Таксономия педагогических целей в познавательной сфере
Уровни учебных целей | Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание.Это категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории | воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы |
2. Понимание.Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения – в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. | а) объясняет факты, правила, принципы; б) преобразует словесный материал в математические выражения; в) предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных |
3. Применение.Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. | а) применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; б) использует понятия и принципы в новых ситуациях |
4. Анализ.Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура | а) вычленяет части целого; б) выявляет взаимосвязи между ними; в) определяет принципы организации целого; г) видит ошибки и упущения в логике рассуждения; д) проводит различие между фактами и следствиями; е) оценивает значимость данных |
5. Синтез.Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. | а) пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; б) предлагает план проведения эксперимента или других действий; в) составляет схемы задачи |
6. Оценка.Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала | а) оценивает логику построения письменного текста; б) оценивает соответствие выводов имеющимся данным; в) оценивает значимость того или иного продукта деятельности |
Из данного изложения следует, что технология обучения представляет собой последовательный (не обязательно строго упорядоченный) набор операций и процедур, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания.
11.2.2. МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время разработано более 50 дидактических технологий обучения (по подсчетам Г.Селевко). Эти технологии отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения. Так, в частности, в модульно-рейтинговой технологии основной акцент сделан на виды и структуру модульных программ (укрупнение блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов познания в средства деятельности) и рейтинговые системы оценки усвоения.
Основными понятиями данной технологии обучения является понятие «модуль». Модуль – это завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся.Основой для формирования модулей служат рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый.
В модульном обучении все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения.
Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны с систему.
Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части.Первая формирует теоретические знания, вторая – профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства преподавателя.
В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип системности, предполагающий:
Системность содержания, то есть необходимое и достаточное знание (тезаурус), без которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;
- чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;
Системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводит к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки и профессиональные умения.
При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, содержание и формы итогового контроля.
На основе базисной понятийной базы – тезауруса (в котором представлены основные смысловые единицы, термины, понятия, законы, составляющие суть учебной дисциплины) составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль (обычно в тестовой форме) после изучения модуля.
После изучения каждого модуля по результатам тестового контроля преподаватель дает учащимся необходимые рекомендации. По количеству баллов, набранных учащимся из возможных, он сам может судить о степени своей успешности в овладении учебным материалом.
Соответственно контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным либо содержательно-деятельносным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач).Целью создания каждого модуля является достижениепланируемого результата обучения.Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности студента, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем.
Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключены в следующем:
- осуществляются предварительный, текущий и итоговый контроль;
- текущий контроль является средством обучения и обратной связи;
- развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;
- контроль удовлетворяет требования содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);
- развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;
- развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.
Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержатся перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения. В памятке даются сведения об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого студент получает зачет или обеспечивает себе «3», «4», «5» за экзамен по дисциплине.
11.2.3. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – КАЧЕСТВЕННОЕ
ИЗМЕНЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
До сих пор были рассмотрены различные образовательные технологии, находящиеся в системе традиционной формы обучения. В настоящее время традиционная (очная) форма обучения постепенно вытесняется другими формами обучения. Эта тенденция определяется целым рядом факторов, связанных непосредственно как со сферой образования, так и с особенностями развития экономических и социальных процессов. Непременным атрибутом традиционного (очного) образования является необходимость регулярно собираться в месте организации учебного процесса в одно и то же время группе обучаемых и преподавателей.
Для большинства здоровых людей, не занятых в производственном процессе (школьников, студентов), это возможно. Однако для инвалидов, работающих на производстве, занятых в бизнесе и т.д. такое положение может оказаться неприемлемым. В таких случаях на помощь может придти дистанционное, или дистантная форма обучения. Дистанционная форма обучения – это форма получения образовательных услуг на расстоянии без посещения образовательных учреждений с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно.
Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Современные информационно-образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Получив учебные материалы в электронном и (или) печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте, или в специальном компьютерном классе в любой точке страны.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.
Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешевле традиционного.
В дистанционной форме обучения практикуются все виды занятий: лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы и т.д.
Лекции.В отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение дистанционно-обучаемого с преподавателем. Однако имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются диски, флешки и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Консультации дистанционного обученияявляются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телевизионная (компьютерная) связь, обеспечивающая возможность общения педагога и студента в реальном времени и с возможностью не только общаться, но и видеть собеседника. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление. При этом консультации могут быть групповые и индивидуальные, а их качество не зависит от расстояния между преподавателем и студентами (студентом).
Лабораторные работы дистанционного обученияпредназначеныдля практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности дистанционного обучения существенно упрощают задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа – технологий, имитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволяет продемонстрировать обучаемым любые реальные явления и явлении, которые в обычных условия показать очень сложно или вообще невозможно.
Контрольные работы дистанционного обучения –это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.
В дистанционном образовании обучение в действительности становится многокомпонентным интеллектуальным трудом и школой управления интеллектуальным трудом, поскольку предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным (преподаватели плюс другие студены) субъектом информационной среды. Среда становится одновременно предметом интеллектуальной деятельности и ее (среда плюс обучающийся) субъектом. Среда выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти.
11.2.4.ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ