от стремления к достижению своих целей для исключения выигрыша другого
41 Конфликты в межличностных отношениях: их классификация и причины возникновения
Индивидуальные различия людей, различия в интересах и целях, в способах построения совместной жизни приводят к противоречиям между ними, обострение которых и называют конфликтом,
Конфликт - это столкновение противоположно направленных интересов, взглядов или позиций как отдельных людей, так и целых групп.
Конфликт – это процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия на основе противоположно направленных мотивов (интересов, потребностей) или убеждений (взглядов, позиций).
Классификация конфликтов в зависимости от основания возникновения:
- по источникам и причинам возникновения - объективные и субъективные; деловые и личностные;
- по коммуникативной направленности - горизонтальные, вертикальные, смешанные;
- по составу конфликтующих сторон - внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые;
- по функциональной значимости - конструктивные и деструктивные;
- по формам столкновения - открытые и скрытые;
- по масштабам и продолжительности - общие и локальные; кратковременные и затяжные;
- по способам урегулирования - антагонистические и компромиссные.
Структурные элементы конфликта:
- предмет конфликта - это реально существующая причина, из-за которой стороны вступают в противоборство;
- конфликтная ситуация - совокупность всех условий конфликта и накопившихся противоречий, содержащих истинную причину конфликта;
- инцидент - это стечение обстоятельств или совокупность действий участников конфликтной ситуации, которые провоцируют резкое обострение противоречий и начало конфликта;
- конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов;
- разрешение конфликта - это преодоление конфликтного поведения, конфликтных действий.
Причины конфликтов:
Общие причины:
- социально-политические и экономические причины;
- социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;
- социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;
- индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и др.).
Причины, связанные с неправильным управлением:
- недостатки организации труда;
- нечетко обозначенные права и обязанности сотрудников;
- неритмичность и нестабильность режима труда;
- неудовлетворенность своим трудом (отсутствие элементов творчества, низкий престиж и материальное стимулирование);
- неправильная оценка труда персонала;
- недостатки в стиле руководства.
Причины, связанные с психологической несовместимостью:
- взаимное непонимание;
- несоблюдение общепринятых моральных норм;
- негативные черты характера (эмоциональная несдержанность, недостаток эмпатии и т.д.).
Частные причины, связанные с конкретным видом конфликта:
- неудовлетворительные условия труда;
- нарушение служебной этики;
- нарушение трудового законодательства;
- ограниченность ресурсов;
- различие в целях, ценностях, мотивах, средствах и т.д.;
- неудовлетворительные коммуникации.
42 Управление конфликтами и способы их разрешения.
Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами, воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
Управление конфликтом включает следующие виды деятельности:
- прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
- предупреждение или стимулирование конфликта;
- регулирование конфликта:
а) признание реальности конфликта конфликтующими сторонами;
б) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;
в) создание специальных органов регуляции конфликтного взаимодействия или привлечение конфликтолога;
- разрешение конфликта.
Методы управления конфликтами:
Внутриличностные методы - касаются отдельной личности и состоят в правильной организации своего собственного поведения. При этом нужно уметь высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции у оппонента. Не стоит и самому поддаваться действию закона эмоционального заражения.
Межличностные методы - предполагают создание определенных условий взаимодействия, которые могут привести к конструктивному разрешению конфликта. Для обеспечения конструктивного поведения в конфликте важно создать атмосферу взаимного доверия. После выяснения причин конфликта не менее важно найти взаимоприемлемое для конфликтующих решение.
Структурные методы - касаются преимущественно конфликтов в организациях. Для их эффективного разрешения психологи рекомендуют после выявления причинвыбрать одну из пяти основных стратегий поведения в конфликтной ситуации:
- настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало. Его не интересуют мнения другой стороны. Эта стратегия может быть эффективной в ситуации, угрожающей существованию организации или достижению ее важных целей;
- уход (уклонение) - стремление уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой;
- приспособление (уступчивость) - предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной;
- компромисс - характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок;
- сотрудничество - участники конфликта признают право друг друга на собственное мнение и выражают готовность ко взаимопониманию. Это дает возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
43 малые группы, условия и стадии ее развития, классификация малых групп, динамические процессы
Малая группа – это немногочисленная по составу (от 3 до 35 человек) группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Классификация малых групп:
- условные и реальные.
Условные группы объединяют людей по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.).
Реальные группы – это группы, реально существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризующиеся тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы в свою очередь могут быть лабораторными и естественными.
- формальные и неформальные.
Формальные группы создаются в соответствии с задачами, потребностями и необходимостью общества. Они имеют четко обозначенные цели и задачи, на решение которых направлены усилия и основная деятельность членов группы.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно, где ни статус, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальные группы могут возникать как внутри формальных (группировки в студенческой группе), так и сами по себе.
- группы членства и референтные группы.
Референтные группы – это группы, в которые индивид может быть не включен реально, но нормы поведения и ценности которой он разделяет, т.е. это «значимый круг общения».
По уровню развития выделяют следующие разновидности групп:
- ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей);
- кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
- корпорация – группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп;
- коллектив – группа людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и динамикой формальных и неформальных взаимоотношений.
Групповая динамика – это развитие и движение группы во времени, обусловленное взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями.
Основные элементы групповой динамики:
- цели группы;
- нормы группы (групповые санкции и система ценностей);
- структура группы и проблема лидерства;
- сплоченность группы;
- феномен группового давления;
- фазы развития группы.
Нормы группы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно быть подчинено поведение её членов.
Групповые санкции – это механизм, посредством которого группа возвращает своих членов на путь соблюдения норм группы. Они могут быть поощрительные и запретительные.
Сплоченность – это взаимное тяготение членов группы друг к другу и выражается в стремлении оставаться в группе и сохранить её любой ценой.
Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.
По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.
По статусу различают коллективы официальные - «формальные» и неофициальные - «неформальные». Официальные коллективы являются юридически оформленными в рамках правового пространства, а неофициальные - на желании людей сотрудничать друг с другом
44 Психология управления как наука,основные направления ее развития
Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей.
Практическая реализация разработок в области П. у. о