Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «форма организации обучения». Заполните таблицу

Определение понятия форма организации обучения» Что общего В чем расходятся
Организационную форму обучения мы определим как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом» (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Н.М.Шахмаев)    
« Форма организации обучения предполагает... упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя и учащихся  



при работе над определенным содержанием материала» (И.М.Чередов)    
«Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме» (ГШ.Подласый)  

6. Может ли форма обучения влиять на содержание обучения? И если может, то в каких случаях и

каким образом?
Ответ:___________

7. Дайте характеристику уроку как основной форме организации обучения. Для этого заполните
таблицу.

  Характеристика
Законченность во времени  
Постоянство применения  
Обязательность посещения  
Гибкость и экономичность  
Воспитывающий характер  
Развивающий характер  

8. Проанализировав различные источники информации (например: Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 2004. - С. 315-325) определите достоинства и недостатки исторически сложившихся форм организации обучения и заполните таблицу:

Форма обучения Сущность Достоинства Недостатки
Классно-урочная система      
Бэлль-ланкастерская система      
Мангеймская система      
Дальтон-план      
План Трампа      
9. Определите элементы структуры урока, соответствующие этапам деятельности ученика:
Элементы структуры урока Этапы деятельности ученика
  Возникновение интереса к учению
  Усвоение знаний
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Упражнение
  Контроль
  Самоконтроль


10. Приведите примеры не менее трех классификаций уроков.  
Основание классификации Тип урока в данной классификации Вид урока в данной классификации Источник информации
1.      
2.      
3.      



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ

РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

Цель:раскрыть место и функции контроля в процессе обучения; проанализировать комплекс критериев и показателей оценки ЗУН учащихся.

Что такое педагогический контроль?

1) сложный дидактический комплекс, включающий ряд тесно связанных звеньев;

2) необходимая составляющая процесса обучения, выражающаяся в проверке и оценивании знаний, умений и навыков учащихся;

3) руководство и управление учебной деятельностью учащихся на основе принципа обратной связи в процессе обучения;

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

2. Оценка- это:

1) количественное выражение уровня обученности учащихся;

2) суждения типа «хорошо», «неплохо» и др.;

3) средство стимулирования учебы;

4) средство влияния на личность ребенка;

5) средство создания дисциплины и порядка в классе. Ответ:

3. В некоторых странах при составлении контракта между учителем и обучаемым ставят
вопросы; «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получать оценки или
будете овладевать курсом без оценок?» Если обучаемый хочет учиться без контроля и без
оценок, плата за обучение в 3-4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого
контролирования и объективного оценивания.

Почему? Как вы это объясните?__ (ответ)

Заполните следующую таблицу.

Определение понятия. Педагогический контроль- это... Признаки понятия Совпадающие признаки Несовпадающие признаки Щ
«...административно-формальная процедура проверки работы учителя и школы» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого)      
«...получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся (внешняя обратная связь), а также <...> самим учеником о его познавательных действиях и их результатах (внутренняя обратная связь)» (Сорокин НА., Шайденко Н. А. Дидактика)    
«...сложный дидактический комплекс, включающий ряд таких тесно взаимосвязанных между собой звеньев, как проверка, оценивание, учет результатов обучения» (Дидактика / Под ред. О.А.Абдуллиной)    
5. Охарактеризуйте педагогические возможности следующих средств преодоления неуспеваемости.
Педагогическая профилактика  
Педагогическая диагностика  
Педагогическая терапия  
Воспитательное воздействие  

6. Учитель, проверив самостоятельную работу, поставил оценку «2». Возвращая работу, он сказал:

«Очень плохо выполнено».

Как вы считаете, правильно ли поступил учитель? Насколько его действия соответствуют функциям педагогического контроля?

Да, потому что.... Нет, потому что....
   

А что бы сделали вы в данной ситуации?___ (ответ).

7. Можно ли заменять отметки, выставляемые в классный журнал, словесными
формулировками (оценками)? При каких обстоятельствах?

Ответ

8. Познакомьтесь с системой педагогического контроля и учета педагога В.Ф.Шаталова (Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Просвещение, 1987). Охарактеризуйте эту систему, пользуясь следующей таблицей.

Суть системы педагогического контроля и учета Достоинства данной системы Недостатки данной системы
     

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

ТЕМА: ГУМАНИЗМ И ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИКЕ. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ.

ЦЕЛЬ:сформировать представление о сущности личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов в обучении; раскрыть основные подходы к построению гуманного образования в ОУ.

1. Ответьте на вопрос: «Гуманизм- это:

1) признание ценности человека как личности;

2) забота о благе человека, уважение к человеческому достоинству;

3) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей»?

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «гуманизация образования»:

1) обучение и воспитание ведется в соответствии с природой человека;

2) учет индивидуальных особенностей в обучении и воспитании;

3) отсутствие наказаний;

4) введение в обучение большого количества гуманитарных дисциплин;

5) развивающий характер обучения и воспитания;

6) создание гуманистической основы взаимоотношений учителя и ученика;

Ответ:____________ Собственный вариант ответа:______________________________

Наши рекомендации