Выделяют три критических периода в развитии речевой функции

Тема 6-7. Этиология речевых нарушений

Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах (этио — причина, логос — наука, учение).

На протяжении всего процесса становления логопедии как науки, начиная с античных времен, ученые пытались классифицировать причины возникновения речевых нарушений. На данный момент существует несколько подходов, которые могут пересекаться и дополнять друг друга. С некоторыми мы познакомимся, одну рассмотрим подробно и будем использовать на протяжении всего курса обучения как основную.

Причины выделяют органические и функциональные:

Органические — это такие причины, в результате действия которых происходят серьезные нарушения строения анатомо-физиологической структуры периферических или центральных участков речевых механизмов.

К функциональным причинам относятся такие, в результате действия которых нарушается лишь функция речевых механизмов при сохранности их нормальной анатомо-физиологической структуры.

Органические речевые нарушения, в свою очередь, в зависимости от локализации поражения, можно подразделить на: а) органические речевые нарушения центрального происхождения и б) органические речевые нарушения периферического происхождения.

К первым относятся такие нарушения, которые возникают в результате органического нарушения центральных участков речевых механизмов, расположенных в коре головного мозга.

К функциональным речевым нарушениям относятся заикание и косноязычие.

И еще один подход: биологические причины и социальные.

• биологические причины: физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, ММД (скомпенсированная ПЭП), ТЗРР, избирательное нарушение фонематического слуха.

• Социальные причины: ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, культивация родителями детского произношения.

Причины разделяют в зависимости от времени воздействия вредоносных факторов (до рождения, в момент рождения, после рождения)

- влияние неблагоприятных экзогенных (внешних) факторов в перинатальный период - воздействие на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.

а). Пренатальные

7. Травмы женщины во время беременности.

8. Интоксикации /лекарственные или химические.

9. Радиация.

10. Краснуха, гепатит, паротит, ветрянка, оспа, ангина, сифилис.

11. Несовместимость крови по резус-фактору.

12. Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для центральной нервной системы вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.

13. Гипоксия – недостаток кислорода.

14. Вредные привычки у женщины во время беременности.

15. Наследственные заболевания нервной системы.

При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения. Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего периода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 месяцев беременности.

Воздействия на поздних стадиях беременности обычно не вызывают тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созревания нервной системы, к нарушению миелинизации ее структур.

Термин - Дизэмбрио-генетические стигмы (признаки внутриутробного поражения) в виде асимметрии черепа, аномалии нёба (высокое «готическое» нёбо, уплощенное нёбо, раздвоенная губа), дефекты развития верхней челюсти, аплазия нижней челюсти, микрогнатия, прогнатия и др.

Б). Натальные (во время родов).

1. Асфиксия

2. Черепно-мозговые травмы.

3. узкий таз

4. преждевременное отхождение вод,

5. обвитие пуповиной

6. Кровоизлияния в мозг ребёнка (кесарево сечение, стремительные роды).

7. Преждевременные роды.

8. Неправильное предлежание плода.

9. Стремительные, затяжные роды

10. Акушерская патология (механическая или химическая стимуляция)

Наиболее опасными считаются асфиксия и родовая травма. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния возникают наиболее легко в результате слабости их сосудистых стенок.

Причины, действующие в перинатальный период вызывают нерезко выраженные минимальные органические повреждения мозга (дети с минимальной мозговой дисфункцией — ММД). Для них характерны недо-статочность внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность, различные речевые расстройства.

В). Постнатальные

1. Гемолитическая болезнь новорожденных

2. Нейроинфекции: менингит, менингоэнцефалит, полиомиелит.

3. Опухоли головного мозга.

4. Нарушения мозгового кровообращения.

5. ЧМТ

При дислалии эти периоды развития проходят благополучно

д) ранний возраст (с 0- 3)

• эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым).

• Недостаточные условия для развития речи: глухонемые родители или родители с дефектами речи, подражание неправильной речи родителей

• длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом

• неправильное воспитание: пеленают ребенка после года, не дают в руки предметы, оберегают от хождения – препятствует развитию речи

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

е) дошкольный период (с 3 до 7)

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.

Третий критический период (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания.

Во взрослом возрасте: инсульт, ЧМТ, опухоли ГМ, нейроинфекции – афазия, дизартрия

Выводы:

• Логопед должен быть осведомлен о причинах и проявлениях

• Чаще всего действует комплекс причин различного генеза.

• Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьируется в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды.

Наши рекомендации