Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу
Определение понятия форма организации обучения» | Что общего | В чем расходятся |
Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев) | ||
« Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся |
при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов) | ||
«Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (ГШ.Подласый) |
6. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? И если может, то в каких случаях и
каким образом?
Ответ:___________
7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните
таблицу.
Характеристика | |
Законченность во времени | |
Постоянство применения | |
Обязательность посещения | |
Гибкость и экономичность | |
Воспитывающий характер | |
Развивающий характер |
8. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2004. - С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:
Форма обучения | Сущность | Достоинства | Недостатки |
Классно-урочная система | |||
Бэлль-ланкастерская система | |||
Мангеймская система | |||
Дальтон-план | |||
План Трампа |
9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика: | |
Элементы структуры урока | Этапы деятельности ученика |
Возникновение интереса к учению | |
Усвоение знаний | |
Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем | |
Упражнение | |
Контроль | |
Самоконтроль |
10. Приведите примеры | не менее трех классификаций уроков. | ||
Основание классификации | Тип урока в данной классификации | Вид урока в данной классификации | Источник информации |
1. | |||
2. | |||
3. |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.
ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ
РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.
Цель:раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.
Что такое педагогический контроль?
1) сложный дидактический комплекс, включающий ряд тесно связанных звеньев;
2) необходимая составляющая процесса обучения, выражающаяся в проверке и оценивании знаний, умений и навыков учащихся;
3) руководство и управление учебной деятельностью учащихся на основе принципа обратной связи в процессе обучения;
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
2. Оценка- это:
1) количественное выражение уровня обученности учащихся;
2) суждения типа «хорошо», «неплохо» и др.;
3) средство стимулирования учебы;
4) средство влияния на личность ребенка;
5) средство создания дисциплины и порядка в классе. Ответ:
3. В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят
вопросы; «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получать оценки или
будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый хочет учиться без контроля и без
оценок, плата за обучение в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого
контролирования и объективного оценивания.
Почему? Как вы это объясните?__ (ответ)
Заполните следующую таблицу.
Определение понятия. Педагогический контроль- это... | Признаки понятия | Совпадающие признаки | Несовпадающие признаки Щ |
«...административно-формальная процедура проверки работы учителя и школы» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого) | |||
«...получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся (внешняя обратная связь), а также <...> самим учеником о его познавательных действиях и их результатах (внутренняя обратная связь)» (Сорокин НА., Шайденко Н. А. Дидактика) | |||
«...сложный дидактический комплекс, включающий ряд таких тесно взаимосвязанных между собой звеньев, как проверка, оценивание, учет результатов обучения» (Дидактика / Под ред. О.А.Абдуллиной) |
5. Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости. | |
Педагогическая профилактика | |
Педагогическая диагностика | |
Педагогическая терапия | |
Воспитательное воздействие |
6. Учитель, проверив самостоятельную работу, поставил оценку «2». Возвращая работу, он сказал:
«Очень плохо выполнено».
Как вы считаете, правильно ли поступил учитель? Насколько его действия соответствуют функциям педагогического контроля?
Да, потому что.... | Нет, потому что.... |
А что бы сделали вы в данной ситуации?___ (ответ).
7. Можно ли заменять отметки, выставляемые в классный журнал, словесными
формулировками (оценками)? При каких обстоятельствах?
Ответ
8. Познакомьтесь с системой педагогического контроля и учета педагога В.Ф.Шаталова (Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1987). Охарактеризуйте эту систему, пользуясь следующей таблицей.
Суть системы педагогического контроля и учета | Достоинства данной системы | Недостатки данной системы |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.
ТЕМА: ГУМАНИЗМ И ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.
ЦЕЛЬ:сформировать представление о сущности личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в обучении; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в ОУ.
1. Ответьте на вопрос: «Гуманизм- это:
1) признание ценности человека как личности;
2) забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;
3) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей»?
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:
1) обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека;
2) учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;
3) отсутствие наказаний;
4) введение в обучение большого количества гуманитарных дисциплин;
5) развивающий характер обучения и воспитания;
6) создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика;
Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________