Целевые ориентации эвристического обучения. Образ ученика

Планируемые результаты эвристического образования выражают­ся в виде приоритетного развития креативных, когнитивных и ком­муникативных качеств ученика, который:

— обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одно­временно умеет выдерживать нормы поведения, задаваемые со­циальной средой; имеет развитое чувство нового, способность к продуцированию идей, склонность к риску и эксперименту;

— является носителем прожитых в собственной деятельности отечественных культурных норм и традиций, умеет вести про­дуктивный диалог с представителями иных культур;

— имеет собственное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; ориентируется в ключевых проблемах соответству­ющих наук и искусств; способен действовать в ситуациях нео­пределенности, «держать удар»;

— умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности, составить план ее достижения, выполнить свой план, используя оптимальные для имеющихся условий спо­собы и средства, получить и осознать свой результат, сравнить его с другими аналогичными результатами, произвести реф­лексию и самооценку своей деятельности;

— способен обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам, умеет выяснить и оценить иную точку зрения, вступить в спор;

— владеет эвристическими методами и способами деятельнос­ти: методами прогноза, формулирования гипотез, конструи­рования закономерностей, построения теорий; использует в познании интуицию и инсайт; умеет выбирать методы позна­ния, адекватные объекту, видит знакомое в незнакомом и, на­оборот, способен находить различные ракурсы решения проблем;

— имеет личностные результаты образования, отличающиеся от общепринятых глубиной, гибкостью, открытостью, неординар­ностью, критичностью, наличием субъективной точки зрения.

Отличие эвристического обучения от проблемного и развивающе­го.Эвристическое обучение отличается от проблемного. Цель про­блемного обучения — усвоение учениками заданного предметного материала путем выдвижения учителем специальных познаватель­ных задач-проблем. Методика проблемного обучения построена так, что ученики «наводятся» учителем на известное решение или на­правление решения задачи. Эвристический же подход к образова­нию позволяет расширить возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвест­ного им заранее результата.

«Обучение в самом общем виде, — пишет М.И. Махмутов — один из основоположников проблемного обучения, — это передача опыта старших поколений молодому поколению»1. Целью эврис­тического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными куль­турно-историческими аналогами.

М.И. Махмутов считает, что «навыки продуктивного и творчес­кого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репро­дуктивного усвоения (поскольку знание — основа продуктивного мышления) и частично — в ходе решения задач»1. Аналогичных взглядов придерживаются его последователи в частных методиках: «Репродуктивная деятельность — подготовительный этап к прояв­лению познавательной деятельности более высоких уровней: эври­стический и исследовательский»2. Эвристическая деятельность школьников не предполагает от них предварительных умений дей­ствия по образцу. Наоборот, репродуктивная деятельность детей, если она предварительно осваивается и закрепляется, отрицатель­но влияет на возможность последующего творчества, создавая у де­тей шаблонные представления о требуемом образовательном продукте. Репродуктивная деятельность в эвристическом обучении может способствовать творчеству только в том случае, когда с ее помощью ученики усваивают способы деятельности, но не содержание образования.

Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется интел­лектуальный подход: на математике, физике, естествознании, в про­блемных темах по истории, русскому языку и т.п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных пред­метах, в том числе и в предметах эмоционально-образной и спортив­ной ориентации. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.

Дискуссия.Существует ли соподчинение или взаимопересечение сле­дующих типов обучения: личностно-ориентированного, развивающего, проблемного и эвристического?

Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержа­ние учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструирова­нию ими теоретических элементов знаний.

И наконец, главное отличие. Объектами поисковой познава­тельной деятельности в эвристическом обучении являются не толь­ко проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, ко­торым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуа­циях «незнания» истины.

Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траек­тории его образования, включая развитие целей, технологий, содер­жания образования.

Поскольку ученик в эвристическом обучении ставит собственные цели, открывает знания, производит методологическую и учеб­ную продукцию, то содержание образования для него оказывается вариативным и развивается (изменяется) в ходе деятельности само­го ученика. Ученик становится субъектом, конструктором своего образования; он — полноправный источник и организатор своих знаний, не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик состав­ляет план своих занятий, определяет личную позицию в отноше­нии ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную версию происхождения мира, выполняет математическое исследование, сочиняет стихи, приду­мывает техническую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся. В результате ученики выстраивают индивидуальные траектории в изучаемых образова­тельных областях. Одновременно они знакомятся с классическими достижениями специалистов в изучаемых областях, но не ограни­чиваются лишь усвоением внешнего материала.

Эвристические способности.Способность открывать новое за­ложена в природе человека. Поэтому эвристические способности являются личностным качеством человека. Под эвристическими способностями понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельностей и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.

Чтобы проиллюстрировать комплексный интегративный харак­тер эвристических способностей, приведем пример. Ученик в процессе обучения создает различные образовательные продукты: при­думывает знаковый символ на уроке математики, изготавливает подарочную салфетку на домоводстве, ставит цель своей творчес­кой работы по естествознанию. Является ли основой создания пе­речисленных продуктов одна и та же эвристическая способность? Скорее нет. Даже если предположить, что это одна и та же способ­ность, нельзя исключить ее связи с другими качествами ученика. Поэтому следует говорить не об отдельных эвристических способ­ностях, а об их наборе, включающем широкий спектр качеств лич­ности, как по отдельности, так и в совокупности обеспечивающих ученику продуктивную деятельность различных типов и видов. На­пример, целеполагание как личностная способность еще не гаран­тирует продуктивной образовательной деятельности ученика, в совокупности же с целеустремленностью она может обеспечить со­здание учеником собственных образовательных продуктов.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность и талант. В данном вопросе среди отече­ственных и зарубежных ученых нет однозначных пониманий. Одни исследователи говорят, одаренных детей около 3%, другие считают одаренным каждого нормального ребенка. Если применять эврис­тические методики и технологии продуктивного обучения, вряд ли можно обнаружить детей, которые не смогли бы создать собствен­ную образовательную продукцию в тех или иных областях деятель­ности.

Понятие одаренности развивается в понятиях «талант» и «ге­ний». Ученик с высокой степенью одаренности может быть на­зван талантом, с наивысшей — гением. Поскольку возможностью творческой самореализации наделены практически все дети, то термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого ученика, применяемую к нему в каждой из образователь­ных областей.

Дискуссия.Возможно ли целенаправленное развитие эвристических способностей до уровня качеств личности, характерных для таланта и гения? Или данные качества являются врожденными и не могут менять­ся в процессе обучения?

Под одаренностью детей понимается степень их творческой са­мореализации в образовательной области; чем более ребенку удает­ся выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать.

Одаренность в данном смысле связана с творческими возможнос­тями и способностями ученика.

Творческая деятельность ученика нуждается в психолого-педа­гогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, спо­собствующие созидательному творчеству:

1. Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющие ему знать свой образовательный потенциал, строить собственный путь м образовании, чувствовать веру учителей и родителей в реализацию своих возможностей.

2. Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.

3. Овладение учителем технологией сопровождающего отноше­ния к индивидуальному образовательному процессу каждого уче­ника.

4. Освоение и применение учащимися методик выражения внут­ренних качеств, состояний и процессов с помощью внешних про­дуктов деятельности, в том числе знакового и символического типа.

Эвристическая образовательная деятельность.Выясним отличия Понятий «творческая деятельность» и «эвристическая деятельность». Под творческой деятельностью, или творчеством, обычно понима­ется «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей»1.

Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: а) сами твор­ческие процессы по созданию образовательной продукции в учеб­ных предметах; б) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; в) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность. Други­ми словами, эвристическая деятельность включает не только твор­ческую деятельность, но и метатворческую (от греч. «мета» — стоящее за), т. е. когнитивную и методологическую деятельности, которые «стоят за» творчеством и обеспечивают его реализацию.

Разграничим также понятие «эвристическая образовательная деятельность» и его родовое понятие «эвристическая деятельность». Эвристическая образовательная деятельность является разновидностью последней, наряду с эвристической научной деятельностью, эвристической изобретательской деятельностью и др. В дальнейшем, говоря об эвристической деятельности, мы будем иметь в виду дея­тельность, относящуюся к образованию, т. е. эвристическую обра­зовательную деятельность.

В эвристической образовательной деятельности могут одновре­менно присутствовать эвристические и репродуктивные компонен­ты, и учителю важно различать их в целостном учебном процессе. Например, учитель предложил первоклассникам сформулировать себе домашнее задание. У одного из них возникает желание напи­сать дома прописью 100 одинаковых цифр, он ставит себе соответ­ствующую цель и выполняет дома запланированную репродуктив­ную деятельность. Но сама постановка им данной цели является эвристическим элементом деятельности (если ее не подсказал ему учитель или другой ученик), то есть предметом эвристической дея­тельности здесь служит не математический, а оргдеятельностный, методологический ее компонент. Аналогичным образом, задание учителя — изобразить с помощью всего одной цифры орнамент или рисунок на тетрадном листе — вызывает творчество не столько ма­тематического, сколько композиционного или художественного плана.

В то же время 100 написанных одинаковых цифр в нашем при­мере — это новый внешний для ученика образовательный продукт по математике, которого ранее у него не было, и этому внешнему продукту соответствует внутренний — приобретение навыка напи­сания определенной цифры. Однако степень творчества ученика при создании им данного продукта низкая, поскольку в данной деятель­ности он двигался не к новому творческому результату, а к заранее известному образцу. Продуктом такой деятельности является коли­чество написанных цифр, т. е. новый объем известного продукта. Продуктом эвристической деятельности является сформулирован­ная ребенком цель, которой ранее у него не было, и которая была найдена им как способ решения проблемы в возникшей учебной ситуации.

Цель эвристического обучения состоит в том, чтобы предоста­вить ученикам возможность творить знания, создавать образователь­ную продукцию по всем учебным предметам, научить их самостоя­тельно решать возникающие при этом проблемы. Обеспечить достижение этой цели помогает следующий принцип: по всем воп­росам учебной программы ученики могут создавать свои аналоги. Они могут определить индивидуальный смысл занятий по предмету, поставить цели, отобрать темы, спланировать, проконтролировать и оценить свою работу. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная самореализация.

В традиционном обучении учитель «дает» материал по предме­ту, сообщает «знания», излагает правила и законы, а дети их усваива­ют. Считается, что приращение знаний, как личных, так и общече­ловеческих, возможно только после знакомства с уже имеющимися. В эвристическом обучении по всякому важному вопросу ученики из­начально излагают свое мнение, суждение или предположение. Для этого им предлагается реальный значимый объект (природное явле­ние, историческое событие, материал для конструирования и т.п.) но не готовые знания о нем. Например, изучая состав предложения, ученики конструируют свое правило его устройства; решая задачу, извлекают способы ее решения; изучая понятие или явление, пред­лагают им свое определение или объяснение.

С детскими версиями и суждениями учитель работает как с осо­бым личностным содержанием образования, помогает ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание уделяется неор­динарным, нестандартным суждениям и работам. Ученики с помо­щью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, относятся к ней критически, но доброжелательно.

Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, со­чинение, поделка и т.п.) сопоставляются с культурно-исторически­ми аналогами. Каждый ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способ­ностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны — личностное развитие и продукция самих учеников, с другой — усвоение и лич­ностная оценка ими общепринятых достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов.

Завершает цикл эвристического обучения рефлексия — осоз­нание учениками способов собственной деятельности, фиксация до­стигнутых образовательных результатов. Рефлексия обнаруживает «сухой остаток» деятельности, обозначает осознанные детьми об­разовательные результаты, выявляет возникшие проблемы.

Результат деятельности ученика выступает не только личност­ным, но и в определенном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным в культурно-исторические про­цессы в качестве их полноправного участника.

Ученику нет нужды переоткрывать все знания и опыт челове­чества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинают решаться в личной деятель­ности ученика.

Дискуссия.Возможно ли создание учениками знаний без предварительной передачи ему соответствующего социального опыта и технологий деятельности?

Творчество — всегда выход за рамки, изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включен­ного предварительно в программу усвоения. Поэтому в эвристичес­ком обучении контролю подлежит не столько степень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них. Основной критерий оценки — личностное приращение ученика, сравнение его с самим со­бой за определенный период обучения. Проверке и оценке, а также само- и взаимооценке подлежат: а) развитие личностных качеств уче­ника; б) его творческие достижения по изучаемым предметам, в) уро­вень усвоения и опережения образовательных стандартов.

Границы применимости дидактической эвристики определяют­ся конкретным учителем, родителем или школой, которая выбира­ет ориентацию на развитие одаренности учащихся и продуктивный тип образования. Сами ученики, как правило, с удовольствием вос­принимают возможность творческого самовыражения, достигая и перекрывая при этом общепринятые образовательные нормативы. Проведенные исследования показали, что практически любой воп­рос базовой учебной программы по любому предмету и в любом воз­расте может быть рассмотрен с позиций детского творчества, орга­низуемого педагогом.

РЕЗЮМЕ

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом обучения, но и методологией всего образования. Эвристи­ческое обучение — обучение, ставящее целью конструирование уче­ником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Дидак­тическая теория, описывающая систему эвристического обучения, называется дидактической эвристикой.

Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятель­ности.

Эвристическое обучение отличается от развивающего, посколь­ку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие це­лей, технологий, содержания образования.

Эвристические способности учащегося выражаются в таких качествах, как одаренность, талант, гений. Ученик с высокой степе­нью одаренности может быть назван талантом, с наивысшей — ге­нием.

Эвристическая деятельность — более широкое понятие, чем творческая деятельность, поскольку включает в себя: 1) сами твор­ческие процессы по созданию образовательной продукции в учеб­ных предметах; 2) познавательные процессы, неизбежные и необходимые для сопровождения творчества; 3) организационные, методологические, психологические и иные процессы, которые обеспечивают творческую и познавательную деятельность.

В эвристическом обучении последовательность изучения обра­зовательных стандартов и собственное творчество ученика меняются местами.

В эвристическом обучении контролю подлежит не столько сте­пень усвоения готовых знаний, сколько творческое отклонение от них.

ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Что вы понимаете под эвристикой: догадку, возникающую при решении задачи; прием решения задачи; метод откры­тия нового; метод обучения; продуктивную деятельность; дидактическую теорию; раздел психологии; науку о творче­стве; научную область?

2. Считаете ли вы, что знания содержатся (обнаруживаются) внутри человека, а не снаружи? Объясните в этом случае ме­ханизм извлечения скрытых в человеке знаний.

3. Существует точка зрения, что любая деятельность человека является творческой и продуктивной, поскольку всегда при­водит к некоторому продукту деятельности (А.В.Брушлинский). Можно ли в данном случае считать, что любая деятельность ученика является эвристической?

4. Можно ли считать эвристическое обучение развитием про­блемного обучения?

5. Если творчество — это всегда выход за рамки, тогда каким образом необходимо их задавать в обучении, чтобы не огра­ничивать, а стимулировать творчество учеников?

Дидактический практикум

Наши рекомендации