Анализ полученных данных
Исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР – д/с «Василек» г.Абакана. В эксперименте принимали участие дети двух групп по 10 человек: экспериментальная группа - дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии (ЭГ), контрольная группа - дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (КГ). Выборка была сделана случайно.
Цель исследования: выявление особенностей восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Методика № 1. Обследование восприятия серии простых ударов (по Е.Ф. Архиповой).
Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2 (приложение 1, 2).
У детей экспериментальной группы сформированность восприятия серии простых ударов находится на среднем уровне. Дети с нормой речевого развития продемонстрировали высокий уровень сформированности восприятия серии простых ударов.
Результаты обследования ЭГ, представленные в таблице 1(приложение 1), позволяют сделать выводы:
- высокий уровень показали 30% детей;
- средний уровень – 70%;
- низкий уровень – 0%.
Данные обследования КГ, представленные в таблице 2 (приложение 2), позволяют сделать следующие выводы: высокий уровень отмечается у 100% детей (рис. 1).
Рисунок 1. Уровень сформированности восприятия серии простых ударов |
Методика № 2.Обследование восприятия серии акцентированных ударов (по Е.Ф. Архиповой).
Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2 (приложение 1, 2).
У детей экспериментальной группы сформированность восприятия серии акцентированных ударов находится на среднем уровне. Дети с нормой речевого развития продемонстрировали в целом высокий уровень сформированности восприятия серии акцентированных ударов.
Результаты, полученные при проведении методики, позволяют сделать выводы об уровне сформированности восприятия серии акцентированных ударов детьми ЭГ:
- высокий уровень – 20%;
- средний уровень – 50%;
- низкий уровень – 30%.
Данные, представленные в таблице 2 (приложение 2), позволяют сделать следующие выводы: высокий уровень отмечается у 60% детей КГ, средний – у 40% (рис. 2).
Рисунок 2. Уровень сформированности восприятия серии акцентированных ударов |
Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2 (приложение 1, 2).
У детей ЭГ сформированность воспроизведения серии простых ударов находится на среднем уровне. Дети с нормой речевого развития продемонстрировали высокий уровень сформированности воспроизведения серии простых ударов.
Результаты обследования детей ЭГ позволяют сделать выводы:
- высокий уровень показали 20% детей;
- средний уровень – 50%;
- низкий уровень – 30%.
Результаты обследования детей КГ позволяют сделать следующие выводы:
-высокий уровень отмечается у 60% детей,
-средний – у 40%. (рис. 3)
Рисунок 3. Уровень сформированности воспроизведения серии простых ударов |
Наглядно результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 1 и 2.
У детей ЭГ сформированность воспроизведения серии акцентированных ударов находится на среднем и низком уровне. Дети КГ продемонстрировали средний уровень сформированности воспроизведения серии акцентированных ударов.
Апробация методики позволяет сделать выводы об уровне сформированности воспроизведения серии акцентированных ударов:
Среди детей ЭГ высокий уровень показали 0% детей; средний уровень – 50%; низкий уровень – 50%.
Среди детей КГ: высокий уровень отмечается у 20% детей, средний – у 60%, низкий – 20% (рис.4).
Рисунок 4. Уровень сформированности воспроизведения серии акцентированных ударов |
Как показывают результаты обследования детей, уровень восприятия и воспроизведения ритма у детей экспериментальной группы в целом ниже, чем у детей контрольной группы. Существуют трудности в восприятии серии простых и серии акцентированных ударов, которые у детей контрольной группы в большинстве своем не выявились. Также наблюдаются трудности в воспроизведении серии простых ударов, серии акцентированных ударов, которые у детей контрольной группы практически отсутствуют. Эти трудности выражаются в замедленном темпе воспроизведения ритма, ошибках воспроизведения или полной невозможностью правильно воспроизвести предлагаемый ритм даже с помощью взрослого.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. При апробации методик, мы обнаружили затруднения, ошибки при выполнении заданий у большинства детей экспериментальной группы, которые у детей контрольной группы отсутствуют.
Заключение
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что роль ритмической стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. В настоящее время ритм рассматривается с разных точек зрения, из положений выработанных различными специалистами, образуется многоаспектная картина этого важного явления.
Ритм речи — это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым составом.
К старшему дошкольному возрасту ритм речи детей без патологии в целом сформирован, а употребление ритмических конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых. Развитие звуковой способности осуществляется только в процессе речевого общения, что предполагает необходимость учитывать принципиально важное значение интонации в формировании восприятия и воспроизведения ее средств при осуществлении коммуникативной функции речи.
Мы предполагали, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, есть особенности восприятия и воспроизведения ритма, которые заключается в затруднении восприятия и воспроизведении серии простых ударов, ошибках восприятия и воспроизведения серии акцентированных ударов.
Проведенный педагогический эксперимент подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Проанализировав экспериментальные данные, мы пришли к выводу, что у детей со стертой формой дизартрии воспринимающий ритмический слух развит на среднем уровне, а воспроизводящий — довольно слабо, трудности выражаются в замедленном темпе воспроизведения ритма, ошибками воспроизведения или полной невозможностью правильно воспроизвести предлагаемый ритм даже с помощью взрослого.