Понятие спортивной формы. Фазы её развития

Спортивной формой называют состояние оптимальной (наилучшей) готовностью спортсмена к достижениям, которое приобретает при определённых условиях в каждом макроцикле тренировки. Спортивная форма выражает гармоническое единство всех сторон (компонентов) оптимальной готовности спортсмена к достижению: физической, психической, спортивно-технической и тактической. Причём спортивную форму характеризуют не просто наличие этих компонентов, а именно гармоническое соотношение их, обеспечивающее определённый уровень спортивных достижений в данном большом цикле тренировки. Для оцени спортивной формы пользуются рядом физиологических, врачебно-контрольных, психологических и комплексных критериев. Основным её целостным показателем являются спортивные результаты, поскольку только в них как в фокусе находят своё интегральное выражение все стороны готовности спортсмена к достижению. Однако судить о спортивной форме по спортивным результатам можно с достаточным основанием лишь тогда, когда они демонстрируются с определённой частотой, в сопоставимых условиях и оценивается в объективных мерах (показателях). Так как не всегда удаётся соблюсти эти требования, при оценке спортивной формы в дополнение к спортивным результатам привлекают ряд часты критериев6 показатели контрольных упражнений, предназначенных для оценки отдельных двигательных качеств и навыков спортсмена, данные врачебно-биологических тестов и т.д. Вся совокупность накопленных к настоящему времени исследовательских и практических сведений о спортивной форме свидетельствует, что процесс её развития имеет фазовый характер – протекает в порядке последовательной смены трёх фаз: приобретения, сохранения (относительной стабилизации) и временной утраты.

Первая фаза – это формирование или улучшение предпосылок спортивной формы, а также начальное становление её как целостной системы компонентов. В это время накапливается, прежде всего, тот строительный материал, их которого будет возведено здание спортивной формы, закладывается или укрепляется её фундамент. Речь идёт, в первую очередь, о существенном повышении уровня функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннем развитии его физических и психических качеств, приобретении и перестройке двигательных навыков и умений. На этой основе формируется в первоначальном виде и сама спортивная форма. Естественно, что конкретные параметры её зависят прежде всего от качества заложенной основы.

Вторая фаза – характеризуется относительной стабилизацией спортивной формы как целостной системы компонентов, обеспечивающих оптимальную готовность спортсмена к демонстрации достижений в пределах текущего большого цикла тренировки. Коренная перестройка этих компонентов в данной фазе нецелесообразна, поскольку это означало бы утрату спортивной формы. Вместе с тем в период её сохранения происходит, в некоторой степени, дальнейшее совершенствование всего того, от чего непосредственно зависят спортивные результаты. Поэтому в определённой мере возрастают в пределах, допускаемых закономерностями сохранения спортивной формы.

Третья фаза – отличается тем, что под влиянием регулирования тренировочного процесс специфическая тренированность временно относительно снижается, происходит некоторое угасание и частичное разрушение функциональных связей, которые стабилизировали ранее приобретённую форму. Однако это не значит, что нарушаются жизненные функции организма. В случае рациональной организации общего режима жизни и режима тренировки временная утрата спортивной формы нормально происходит не в ущерб нормальной жизнедеятельности – в этой фазе развёртываются общевосстановительные процессы.

БИЛЕТ 15 (вопрос 3)

Методы совершенствования техники спортсменов в ситуациях выполнения приёмов и технических действий на обусловленный зрительный, слуховой или тактильный сигнал в вашем виде восточных боевых искусств.

Предопределение двигательного компонента действий до начала схватки целесообразно при решении значительного объема боевых задач в каратэдо, особенно при выполнении нападений. Соответствие скрытого периода действий механизму простой двигательной реакции определило главную направленность тренировочного процесса на улучшение общей координации движений при выполнении приемов (боевых действий), достижение оптимальных для каждого приема (боевого действия) пространственно-временных параметров, совершенствование деталей движений руками, туловищем, ногами.

Последовательность усложнения ситуаций при совершенствовании технических приемов и боевых действий. Задачи выбора оптимальной последовательности роста требований в процессе совершенствования техники диктуют первоначальное освоение простых однотемповых приемов и действий, а на базе овладения ими – переход к сложным многотемповым приемам и действиям. Однако в боях простые действия находят самое широкое применение у спортсменов различной квалификации.

Использование любых боевых действий возможно с инициативой начала схватки со стороны каждого из противников. Инициатива начала схватки – фактор, во много определяющий боевую ситуацию, облегчающий или усложняющий выполнение приемов, боевых действий, имеющий самостоятельное тактическое значение для всех боевых средств. Так, более просто выполнение ударов, перемен позиций, передвижений, атак по инициативе самого спортсмена, чем выполнение того же приема, боевого действия на «сигнал» тренера или партнера. Выполнить защиту и ответную атаку, контратаку и встречную атаку, реагируя на нападения противника или партнера, легче, чем после своих подготавливающих действий. Примером резко различной тактической сущности аналогичных по техническому содержанию атак является их выполнение в одном случае на угрожающее движение противника или на его приближение, а в другом случае после подготавливающего приближение к отступающему противнику.

Методика подбора упражнений и педагогических задач, направленных на совершенствование приемов и боевых действий по мере усложнения ситуаций, зависит, кроме того, от наличия технико-тактической взаимосвязи между средствами каратэдо, а также наличия психологических предпосылок применения действий в соревнованиях.

Процесс совершенствования техники приемов и боевых действий в ситуациях их выполнения на обусловленный сигнал строится с использованием двух видов упражнений:

- упражнений для совершенствования деталей движений, освоения оптимального ритма, темпа, глубины, быстроты и амплитуды выполнения приемов, определенных начальных и конечных положений рук, туловища, ног;

- упражнений для совершенствования действия в ситуациях, воспроизводящих определенные дистанционные и моментные характеристики схваток.

Педагогические задачи совершенствования техники приемов и боевых действий.

На основе обобщения опыта можно выделить основные направления совершенствования техники приемов и боевых действий подбора специальных упражнений. Совершенствуя удары, защиты, финты и др., следует сосредоточить внимание на:

- цельности и непрерывности атакующих и защитных движений и перемещений и переходов от одних действий к другим;

- максимальной прямолинейности атакующих и защитных движений, даже если в основе их двигательных структур лежат дугообразные траектории;

- сохранении правильной двигательной структуры приемов и боевых действий при выполнении их с максимально возможной быстротой;

- отсутствие дополнительных движений, предшествующих выполнению приёма (боевого действия) и во время его выполнения;

- осознанности применения исходных позиций перед выполнением тех или иных атакующих и защитно-ответных действий, возвращении назад в позицию после их выполнения.

Каждое из перечисленных направлений совершенствования техники приемов и боевых действий требует самостоятельной отработки и периодического контроля за качеством выполнения.

БИЛЕТ 16 (вопрос 1)

Планирование и контроль в подготовке спортсменов. Перспективное и текущее планирование. Этапный и оперативно-текущий контроль.

Планирование - это предвидеть в голове то, чего ещё нет и каков будет результат.

Построить, предвидеть результат этого планирования на основе принципов и закономерностей. Oт уровня занимающихся можно планировать материал (задают результат).

Планирование тесно связано с контролем - вытекает перманентное (постоянное и регулярное) планирование контроля. Можно планировать конспект урока. Вначале планирования необходимо знать контингент занимающихся (тестирование: изучаем уровень здоровья). Учитывать климатические условия по четвертям.

Функция планирования - предвидение ожидаемого результата. Функция контроля - состоит в объективной оценке индивидуальных и других предпосылок достижения

цели. Необходимо выявить степень соответствия запланированного и контролируемого.

Планирование должно быть гибкое. Должна быть постоянная взаимосвязь планирования и контроля. Регулярная коррекция плана; его реализация с учётом конкретных контрольных данных.

Внешние масштабы:

- долгосрочное;

-среднесрочное;

- краткосрочное.

Виды планирования:

1. Перспективное планирование (долгосрочное) - является крупноцикловым планированием.

2.Этапное планирование - (четверть) составляем на основе годового плана графика, является фрагментом крупноциклового плана.

3. Краткосрочное планирование - это оперативно-текущее планирование.

Следующим звеном между перспективным и этапным планированием является крупноцикловое планирование.

Основными документы перспективного планирования являются планы и программы. Детализация годового плана (4 четверти) и расписываем содержание материала на основе следующих программ. Крупноцикловой план имеет различную степень детализации. Годовой план должен конкретизировать основные аспекты перспективного плана.

БИЛЕТ 16 (вопрос 2)

Влияние пониженной температуры окружающей среды на организм человека и его работоспособность. Биологические и психические факторы, предопределяющие устойчивость человека к влиянию пониженной температуры окружающей среды. Особенности тренировки в условиях пониженной температуры окружающей среды.

Во время мышечной работы в холодных условиях теплоизоляция тела существ снижается и усиливаются потери тепла (проведением с конвекцией через кровь). Означает, что для поддержания теплового баланса необходимо больше теплообразования, чем в условиях покоя. По мере снижения температурного градиента между телом и окружающей средой, теплопродукция во время мышечной работы должна возрастать. Если мышечная деятельность недостаточно интенсивна, чтобы обеспечить дополнительное теплообразование, температура тела падает ниже нормальной (гипотермия). При нагрузках небольшой мощности (с потреблением кислорода, до 1,2 - 1,4 л/м скорость потребления кислорода в условиях пониженной температуры воздуха выше, чем в комфортных условиях. При более высоких нагрузках (потребление кислорода выше 1,4 л/мин) скорость потребления кислорода не зависит от внешней температуры. При одинаковой скорости потребления кислорода работа в холодных условиях вызывает некоторое понижение ЧСС и повышение систолического объёма по сравнению с такой же работой в термонормальных условиях.

Повышенные энергетические расходы (более высокая скорость потребления кислорода) при работе относительно небольшой мощности в холодных условиях связаны с холодовой дрожью, которая исчезает с увеличением нагрузок до значительных. При лёгких нагрузках ректальная температура снижается, а при тяжёлых остаётся на таком же уровне, что и в комфортных условиях. Таким образом, начиная с некоторой мощности физической нагрузки (скорость потребления кислорода около 2 л/мин), когда достигается критический уровень теплопродукции, который соответствует теплопотерям, исчезает холодовая дрожь и стабилизируется регуляция рабочей температуры тела.

При нормальной или повышенной (в результате мышечной деятельности) температура тела МПК и максимальная ЧСС остаются практически неизменными в холодных условиях, однако лёгочная вентиляция несколько усиливается, а предельное время бега на уровне МПК снижается. Гипотермия ведёт к снижению МПК: при температуре ядра тела ниже 37,5 градусов оно уменьшается на 5-6 % с каждым градусом падения температуры тела. В основе такого снижения МПК лежит уменьшение сердечного выброса из-за падения максимальной ЧСС. В условиях гипотермии выносливость человека снижается: уменьшается предельное время выполнения работы постоянной аэробной мощности, хотя субъективная оценка тяжести нагрузки не зависит от температуры тела. Максимальная динамическая сила в известных пределах прямо связана с мышечной температурой. Поэтому в упражнениях, требующих проявления большой динамической силы (спринт, прыжки), результаты снижаются в холодных условиях среды, вызывающие падение мышечной температуры. Тренировочные занятия и соревнования в ряде видов спорта (конькобежном, лыжном и др.) часто проходят в холодную погоду. Однако, за исключением сильных морозов и ветра холодные условия не представляют обычно серьезной проблемы для регуляции температуры тела и работоспособности спортсмена, прежде всего благодаря интенсивной мышечной деятельности, при которой в теле спортсмена образуются очень большое количество метаболического тепла. За счёт этого тепла возможно значительное нагревание тела и поддержание его повышенной температуры даже в холодных условиях. Так, если непроизвольная холодовая дрожь может увеличить максимальный тепловой обмен максимально в 2-5 раз, то напряжённая мышечная деятельность в 20-30 раз. Отдача тепла в атмосферу в холодных условиях легко происходит за счёт проведения с конвекцией и радиации, а при потоотделении - за счёт испарения пота. Более того, в условиях пониженной (но не морозной) температуры окружающей среды облегчённые условия для теплоотдачи создают предпосылки для большей работоспособности в упражнениях на выносливость, чем при работе в жарких условиях.

Акклиматизация к холоду. Длительное проживание в холодных условиях в некоторой степени повышает способность человека противостоять холоду, т.е. поддерживать необходимую температуру ядра тела при пониженной температуры среды (холодовая акклиматизация). В основе холодовой акклиматизации лежат два основных механизма:

-снижение потерь тепла,

- усиление основного объёма.

У акклиматизированных к холоду людей уменьшается кожная вазокострикция, так что у них температура конечностей более высокая, чем неакклиматизированных. Этот механизм играет защитную роль: предотвращая холодовые повреждения (отморожения) периферических частей тела и позволяет осуществлять координированные движения конечностями в условиях низких температур. У людей, систематически погружающих конечности в холодную воду (локальная холодовая акклиматизация), во время такой экспозиции не столь значительно уменьшается локальное кровообращение. Это явление также следует рассматривать как защитное приспособление акклиматизированных т.о. людей конечности охлаждаются меньше. В процессе холодовой акклиматизации растёт теплопродукция тела: увеличивается основной обмен, повышается мышечный тонус, усиливается холодовая дрожь, происходят эндокринные и внутриклеточные метаболические перестройки. Вместе с тем многие исследователи не обнаружили акклиматизации человека к холоду в особенности в отношении мышечной деятельности в холодных условиях.

БИЛЕТ 16 (вопрос 3)

Наши рекомендации