Разделы психологии - психологическая педагогика и педагогическая психология

Часть II

ПЕДАГОГИКА

Раздел 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Педагогика: предмет и его место в системе современного антропологического знания

Педагогика при буквальном переводе с греческого может быть представлена как «дето вождение» (от греческого «paida gogos»: «paida» — ребенок, «gogos» — вести). Педагогом еще в Древней Греции называли раба, в обязанность которому вменялось обслуживание ученика: сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях.

Современная педагогика представляет собой область человеческой деятельности, связанную с воспитанием, образованием и обучением человека. Педагогическая деятельность — это процесс направленного развития и формирования человеческой личности.

Общие задачи педагогики:

· реализация научно обоснованных закономерностей передачи социального опыта поведения,

· передача знаний, умений и навыков, необходимых человеку для жизни и труда.

Необходимые компоненты осуществления этих задач:

· научные закономерности процессов воспитания, образования и обучения,

· развитие методов практической реализации этих закономерностей.

Место педагогики - входит в группу антропологических наук, объектом изучения которых являются человек и человеческие отношения. В системе антропологических наук (антропология, социальная или культурная антропология, общая физиология, медицина, нейрофизиология, психология, гигиена, биохимия, биофизика и т. д.) педагогика может рассматриваться как «целевая» дисциплина, на развитие которой направлены теоретические и практические выводы различных наук о человеке.

Антропологический и системообразующий характер педагогики определяет множественные междисциплинарные связи педагогики.

Основные области педагогики:

· дидактика,

· теории воспитания,

· методологии и методиках обучения.

Основные понятия и термины.

Воспитание - процесс формирования интеллектуальных, духовных и физических сил личности. Воспитание личности может происходить не целенаправленно, а под влиянием среды и стихийно складывающейся ситуации.

В узком смысле воспитание — это систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых, направленное на формирование у них вполне определенных личностных качеств.

Это направление педагогики может успешно развиваться только при активном и целенаправленном использовании результатов всех антропологических наук, изучающих соотношение влияния индивидуальных генетических и социальных факторов на формирование человека (медицинская генетика, молекулярной биология, социология и т.д.).

Образование - процесс приобретения знаний, умений и навыков, что наряду с результатами воспитания обеспечивает важную составляющую уровня развития личности.

Роль различных способов образования в современном обществе постоянно меняется, в частности, все возрастающие значения приобретают различные варианты самообразования, а также различные формы заочного образования (дистанционное).

Обучение - целенаправленный двусторонний процесс по передаче и приобретению знаний, представляет собой единую многошаговую процедуру диалога между учащимся и педагогом.

Методические основы педагогики связаны с дидактическими подходами.

Дидактика - теория обучения, включающая в себя комплекс методов и приемов обучения, воспитания, формирования нравственных, моральных, социально полезных качеств и норм.

Дидактика основана на глубоком знании характерных черт психологии восприятия информации, специфики и типов мышления учащихся, структуры личности, типов характера, темперамента, мотиваций и способностей.

Разделы психологии - психологическая педагогика и педагогическая психология.

Педагогическая психология как отрасль психологии возникла во второй половине XIX века. Основоположник научной педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871 гг.).

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

Основой педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, исследование процессов усвоения личностью социального опыта, в том числе опыта нравственного, эстетического, межличностного общения.

По образному и точному определению психолога Владимира Петровича Зинченко (1931-2014), живое знание, представляет собой аспект синтеза психологии и педагогики. Живое знание — это целостная реализация психологического знания в процессе педагогической практики.

«Психологическая педагогика является своего рода суперпозицией методов каузально-генетического исследования психических функций и сознания; целенаправленного и поэтапного формирования умственных действий и понятий; проектирования учебных действий и учебной деятельности, учебного взаимодействия; теории и практики развивающего образования; личностно ориентированного обучения»

Различные области психологии направлены на изучение таких категорий личности, как восприятие, внимание, память, мотивационная и эмоциональная структура личности, характер.

Основные разделы педагогики направлены на практическую реализациюформирования личности, воспитания и образования человека. Знание закономерностей организации и функционирования психических процессов может являться основой для правильной организации педагогического процесса.

Кроме основных ветви педагогики - пограничных областей психологической педагогики и педагогической психологии, выделяют следующие отрасли.

Общая педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая фундаментальные законы обучения и воспитания. В компетенции этой области находятся общие для всех возрастных групп и всех типов учебно-воспитательных учреждений вопросы исследования и формирования принципов, форм и методов обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики и отчасти ветвями педагогического дерева, произрастающими из ствола общей педагогической науки, являются: теория и практика обучения, теория и практика воспитания, теория организации и управления системой образования.

Возрастная педагогика - группа областей педагогики, включающая в себя дошкольную, все виды школьной педагогики, педагогику профессионально-технического и высшего образования, а также педагогику «третьего возраста». Использование возрастного подхода позволило ввести определенную систему классификации отдельных областей педагогики.

Дошкольная педагогика — область, изучающая закономерности воспитательного и образовательного процесса у детей дошкольного возраста. Специфика этой области во многом определяется уровнем созревания интеллектуальных, физических, мотивационных и эмоциональных способностей и возможностей ребенка.

Школьная педагогика, педагогика профессионально-технического и среднего специального образования, педагогика высшей школы — перечисленные области исследуют содержание, методы и формы воспитания и образования детей и молодежи соответствующего возраста. Принципы обучения и воспитания в данных отраслях во многом основаны на знании закономерностей возрастной психологии (табл. 1)

Наряду с систематизацией отраслей педагогики по возрастному принципу имеет место и другой способ, основанный на классификации различных вариантов педагогической деятельности.

Таблица 1. Основные отрасли современной педагогики

 
  Разделы психологии - психологическая педагогика и педагогическая психология - student2.ru

Практическая педагогика:

· производственная;

· инженерная;

· театральная;

· музейная;

· педагогика исправительно-трудовых учреждений;

· военная педагогика - изучает специфику методов воспитания и обучения людей, ориентированных на получение знаний, умений и навыков нормальной, повседневной работы в экстремальных ситуациях, дает особо углубленные знания по вопросам социальных, нравственных и моральных норм, лежащих в основе жизни личности и общества;

· специальная педагогика (дефектология) - область, связанная с изучением закономерностей развития, воспитания и обучения детей с физическими или психическими аномалиями: тифлопедагогика изучает специфику методов воспитания и обучения слепых и слабовидящих детей, сурдопедагогика — глухих и слабослышащих детей, логопедагогика разрабатывает методы коррекции речи у детей и подростков, олигофренопедагогика — методы общения, воспитания, обучения и социальной адаптации (приспособления к жизни в обществе) умственно отсталых детей.

В настоящее время активно развиваются отрасли педагогики, направленные на углубленное изучение научных основ дидактики, проблем воспитания, истории педагогики, этнопедагогики, социальной и информационно-социальной педагогики, социологии образования.

Задачи современной педагогики:

1) анализ и обобщение результатов практической педагогики, конкретных педагогических школ;

2) организация всей системы теоретических, прикладных и практически ориентированных исследований; совершенствования структуры всех уровней системы образования от школьного до послевузовского;

3) развитие творческой среды в системе дополнительного образования;

4) развитие систем переподготовки и повышения квалификации специалистов;

5) развитие и усовершенствование организационно-методических форм процессов воспитания и обучения; разработка новых эффективных педагогических технологий, связанных с компьютерными методами, информационными технологиями и системами.

6) разработка дистанционного обучения в рамках возможностей, представляемых современной информатизационной средой - наличие достаточно быстрой и индивидуально ориентированной обратной связи от педагога к учащемуся, а также методы, связанные с работой учащихся и преподавателей в интерактивном диалоговом режиме.

Наши рекомендации