Пример заполнения диагностической карты на ученика 7-го класса (фамилия, имя, возраст, пол)
Дата записи | Состояние здоровья | Успеваемость | Личностные проявления | Культура поведения | Трудовая активность | |||
положительные | отрицательные | увлечения | ||||||
17.11 | Основная группа | Удов-летво-рительная | Активен, контактен, любит участвовать в художественной самодеятельности и соревнованиях | Прогуливает уроки | Любит рисовать | Вежлив | Хорошая | |
того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, социального положения созданного коллектива, участия его в реальных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ воспитания носит условный характер и выполняется всем педагогическим коллективом при участии детей конкретного возраста.
В программу заложены основы гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа правильно выбирает не только направления, но и заполняет ее содержанием.
Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
Закаливание организма, 1. Использование различных средств закаливания, охрана здоровья, 2. Профилактика заболеваний, лечение.
физическое совершенство 3. Мужские привычки, копирование взрослых, польза — вред.
4. Женское поведение, его положи тельные и отрицательные моменты.
5. Использование различных видов спортивных занятий с целью физического совершенства.
Интеллектуальное и 1. Это мне интересно.
личностное 2. Деятельность как средство совершенствования. личного совершенствование.
3.Успех, неудача. Как правильно
реагировать на результат
4. Мои друзья, у них многому можно поучиться.
Трудовая деятельность как средство 1. Трудовое воспитание как средство
развития и профессиональной зрелости жизнедеятельности.
2.Профессиональное образование.
3. Выбор профессии, мои возможности.
4. Трудовая деятельность человека.
5. Законы трудовой чести.
Нравственные категории, нравственная 1. Основные показатели нравственного
зрелость совершенствования.
2. Основы правового воспитания.
3. Совесть как регулятор нравственных
отношений, поведения.
4. Мир человека и его нравственные чувства.
5. Личностные проявления: любовь, забота,
дружба.
Формирование гражданского долга, 1. Понятия и общественные нормы.
сознательной дисциплины 2. Общество, страна, государство.
3. Отношения людей в процессе жизни и деятельности.
4. Как мы живем? Понятия счастливой жизни человека.
«Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает.
Н. Г. Чернышевский 2. Король вальса (И.Штраус).
3. «Если ты враг своему здоровью»
(алкоголизм и наркомания).
4. Великий живописец
5. В труде счастлив человек.
6. Природа — берегите ее!
7. Умей слушать, видеть и создавать.
Большую роль играет формирование у подростков ответственности за порученное, умения доводить начатое до конца.
Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкретный момент. Известный психиатр Е.А.Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-мануальный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др.
У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений — стремление развить какие-то конкретные двигательные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцентрический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко выделиться среди своих товарищей).
Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе — снижением самокритики.
Поведение подростков в условиях специального обучения и воспитания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассивный образ жизни.
Часто проявляется реакция имитации — подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверстнику.
Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отдают предпочтение тому учебному предмету, где они могут проявить себя как личности, — трудового обучения, физической культуры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в развитии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учителя, воспитателя — удерживать эти изменения как можно дольше, концентрировать внимание подростка на положительном результате.
Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доброжелательностью, жестокость — отзывчивостью, скупость — добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепенно подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но некоторые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют инициативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогические ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому.
Вопросы и задания
1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса.
2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания?
3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразовательной и коррекционной школах.
4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания.
5. Перечислите общие принципы воспитания.
6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспитания?
7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комплексного подхода в воспитании?
8. Охарактеризуйте коррекционные принципы.
9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный подходы в воспитании?
10. Почему метод приучения имеет особое значение?
11. Перечислите основные подходы к классификации методов в общей теории воспитания.
12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной педагогике?
13. Почему наказание как метод стимулирования используется осторожно?
14. Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к наказанию?
15. Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных ниже ситуациях?
1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс):
а) без дневника;
б) небрежно одетый;
в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к участию в мероприятии.
2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за неправильное поведение в столовой:
а) будете обсуждать поведение;
б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям;
в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи. Как называется избранный вами метод?
3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной ситуации:
а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу;
б) плохо написал, разорвал тетрадь;
в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в него.
16. Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы использовали в приведенных выше ситуациях и почему?
17. Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей?
18. Какова роль учителя, воспитателя?
19. Какие основные направления воспитательной работы можно практиковать в начальной, средней и старшей школе?
20. Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе работы специальной (коррекционной) школы VIII вида?
21. Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, отразите его личностные характеристики в диагностической карте.
Рекомендуемая литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.
Выготский Л. С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. - М., 1992.
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. — М.; Ростов н/Д, 2000.
Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М., 1996.
Глава 8