Физическое развитие и охрана здоровья детей раннего возраста

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка. Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье - это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека. Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т. п. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие. Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем. 1.Задачи физического развития и охраны здоровья детей.
В области физического развития и охраны здоровья детей перед педагогами стоят следующие задачи: 1) Создавать условия для укрепления здоровья детей (соблюдать рациональный режим дня; проводить работу по профилактике и снижению заболеваемости; способствовать становлению ценностей здорового образа жизни); 2) создавать условия для развития различных видов двигательной активности; 3) обеспечение своевременного и полноценного физического развития; 4) обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка; 5) воспитание культурно-гигиенических навыков; 6) создать условия для формирования у детей навыков безопасного поведения.

2. Средства для укрепления здоровья и физического развития
детей раннего возраста.
Основные средства физического воспитания:

обеспечение санитарно-гигиенического ухода,
проведение закаливающих мероприятий – широкое пользование воздухом, солнцем, водой;
рациональное вскармливание и питание; организация массажа и гимнастики;
организация режима дня; методически правильное проведение всех режимных процессов (кормление, сон, бодрствование);
обеспечение двигательной активности ребенка (простор для движений, наличие в детских учреждениях специальных пособий).

Важное значение для укрепления здоровья и физического развития детей имеет правильная организация режима питания, сна, бодрствования, прогулок. Полноценное питание способствует нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов. Пища должна быть калорийной с достаточным количеством витаминов. Питание необходимо организовать в соответствии с медицинскими требованиями и с учетом индивидуальной диеты.
Сон. У детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает 5—5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.
Бодрствование. В периоды бодрствования как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей. Педагоги должны стремиться соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности, между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.
Приучая детей к гигиеническим и оздоровительным процедурам, навыкам опрятности, педагоги должны стремиться, чтобы ребенку был понятен «мысли этих действий, чтобы ему было интересно, чтобы он не испытывал дискомфорта. Так, взрослые рассказывают, что ручки должны всегда быть чистыми (тогда он будет красивым и здоровым); утреннюю гимнастику нужно делать, чтобы стать сильным и ловким, и т.п. Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стишками, потешками. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Поэтому велика роль воспитателя в проведении работы по физическому воспитанию с детьми раннего возраста, так как с ними дети проводят большую часть дня. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Наши рекомендации