Закономерности и функции процесса обучения
Цель: формирование у студентов понятия о процессе обучения, его структуре; развитие представлений о мотивах обучения и способах активизации познавательной деятельности учащихся.
1.Что такое «дидактика»? Отметьте правильный ответ:
1) теория обучения и образования;
2) теория воспитания;
3) теория обучения;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;
5) теория обучения, образования и воспитания.
Ответ: ___________ Обоснование ответа _________________
2.Определите иерархию следующих понятий: частная методика, педагогика, дидактика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
частная методика |
дидактика |
педагогика |
частная методика |
дидактика |
педагогика |
2)
1)
педагогика |
педагогика |
дидактика |
частная методика |
дидактика |
частная методика |
5)
частная методика |
дидактика |
педагогика |
Ответ:_______ Обоснуйте ответ.
3. Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: 1) непродолжительность, 2) планомерность, 3) систематичность, 4) спонтанность, 5) организованность, 6) нацеленность на результат, 7) воспитательная направленность?
Ответ: ________________________
4.Что является движущей силой процесса обучения:
1)ответственность учащихся за свои знания;
2)требования учителей, предъявляемые школьникам;
3)противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
4)понимание учащимися необходимости получения образования;
5)___________________________
Ответ:____________________________ Обоснуйте ответ.
5.Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
1) коррекционная;
2) образовательная;
3) диагностическая;
4) воспитательная;
5) развивающая;
6) оздоровительная.
Ответ:____________________________.
Лабораторное занятие № 4
Тема: содержание образования как фундамент культуры личности
Цель:усвоение содержания понятия «содержание образования»; формирование представлений об основных подходах к построению содержания образования в ОУ разных типов; а также особенностях содержания образования в разных типах образовательных учреждений.
1. Ответьте на вопрос: «Что такое содержание образования»?
1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
3) общие идеи о построении природы и жизни общества;
Ответ:______________________ .
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание образования»
1) действие, доведенное до автоматизма;
2) способ достижения конкретной учебной цели;
3) межпредметные связи;
4) учебное занятие;
5) знание;
6) календарно-тематический план;
7) учебный план.
Ответ:___________________
3. Найдите в литературе и впишите следующие определения. Укажите источник информации.
Базисный учебный план:________________________________
Государственный образовательный стандарт:________
4. Перечислите компоненты содержания образования по И.Я.Лернеру и заполните схему.
Содержание образования |
5. Каковы главные отличия содержания образования в разных типах учебных заведений? Заполните таблицу.
Тип учебного заведения | Особенности содержания образования |
Лицей | |
Гимназия | |
Колледж |
9. По различным источникам информации (например: Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. С.132-134) представьте характеристику теорий отбора содержания образования.
Заполните таблицу:
Теория отбора содержания образования | Исторический период | Сущность теории | Достоинства | Недостатки |
Диалектический материализм | ||||
Формализм | ||||
Утилитаризм | ||||
Структурализм |
Лабораторное занятие № 5
ТЕМА: методы обучения
Цель: формирование понятий о методах обучения и их структуре.
1. Найдите ответ или дайте собственный вариант ответа на вопрос «Что такое метод обучения»?
1) взаимосвязанные способы деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения;
2) способ взаимосвязанной деятельности учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
3) систематически применяемый способ работы учителя с учащимися, позволяющий ученикам развивать умственные способности и интересы;
4) упорядоченная и систематическая деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения;
5) часть теории обучения;
Ответ: _____________
2. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?
1) внешнее выражение процесса обучения;
2) способ достижения конкретной дидактической цели;
3) совокупность знаний, умений, навыков;
4) способ организации общения;
5) способ организации взаимодействия;
6) форма реализации процесса обучения;
7) способ осуществления воспитания и развития;
8) способ контроля учебной деятельности;
9) способ мотивации деятельности.
Ответ: _____________
3. К какому понятию относятся способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?
1) принцип обучения;
2) организационная форма обучения;
3) структура урока;
4) содержание образования;
5) метод обучения;
6) методический прием.
Ответ: _____________
4. Какие факторы определяют выбор методов обучения?
1) психологическое состояние учителя;
2) возраст учеников;
3) характерные особенности изучаемого предмета;
4) учебные цели и задачи;
5) способ организации взаимодействия учителя и учащихся;
6) уровень экономического и социального развития общества;
7) наличие технических средств обучения;
8) уровень мотивации деятельности учащихся.
Ответ: _____________
Лабораторное занятие № 6