Стиль управления педагогическим коллективом
Стиль управления педагогическим коллективом - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых педагогических задач, выработки и реализации управленческих решений руководителем педагогического коллектива.
Стиль управления (руководства) педагогическим коллективом - это своего рода система психолого-педагогических воздействий и взаимодействий педагогов, администрации, руководителей образовательного учреждения, обусловленная спецификой решаемых коллективом учебных, воспитательных и других задач, взаимоотношениями руководителя с подчиненными и объемом его должностных полномочий, личностными особенностями членов коллектива, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.
Одна из первых и наиболее известных классификаций стилей руководства была предложена американским психологом К. Левиным. Он выделял авторитарный, демократический и пассивный стили руководства.
В теории и практике управленческой деятельности в последние годы сложилось различные подходы к типологии стилей и методов руководства. Данные подходы можно сгруппировать по следующим основаниям:
· по природе, сущности воздействующих на группу (коллектив) или на личность факторов: экономические, административные, социально-психологические методы и, соответственно, прагматический, административный и морализаторский стили руководства;
· по целевому признаку (по характеру целей управленческой деятельности): деловой и бюрократический стили руководства;
· по характеру контактности, по степени применения формальных и неформальных способов воздействия на группу или на личность: директивный («формалистский»), коллегиальный («товарищеский») и попустительский («свойский») стили руководства;
· по преобладанию единоличных или групповых способов воздействия на производственный или воспитательный процесс, по степени проявления единоначалия и коллегиальности: автократический и демократический стили руководства.
Указанные стили в той или иной мере могут проявляться в педагогических коллективах.
Прагматический стиль характеризует применение методов стимулирования, с помощью которых руководитель достигает решения поставленных задач. Эти методы являют совокупностью приемов и способов материального и морального, позитивного и негативного стимулирования исполнителей в интересах достижения определенных целей.
Административный стиль характеризуется методами воздействия руководителей как педагогов, администраторов, субъектов власти, опирающихся на свои правовые, служебные полномочия. Эти методы представляют собой организационно-распорядительные приемы властного воздействия, основанные на общих установленных нормативах и правах.
Морализаторский стиль управления обусловлен применением психолого-педагогических методов воздействия на личность или группу, способных вызывать у членов коллектива различные социально-психологические состояния (определенный микроклимат, ценностные ориентации, групповые оценки и мнения), посредством которых достигаются воспитательные, учебные, и другие цели.
В зависимости от того, на достижение каких целей ориентирован в первую очередь руководитель, складываются и соответствующие стили руководства: деловой (для руководителя важнее всего интересы основного дела, конечные цели) и бюрократический (руководитель направляет все усилия коллектива на достижение вторичных, промежуточных целей, на выполнение неосновных, вспомогательных задач, т. е. если происходит так называемая деформация цели, когда руководитель заинтересован только в поддержании видимости порядка и дисциплины и ориентирует на это коллектив).
Можно выделить ряд основных психолого-педагогических черт делового стиля управления педагогическим коллективом:
· ориентация руководителя на основную, конечную цель деятельности – результативность педагогического процесса с учетом всех моментов, опосредующих ее достижение по принципу «интересы дела превыше всего»;
· стремление выбрать оптимальный путь к достижению цели, способность идти на эксперимент, в том числе и педагогический;
· самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу; руководитель смело берет на себя ответственность при решении служебных и педагогических вопросов;
· критицизм практического мышления проявляется при столкновении в практической деятельности с неудачными распоряжениями или установками как вышестоящих, так и нижестоящих руководителей;
· оперативность решений и действий: деловой руководитель принимает решение быстро, не откладывая его; установка на скорейшее достижение цели, понимание сложившейся ситуации помогают оперативно принимать решения;
· ориентация на компетентность подчиненных, что проявляется в доверии к ним, отсутствии мелочной опеки, делегировании некоторых полномочий.
Противоположность деловому является бюрократический стильуправления педагогическим коллективом. При бюрократическом образе действия содержания управления и форма, в рамках которой оно должно осуществляться, оказываются оторванными друг от друга. Форма пунктуально соблюдается, но, поскольку не учитываются особенности обновляющейся реальности, то форма управления оказывается абстрактной, не соответствует ситуации. Действия такого руководителя упорядочены, соответствуют требованиям руководящих документов, но этот порядок действий, который рассчитан на инструктивную, усредненную ситуацию, а не на ту, которая складывается в реальной жизни.
По характеру контактности, применения формальных и неформальных способов воздействия на личность подчиненного руководители по стилю руководства могут быть разделены на две подгруппы:
1. руководитель главным образом ориентирован на организацию дисциплины и контроля; он заботится, в первую очередь, о выполнении административных функций. По мнению такого руководителя, человека следует принуждать к работе;
2. руководитель стремится наладить хорошие взаимоотношения, с пониманием относиться к подчиненным, учитывать особенности их личности. Это социально-психологический стиль, характерный для руководителей, успешно сочетающих административные и воспитательные функции.
На основе данной градации традиционно выделяют три стиля руководства – директивный, коллегиальный и формальный.
Директивный стиль основывается на жестких и односторонних требованиях, которые предъявляются в форме приказов, распоряжений и указаний. Директивный стиль выражается в стремлении руководителя к единовластию, единоличному принятию решений. Достоинством такого руководителя является то, что он требует от всех членов коллектива дисциплинированности и исполнительности без скидок на индивидуальность подчиненных. Однако при определенных условиях директивный стиль порождает тип авторитарного руководителя, жесткого, бездушного и часто несправедливого. Такой тип руководителя в педагогическом коллективе стремится сконцентрировать власть в своих руках по принципу единоначалия. Обычно руководитель, придерживающийся такого стиля, считает себя наиболее компетентным человеком.
Не следует путать «авторитарность» как черту характера личности руководителя и «директивность» как способ влияния на коллектив и управления им. В определенных ситуаций директивный стиль руководства является наиболее рациональным, например, в новом коллективе, при необходимости быстрого достижения результата, при всестороннего личного контроле за выполнением той или иной работы, наведения дисциплинарного порядка, при определении нагрузки, разработке документации и т. д. Директивный стиль можно оправдать и в тех случаях, когда заместитель – мягкий и нетребовательный человек. При этом создается взаимно уравновешенная управленческая группа: «жесткий» начальник -«мягкий» заместитель, деятельность такой группы оценивается в большинстве случаев как эффективная. Следовательно, в отдельных случаях руководителю полезно и необходимо прибегать к директивным методам. Применяя директивный стиль, руководитель должен учитывать, что, если его распоряжения обоснованы и адекватны ситуации, это не вызовет у членов коллектива отрицательного отношения, но при этом важно также, чтобы дисциплинарные требования были объективны.
При коллегиальном стиле руководитель передает часть своих полномочий по организации педагогического процесса заместителям, привлекает к проведению этого процесса всех членов педагогического коллектива и актив. Возникает коллегиальное управление, которое оказывает мощное психолого-педагогическое воздействие на развитие взаимоотношений и личной инициативы в коллективе. Коллегиальное управление позволяет в зависимости от конкретной ситуации либо концентрировать власть в руках руководителя, либо распределять ее между другими должностными лицами.
Формальный, или разрешительный, стиль управления педагогическим коллективом может найти применение в учебном заведении, научно-исследовательском учреждении, поскольку наиболее приемлем в тех случаях, когда деятельность подчиненных имеет индивидуальный или творческий характер. Такой стиль управления возможен если не в рамках всей организации, то, как вариант, во временных научных и педагогических коллективах (например, при проведении научно - исследовательских работ, осуществлении педагогических экспериментов, при руководстве предметно-методической комиссией), труд в которых требует высокой творческой отдачи и самостоятельности. Для коллективов, действующих в сложных условиях, этот стиль руководства не является оптимальным.
Также отмечается, что разрешительный стиль свойственен руководителям, другим должностным лицам с заниженной самооценкой. Для них характерна повышенная доверчивость к подчиненным, стремление приписывать им значительно больше сознательности и дисциплинированности, чем есть на самом деле. Такой руководитель находится как бы в стороне от коллектива, все вроде бы идет самотеком. Свои распоряжения подобный руководитель отдает, как правило, в форме уговаривания и просьб. Контроль текущей деятельности чаще всего поверхностный, эпизодический. Такое руководство может порождать бессистемность в работе. В коллективе активизируются лидерские процессы, начинают выделятся лидеры, которые при молчаливом согласии остальных начинают управлять коллективом. В условиях бесконтрольности они начинают «воспитывать» коллектив по своему усмотрению.
В психолого-педагогической литературе рассматриваются и такие виды стилей, как авторитарный (автократический) и демократический. Особенность этих стилей руководства обусловлена преобладанием единоличных и групповых методов воздействия на учебный или воспитательный процессы. Эти стили близки по своим характеристикам директивному и коллегиальному, но различие между ними также довольно существенно. Если директивно-коллегиальные стили связаны с принятием решений, то автократическо - демократические - определяются реализацией уже принятых решений.
Автократический стиль – деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицание субъективны; эмоции не принимаются в расчет; дела в группе планируются заранее; голос руководства решающий. Демократический стиль – инструкция в форме предложения; товарищеский тон; похвала и порицание – с советами; распоряжения и запреты – с дискуссиями; мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; работа не только предлагается, но и обсуждается.
Рассмотренные стили руководства показывают целесообразность применения для управления педагогическим коллективом демократического стиля, его большое воспитательное значение для становления, профессионального и личностного развития офицерских кадров.
Искусство управления педагогическим коллективом заключается в своевременном выборе стилей, причем наиболее эффективным является ситуационный, гибкий, динамический стиль руководства, последовательно изменяющийся в зависимости от складывающихся управленческих ситуаций.
Постоянной чертой такого динамического, гибкого стиля : по мере развития коллектива, его сознательности и сплоченности качественно меняются содержание и форма основных стилей руководства – директивности и коллегиальности (так, коллегиально принятое решение становится директивным для каждого исполнителя). Гибкий стиль предполагает оптимальное сочетание в управлении централизации и делегирования (т. е. передачи руководителем ряда своих полномочий) при принятии решения, контроле, регулировании или согласовании принятых решений.
Основное направление смены стилей руководства должно идти от директивного к коллегиальному, т. е. по линии развития коллектива, а не его консервации, сдерживания или подавления.
В целом наиболее эффективно поливариантное управление, в котором сочетаются различные стили. Необходимо также согласовывать их со спецификой конкретной ситуации. Стиль управления определяется прежде всего такими факторами, как тип личности руководителя, уровень его воспитания, накопленный опыт, стадия развития и условия работы коллектива. Стиль руководства зависит от многих ситуативных факторов, от подготовленности самих членов коллектива, их способности решать поставленные задачи, нести ответственность за свое поведение, от имеющегося у них опыта решения задач. Стиль руководства может зависеть еще и от конкретных социально-экономических, исторических условий, национальной психологии, культуры, традиций, обычаев.