Позиционное обучение как технология
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Ярослвский государственный педагогический университет
Им. К. Д. Ушинского»
Кафедра социальной педагогики и организации работы с молодёжью
РЕФЕРАТ
на тему
«Позиционное обучение»
Выполнил:
Студент 5 курса по специальности социальная педагогика
Колупаев Станислав Иванович
Проверила:
Доцент кафедры педагогических технологий,
кандидат педагогических наук
Харисова Инга Генадиевна
Ярославль
2014 г.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………………….3
История возникновения …………………………………………………………………...…4
Позиционное обучение как технология …………………………………………………..6
Особенности методов и форм обучения, построенных на позиционном диалоге ..8
Вывод ………………………………………………………………………………………….32
Список литературы ………………………………………………………………………….35
Введение
В последнее время наблюдается устойчивый интерес к разработке новых образовательных систем. Особенно ярко он представлен в дошкольном и школьном образовании. В меньшей степени он прослеживается в вузе, где в значительной степени сохраняются традиционные подходы. В традиционном образовании преподаватель владеет всей необходимой информацией. Студенты же, слушая лекции, читая рекомендованную литературу, осваивают ее и демонстрируют степень этого освоения в своих ответах - на семинарских занятиях и экзаменах. При подобной организации преподаватель и студент взаимодействуют как две информационные системы, формально, несубъектно. Важно подчеркнуть, что интерес к ответу студента как со стороны преподавателя, так и других студентов лежит не в содержании предмета, которое для всех одно, а в том, насколько полно ответ его отражает. Другими словами, студент движется при ответе не столько в пространстве содержания предмета, осваивая принципы его построения, сколько в репродуктивном пространстве, постоянно ориентируясь на то, все ли он воспроизвел или нет. Это делает обучение недостаточно эффективным.
История возникновения
Идея позиционного подхода основана на принципе субъективности в обучении, когда каждый учащийся является субъектом образовательного процесса. Один из основателей позиционной модели обучения, доктор психологических наук, профессор Николай Евгеньевич Веракса, использует позиционную модель обучения учащихся для работы с текстами.
Стремясь максимально сконцентрировать познавательную деятельность студентов в пространстве содержания изучаемого предмета, усилить личностное взаимодействие преподавателей и студентов, снять напряженность, связанную с формальными аспектами обучения в вузе.
Модель позиционного обучения имеет ряд оснований, среди которых мы выделяем культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, теорию деятельности А.Н. Леонтьева, концепцию М.М. Бахтина, а также подход к диалектическому мышлению, разрабатываемый автором.
Л.С. Выготский рассматривал развитие высших психических функций как опосредствованный процесс. Он писал: "Культурное развитие какой-нибудь функции ... заключается в том, что в процессе совместной жизни и деятельности общественный человек вырабатывает ряд искусственных стимулов, знаков. При их помощи направляется общественное поведение личности, они же становятся основным средством, при помощи которого личность овладевает собственными процессами поведения". Важно отметить, что, согласно Л. С. Выготскому, подобные средства являются именно внешними стимулами, т. е. существуют в виде материальных объектов, таких, например, как узелок на память. Их использование первоначально носит внешний, коллективно распределенный характер. Только впоследствии, в процессе интериоризации, они становятся средствами индивидуальной психики, обеспечивая ее осознанность и произвольность.
А.Н. Леонтьев подчеркивал, что движущей силой психического развития
является активность субъекта, которая на начальных этапах организуется другими, а затем, приобретая собственную побудительную силу, превращается в деятельность.
М.М. Бахтин показал в своих работах, что важной особенностью литературного творчества является многоголосье, передающее различные взгляды на одну и ту же проблему, представленную в произведении. Благодаря такому многоплановому диалогу и проявляется содержательная сторона рассматриваемого автором вопроса. Также важным представляется и проделанный М.М. Бахтиным анализ карнавальной культуры, в формах которой рефлексируется прошлое и прогнозируется будущее.
В исследованиях авторов изучался механизм диалектического мышления, основанный на оперировании отношениями противоположности. Как оказалось по полученным результатам, он формируется уже в дошкольном возрасте, входит в состав творческого мышления и не теряет своего значения у взрослых субъектов, когда перед ними встают задачи, требующие продуктивного решения.
В соответствии с указанными основаниями была разработана модель позиционного обучения. Исходили из того, что студент не только овладевает знаниями, но и развивается в процессе образования. При этом его профессиональная подготовка должна обеспечить не только специализацию в одной из областей обучения, но и предоставить выпускникам возможность осуществлять экспертную оценку и проектирование различных образовательных систем. Автор полагал, что такого рода деятельность не может быть эффективной без освоения достаточно полной по своей структуре системы средств, позволяющей разбираться в строении изучаемого предметного содержания.
Позиционное обучение как технология
Педагогическая идея метода — обдумать, разработать, объяснить и защитить определенную позицию на основе учебного текста.
Основные задачи технологии позиционного обучения:
● конкретно-познавательная, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
● коммуникативно-развивающая, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
● социально-ориентационная, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Дидактические особенности технологии:
● обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
● появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
● создаются условия для вариативности и дифференциации;
● используется положительное стимулирование обучающихся;
● формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
● решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
● оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Педагогическая технология позиционного обучения состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный, который включает:
● подготовка преподавателем достаточного количества копий учебного текста,
● глубокое изучение текста,
● подготовка к управлению групповой дискуссией по содержанию текста;
2. Организационный:
● деление учащихся на группы,
● распределение позиционных ролей между группами: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ» и другие, в зависимости от изучаемого материала. Для творческой интерпретации обсуждаемого текста, можно добавить позиции «поэзия», «театр»;
3. Позиционное чтение:
● группа изучает текст с точки зрения своей позиционной роли,
● вырабатывает «позицию»: содержание и способы ее презентации;
4. Презентация группой своей позиции перед остальными участниками и «защита» этой позиции:
● каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию,
● группа отвечает на вопросы учащихся и преподавателя.