Педагогической руководство процессом формирования коллектива
Коллектив - объединение людей, их определённая общественная совокупность, существование между ними связующих отношений. В этой связи можно выделить деловые (основанные на совместной деятельности) и личные (основанные на личных привязанностях) отношения. Сущность коллектива по Макаренко: "Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива.".
Таким образом, воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищённость каждой личности.
Исходя из этого понятно, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют 3 стадии в развитии коллектива:
4 В качестве сплачивающего средства коллектива выступают требования педагога к учащимся
5 Когда на вашу сторону перешло часть активистов, сплачивается группа, которая сознательно хочет поддержать дисциплину
6 Когда требует коллектив. Это результат - когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой
Известный исследователь коллектива Л. И. Новикова выделяет стадии: сплочения коллектива; превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся; стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучии позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на 2-х условиях:
3 Нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность
4 Необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив
Отсюда следует 2 существенных вывода:
¨ В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся;
¨ В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива
Педагогическую основу этой методики составляют:
· Умелое предъявление требований к учащимся
· Организация ученического самоуправления и воспитания актива
· Организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности
· Формирование здорового общественного мнения
· Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни
Содержание и формы взаимодействия школы с семьей ученика.
Школа не может не считаться с тем, что влияние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека закладываются в раннем детстве, до 5-тилетнего возраста.
Необходимость влияния школы на воспитание учащихся в семье обуславливается тем обстоятельством, что почти все родители вовлечены в общественное производство, многие из них занимаются самообразованием, повышением своей квалификации, активно участвуют в деятельности общественных и культурно-массовых организаций.
Влияние школы на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и даёт методические советы и рекомендации по их решению.
Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Справиться с данной задачей в состоянии только школа.
Содержание:
¨ Проведение собраний
¨ Индивидуальная работа с родителями
¨ Поддержание контактов с предприятиями, на которых родители работают
Формы:
§ Организационно-педагогическая работа с родителями
§ Осуществление их педагогического просвещения
§ Систематическая индивидуальная работа по улучшению обучения и воспитания учащихся
§ Родительские собрания и конференции
§ Собрания родителей учащихся отдельных классов
§ Поддержание контактов с домоуправлениями по месту жительства учащихся, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями содействия семье и школе
§ Организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися
§ Помощь в организации кружков, проведении профессионально ориентационной работы
Проблемы, над решением которых следует работать совместно:
1 соотношение целей и содержания образовательно-воспитательной работы школы и семьи
2 методика стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием
3 учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания
Задача родителей - развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы.
Высокий эффект в семейном воспитании даёт умелое использование принципа требовательности в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям.