Личность в гуманистической теории воспитания
Понятие «личность» является не только понятием, отражающим фактическое состояние социальных свойств человека, но и понятием ценностным, выражающим идеал человека. Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущей ценности, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.
В многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе.
Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей либо распространение ранее открытых и признаваемых (например, социальных норм, точек зрения, мнений, правил, заповедей и законов совместной жизни и др.). Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребности человека выступают основой его жизнедеятельности. По существу, вся культура человечества связана с историей возникновения, развития и усложнения потребностей людей. Их изучение — своеобразный ключ к пониманию истории человеческой культуры. Содержание потребностей находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.
В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности, деятельности человека. В своем возникновении и развитии они проходят две стадии (А.Н.Леонтьев). Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания о данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность — реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности содержанием, поступающим из окружающей действительности.
Потребность, следовательно, активизирует деятельность и находит свое завершение в ней. Деятельность поэтому может быть понята только через возникновение и удовлетворение потребностей. Она выступает одновременно как процесс удовлетворения существующих и условие создания новых потребностей, а также как процесс разрешения имеющихся противоречий между субъектом и объектом и рождения новых. При этом деятельность является не только процессом изменения и создания нового объекта, но и процессом изменения человеческой личности.
Переход от потребности к формулированию цели не совершается сам собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Потребности первичны по отношению к мотивам, которые формируются только на основе возникших потребностей. Самые сокровенные моменты личностного «Я» скрыты в мотивах поступков и поведения, людей. Система ценностей в этой связи может рассматриваться как выраженная в идеальной форме стратегия поведения, а мотивы — как его тактика. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны — со стороны ее «самости». Мотивация хранит в себе тайну тех или иных решений личности, секрет выбора и предпочтений ценностных ориентации, а также обусловливает определение жизненных перспектив.
Сущность мотиваций состоит в том, что потребности в результате этого процесса получают обоснование необходимости и возможности своего удовлетворения, модифицируясь при этом в некоторую цель будущей деятельности. Внешнее воздействие превращается во внутреннее побуждение к действию, если оно оказывается сопряженным с процессом мотивации. Именно поэтому не существует прямого перехода внешнего воздействия в мотив. Таковым оно становится лишь тогда, когда связано с актуальной потребностью.
Идеальным моментом всех действий личности является цель, которая, с одной стороны, детерминирована потребностью (степенью необходимости возможности ее удовлетворения в данных условиях), с другой — средствами, служащими для ее .реализации. Средства как бы связывают цель и результат, поэтому их часто и определяют друг через друга.
Целепологание определяется системой ценностей, свойственных обществу, макро- и микросреде. Цель выступает в сознавнии человека как идеальный, мысленный образ создаваемой ценности (В.П. Тугаринов). Субъективная сторона цели обусловлена тем, что ее ставит человек. Потребности сами по себе не представляют ценности. В отличие от них цель, выступая образом ценности, является таковой если не для всего общества, то по крайней мере для личности. Однако эта ценность носит не реальный, а идеальный, мысленный характер, поэтому цель в зависимости от постановки может быть истинной или ложной. Реализованная, осуществленная цель прекращает свое существование, но может побуждать личность к постановке новых целей.
Личность не всегда воспринимает всю совокупность объективных ценностей. В этой связи речь должна идти об уровне усвоения, принятия, субъективирования ею этих ценностей, который обусловлен содержанием и характером процесса воспитания. В ряде случаев личность невосприимчива к тем ценностям, которые ей предлагает общество, а иногда, наоборот, активно усваивает те ценности, которые отвергаются обществом. Следствием различия оценок по отношению к ценностям являются ценностные ориентации личности, в соответствии с которыми одни ценности воспринимаются, усваиваются, а другие нет. Формирование социальных норм всегда связано с наличием ценностей, с одной стороны, и устойчивых, повторяющихся, постоянных оценок – с другой. Действительно, социальные нормы являются не чем иным, как правилом, требованием общества к личности. Они определяют рамки, границы возможного и допустимого поведения личности в обществе. Но, социальные нормы, являясь регуляторами поведения личности, вместе с тем для каждого человека (и для общества) выступают в качестве ценностей. Это особого рода ценности, так называемые нормативные, но они занимают важное место в целостной структуре ценностей личности и общества. Именно через нормативные ценности социальные нормы влияют на развитие ценностных ориентации личности, которые представляют собой устойчивые инвариантные «единицы» сознания личности — основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия.
Личность, деятельность которой определяется только потребностями, не может быть свободной и созидающей новые ценности. Человек должен быть свободен от власти потребностей, уметь преодолевать свое подчинение потребностям. Свобода личности есть уход от власти низших потребностей, выбор высших ценностей и стремление к их реализации.
В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но прежде всего исторический опыт, накопленный человечеством. Воплощенный в системы критериев, норм, эталонов, ценностных ориентации, он становится доступным каждому человеку и позволяет ему определиться в культурных параметрах деятельности. Меру возможного в реализации гуманистического потенциала ценностей, их содержательную определенность (системные качества) обусловливают именно ценностные ориентации.
Ценностные ориентации отражаются в нравственных, идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации, деятельности личности. Идеалы представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они завершают многоступенчатый процесс идеализации действительности.
Понимание ценностных ориентации как нравственного идеалах, приводит к обострению противоречия между социальным и личным. Из возникшего конфликта выходят, как правило, жертвуя одним ради другого. Однако гуманный человек будет поступать в соответствии с требованиями нравственного идеала. Нравственные идеалы, следовательно, обусловливают достижение такого уровня развития личности, который соответствует гуманистической сущности человека.
Нравственные идеалы не являются раз и навсегда заданными, застывшими. Они развиваются, совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Их специфика состоит в том, что в них выражаются те стороны нравственных отношений между людьми, к обществу и общества к ним, которые еще прочно не утвердились в жизни, хотя, несомненно, им принадлежит будущее.
Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего от него взамен.
Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.