Психологические основы компьютеризации образования

Разработка информационно-компьютерных технологий (ИКТ) привела к их активному внедрению в образовательный процесс.

Области применения ИКТ:

1. Управление образования (автоматизация, делопроизводство и бухгалтерия, компьютеры и орг. техника для модернизации усовершенствования образовательного процесса, мониторинговые исследования)

2. Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка пользователей, специалистов в области информационно – компьютерных технологий по разработке и эксплуатации техники, по программному обеспечению, обучение компьютерной грамотности различных субъектов образовательной деятельности).

3. ИКТ как средство обучения, развития и воспитания.

Внедрение ИКТ в образовании:

Преимущества:

1. Обучающие компьютерные программы несут разнообразную информацию и могут подстраиваться под индивидуальные особенности обучающего субъекта.

2. Благодаря ИКТ изменилась сущность дистанционного образования.

3. Как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний обучающихся.

4. Позволяет решать образовательные задачи, например, повышение качества образовательного процесса.

5. Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса; обмен, тиражирование, накопление информации.

6. Влияет на мотивацию обучения – повышает её. Это связано с необычностью, престижностью, наличие игровых программ и компонентов.

7. Дает возможность повысить самостоятельность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашнего задания с необходимыми элементами проверки.

8. Увеличивается возможность индивидуализации обучения через индивидуальный темп предъявления заданий, переход к следующей теме после усвоения предыдущей, выбор тем и заданий с учетом индивидуальных и личностных особенностей конкретного субъекта.

Проблемы внедрения ИКТ (недостатки):

1. Негативное отношение преподавателей к использованию ИКТ.

2. Влияет на мотивацию обучения – снижает ее.

3. Разработка и создание искусственного интеллекта.

4. Материальные проблемы (низкая материальная обеспеченность обр. учреждений, отсутствие элементарной техники)

5. Слабое программное обеспечение.

6. Много устаревшего оборудования.

7. Обеспечение педагогов информацией о новом программном продукте.

8. Нежелание и/или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образовании. Причины этого явления:

· Неготовность к инновациям

· Компьютерофобия

· Невысокий уровень мотивации в проф. деятельности.

9. Конфигурация домашнего компьютера на порядок выше, чем конфигурация компьютера, которым пользуется обучающийся.

10. Компьютерная подготовка обучающихся выше подготовки педагогов.

11. Чрезмерное увеличение ИКТ (комп. игры, интернет – зависимость).

Связь психологических исследований с разработками в области информационно – компьютерных исследований (ИКТ) возникла задолго до появления компьютеров, в частности формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса. Позднее это привело к психологическим разработкам алгоритмического и программированного обучения. Однако лишь с внедрением компьютеров в практическую деятельность эти работы перешли от теоретических к экспериментальным исследованиям.

В настоящее время одним из важных и перспективных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании.

К сожалению, компьютеризация образования, в особенности применение компьютеров в школе, встречается с проблемами, имеющими с психологией весьма отдаленную связь: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность школ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать в обучении и т.д. Обычно к числу основных организационных проблем компьютеризации школьного образования относят объективные и субъективные. К первым относят, прежде всего, материально – технические проблемы (мало компьютеров в школе, оборудование устаревшее, слабое программное обеспечение).

К субъективным проблемам, связанным с внедрением компьютеров в образовательный процесс, может относиться нежелание или неспособность педагогов вести работу по внедрению компьютеров в образование. Нежелание учителей работать с компьютерами может зависеть от неготовности к любым инновациям, боязни компьютеров, невысокого уровня мотивации к профессиональной деятельности в целом и других условий.

Влияние работы с компьютером, в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и т.д. Сейчас в силу новизны проблемы невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание развивающих программ, в том числе и игровых, с указанием на психолого-педагогические особенности их использования.

Вопрос №11.

Наши рекомендации