Структура системы образования Японии

Общая характеристика структуры образования в Японии.

Система образования в стране обеспечивается сложившейся структурой -6-3-4, предусматривающей шесть лет обучения в начальной школе, три года – в неполной средней, три года – в полной средней школе и четыре года – в высшем учебном заведении. Школьная система образования складывается из начальных, неполных, полных и специальных средних школ.

В неполную среднюю школу (тютакко)учащиеся переходят без экзаменов в возрасте 12 лет. Обучение в течение первых 9 лет в государственных начальных и неполных средних школах – обязательное и бесплатное.

В полную среднюю школу (кото гакко) принимаются подростки 15 лет после сдачи вступительных экзаменов с последующим трехлетним сроком обучения.

Общеобразовательная подготовка в японской школе сочетается с трудовым обучением.

Школьное образование

Сложившаяся система оценки знаний в школах Японии отличается от нашей. Здесь не принято при всех говорить детям об их успехах или неудачах. Учитель делает пометки об успеваемости в своем журнале. Претензии и похвала высказываются учителем индивидуально каждому учащемуся. По японской традиции учитель должен стремиться к тому, чтобы средний уровень знаний соответствовал общепринятому формальному уровню. Соревнование в учебе между учащимися не поощряется. В школе принято отмечать прилежание и старание как сильных, так и слабых. При проверке тетрадей японский учитель выражает свою удовлетворенность не в пятибалльной оценке, а рисуя на полях один или несколько кружков, один в другом [13; с.145].

Учебный год в японской школе разбит на триместры и каникулы. Первый триместр продолжается с апреля до конца июля. После летних каникул в начале сентября наступает второй триместр, завершающийся последней неделей декабря. Третий триместр длится с начала января до конца марта. Общее количество каникулярного времени составляет в среднем шестьдесят дней. Из них на летние каникулы приходится обычно от тридцати до сорока дней, остальное время делится соответственно на два каникулярных периода: конец марта – начало апреля и конец декабря – начало января.

Каждая японская школа имеет свой учебный календарь, по которому в конце триместра один день выделяется для генеральной уборки или для проведения общешкольного праздника. В неполных средних школах и, особенно в полных средних школах проводятся специальные тестовые дни по подготовке к вступительным экзаменам в полные средние школы или вузы.

В некоторых японских школах имеются летние и зимние расписания уроков: в зимнее время с сокращенными переменами, с более поздним временем начала занятий и ранним их окончанием. В отдельных случаях уроки в зимнее время сокращаются с 50 до 45 минут.

В японской школе вошло в практику использование школьного телевидения. Программы учебных радио- и телепередач составляются на год вперед, для учителей издаются специальные методические рекомендации по работе с телепередачами [9; с.45].

Девиз японской школы – неустанный труд. Только он помогает сдать лучше конкурента очередной экзамен, поступить в престижную школу, в университет, а оттуда – в процветающую фирму [9; с.45-46].

Заключение

Как видно из приведенной информации, образованию и воспитанию молодежи в Японии уделяется повышенное внимание. Развитие и состояние дел в этой области находится под постоянным контролем государственных органов различного уровня.

В дошкольных учреждениях дети развиваются физически, получают опыт общения со сверстниками, воспитание направлено на формирование в ребенке понятия о человеческом общежитии, укрепление его психического здоровья, подготовку человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Примечательным является система воспитания молодежи как будущего патриота своей страны, своего предприятия, хорошего семьянина. Положительным фактором развития образования в Японии служит престижность образования.

Цель образования: формирование гармонично развитой личности. В детях воспитывают законопослушного и активного гражданина, внимание уделяют моральному воспитанию. Общеобразовательная подготовка в японской школе сочетается с трудовым обучением.

На последнем этапе развития было проведено множество различных реформ и изменений. Начиная с 1980г. компьютеры широко вошли в бытовую жизнь граждан Японии, а со средины 80-х годов началась компьютеризация японской школы – ещё один шаг вперёд, хотя конечно, машина не сможет заменить учителя как воспитателя. Внедрение высоких технологий в систему образования даёт возможность учащимся привыкнуть к тому, что вся промышленность в стране роботизирована.

Итак, мы можем сделать вывод, что современное образование в Японии находится на высоком уровне. Хотя совершенных систем не бывает, но в Японии система образования одна из лучших, она является одной из самых передовых в мире и способна обеспечить высококвалифицированными специалистами свою страну.

Наши рекомендации