Технология продуктивного образования (Productive Learning)

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

В 1972 году американские педагоги О. Домброу, Ф. Кури и Р. Сафран предложили альтернативную организацию «Школа без стен», которая получила распространение в городах США под названием «Школа как город», а затем как «технология продуктивного образования», «технология обучения на практике», «открытая школа».

«Школа без стен» объединила молодых людей 16-18 лет, разочаровавшихся в обычной школьной жизни. Ребята прикреплялись к «школе без стен», которая предоставляла им возможность обучаться на различных рабочих местах, в «ситуациях реальной жизни».

К каждому учащемуся прикреплялся учитель-тьютор, который помогал ему выбрать подходящее место стажировок, следил за успехами, организовывал групповое обсуждение результатов, помогал в выборе академических занятий (уже в стенах школы), активно влиял на выбор дальнейшего пути после окончания школы. Зачинателями движения продуктивных школ в Европе являются немецкие специалисты Й. Шнайдер и И. Бём.

Термин «продуктивность» в словосочетании «продуктивное обучение» имеет три смысла, отражающие три важнейшие стороны этой технологии.

Первый его смысл представляет некоторое качество созидательной, производительной, «хозяйственной» или общественной деятельности человека, результатом которой является продукт - материальный, интеллектуальный, духовный.

Во втором смысле термин «продуктивность» давно уже используется психологией в сочетаниях «продуктивность мышления», «продуктивность интеллекта» и отражает качество эффективности интеллектуальной деятельности личности.

Третий смысл продуктивности заключается в результатах деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ.

Продуктивное образование - это личностно ориентированная педагогическая технология, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей личности.

Продуктивность – это обеспечение четкой нацеленности образования на реальный, конкретный конечный продукт (проект), создаваемый учащимся в рамках его объединенной учебной и трудовой деятельности.

Продуктивное образование - это обучение на основе продуктивной деятельности в реальных (а не учебных) социальных ситуациях, процесс совместной плодотворной деятельности ученика и наставника на практике, выступающих в отношениях со=трудничества и со=творчества. Это эффективный процесс самостоятельного приобретения учеником образования в условиях производительной деятельности.

Классификационные параметры

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: антропософия + неопрагматизм.

Методологический подход: стратегический, личностно ориентированный, деятельностный, синергетический.

Ведущие факторы развития: социогенные + психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП + ЗУН + СУД + СУМ.

Характер содержания: воспитательный + обучающий, светский, общеобразовательный + профессиональный.

Вид социально-педагогической деятельности: управления, социализации, реабилитации, коррекции.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + «консультант» + «репетитор».

Преобладающие методы: развивающие + игровые + творческие.

Организационные формы: альтернативная.

Преобладающие средства: практические + наглядные.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

¶ Обеспечение каждому молодому человеку уверенного вхождения в социум, нахождения своего места в жизни.

¶ Развитие личности в профессиональной, образовательной и социальной сферах, активизация ее индивидуальных психологических ресурсов.

¶ Получение конкретного продукта самостоятельной учебной/предметной деятельности учащихся (на основе индивидуальных программ, собственного выбора и в соответствии с общими требованиями обучения).

¶ Приобретение жизненных навыков.

¶ Самоопределение личности.

¶ Оказание каждому ребенку индивидуализированной педагогической помощи и поддержки.

¶ Развитие у молодых людей самостоятельности, готовности к самореализации и самосовершенствованию.

¶ Подготовка конкурентоспособной личности для рынка труда.

¶ Получение социально значимого результата.

Наши рекомендации