Комплекс контрольных испытаний (тестов), которые целесообразно применять в различных видах спорта на начальных этапах отбора
№ п/п | Вид спорта | Бег на 30 м | Непрерывный бег 5 мин | Бег на месте 10 с | Челночный бег 3х10 м | Прыжок в длину с места | Прыжок вверх с места | Подтягивание в висе | Бросок набивного мяча |
Бокс | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ++ | |
Борьба вольная, дзюдо | + | ++ | – | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Тяжелая атлетика | ++ | – | , + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Фехтование | ++ | – | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |
Современное пятиборье | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Велосипедный спорт | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |
Баскетбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | – | ++ | |
Волейбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | – | ++ | |
Гандбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |
Теннис | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |
Хоккей на траве | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |
Водное поло | ++ | ++ | – | ++ | ++ | •+-+ | + | ++ | |
Плавание | ++ | ++ | – | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Синхронное плавание | + | ++ | – | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Прыжки в воду | ++ | – | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Гимнастика спортивная | ++ | – | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Гимнастика художественная | ++ | + | – | ++ | + | + | ++ | ++ | |
Легкая атлетика: средние и длинные дистанции | ++ | ++ | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Легкая атлетика: спринт, барьеры | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Легкая атлетика: метания | ++ | + | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Легкая атлетика: прыжки | ++ | ++ | ++ | – | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Легкая атлетика: многоборья | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Футбол | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | + | |
Хоккей | ++ | ++ | – | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Биатлон | ++ | ++ | ++ | + | ++ | ++ | 4.4- | ++ | |
Лыжный спорт | ++ | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | |
Фигурное катание | ++ | + | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |
Коньки | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | ++ | |
Лыжное двоеборье | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | ++ | + | |
Гребля академическая | + | ++ | + | ++ | + | ++ | + | ++ | |
Гребля на байдарках и каноэ | ++ | ++ | + | ++ | + | + | ++ | ++ |
Условные обозначения: «++» – тестирование обязательно; «+» – тестирование не обязательно; «–» тестирование не проводится.
В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности.
Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др. Учитывается также спортивное трудолюбие.
С целью выявления волевых качеств спортсмена целесообразно давать контрольные задания, лучше в соревновательной форме. Показателем интенсивности проявления волевых усилий спортсмена служит успешное выполнение упражнений с кратковременным напряжением, показателем настойчивости – выполнение относительно сложных в координационном отношении упражнений для освоения специальных упражнений и т.п. Следует подчеркнуть необходимость всестороннего изучения личности, а не отдельных его способностей. Поэтому их оценка должна даваться в процессе тренировки, соревнований, а также в лабораторных условиях.
Социологические обследования выявляют интересы детей и подростков к занятиям тем или иным видом спорта, эффективные средства и методы формирования этих интересов, формы соответствующей разъяснительной и агитационной работы среди детей школьного возраста.
Окончательное решение о привлечении детей к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке всех перечисленных данных, а не на учете какого-либо одного или двух показателей. Особая важность комплексного подхода на первых этапах отбора обусловлена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена. Процесс отбора тесно связан с этапами спортивной подготовки и особенностями вида спорта (возраст начала занятий, возраст углубленной специализации в избранном виде спорта, классификационные нормативы и т.д.).
На третьем этапе отбора с целью поиска перспективных спортсменов и зачисления их в центры олимпийской подготовки, СДЮШОР и УОР проводится обследование соревновательной деятельности спортсменов с экспертной оценкой и с последующим их тестированием в ходе республиканских соревнований для младших юношеских групп, т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования.
На четвертом этапе отбора в каждом олимпийском виде спорта должны проводиться просмотровые учебно-тренировочные сборы. Отбор кандидатов осуществляется с учетом следующих показателей:
1) спортивно-технические результаты и их динамика (начало, вершина, спад) по годам подготовки);
2) степень закрепления техники выполнения наиболее неустойчивых элементов при выполнении упражнения в экстремальных условиях;
3) степень технической готовности и устойчивости спортсмена к сбивающим факторам в условиях соревновательной деятельности.
По итогам соревнований, а затем и комплексного обследования тренерские советы определяют контингент спортсменов, индивидуальные показатели которых соответствуют решению задач предолимпийской подготовки. Отбор кандидатов в основные составы сборных команд областей, краев, России осуществляется на основе учета двигательного потенциала, дальнейшего развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма спортсмена, освоения новых двигательных навыков, способности к перенесению высоких тренировочных нагрузок, психической устойчивости спортсмена в соревнованиях. В процессе этого этапа отбора кандидатов учитываются следующие компоненты: уровень специальной физической подготовленности; уровень спортивно-технической подготовленности; уровень тактической подготовленности; уровень психической подготовленности; состояние здоровья.
Основной формой отбора кандидатов в сборные команды страны служат спортивные соревнования. При этом учитываются не только сегодняшние спортивные результаты, но и их динамика на протяжении двух-трех последних лет, динамика результатов в течение текущего года, стаж регулярных занятий спортом, соответствие основных компонентов физической подготовленности и физического развития требованиям данного вида спорта на уровне результатов мастера спорта международного класса.
,