Раздел 3. Профессиональные педагогические задачи

1.Профессиональная задача.

Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Учебные задачи и их виды. Функциональное содержание учебных задач. Составление профессиональных задач. Понимание необходимости взаимозависимости, цикличности и динамичности процесса решения педагогических задач для построения и реализации эффективных стратегий обучения и воспитания.

2.Понимание и принятие педагогом культурного и личного разнообразия учащихся. Умение определить возможности для развития и удовлетворения потребностей различных детей и подростков в образовании. Формирования личной убежденности о возможности раскрытия в педагогическом процессе личного потенциала каждого ученика.

3.Проектирование педагогического процесса.

Понимание и умение проектировать логику педагогического процесса как взаимодействия педагога и ученика, с учетом приоритетов развития образования, его правового обеспечения, принятия личной ответственности за создание стратегий обучения и воспитания, ориентированных на прогресс в развитии каждого ученика/ воспитанника.

4.Целеполагание.

Понимание и умение ясной формулировки целей педагогического процесса и в соответствии с ними способность к созданию конструкций обучения в воспитания, выстроенных на современных научных теориях, образцов опыта успешной педагогической деятельности.

5.Оценивающая деятельность педагога.

Понимание значения получения необходимых данных для оценки прогресса ученика в учебной деятельности, развитии и социальном становлении. Умение использовать различные виды оценивания для мониторинга прогресса учащихся, проектирования изменений в педагогическом процессе в целях преодоления выявленных затруднений в обучении и воспитании учащихся.

6.Педагогическое воздействие и поддержка учащихся.

Понимание и умение планировать различных виды педагогических воздействий с целью мотивации учащихся в обучении и поддержки их инициативы в учебной и социальной деятельности. Умение принимать различные роли в процессе обучения и воспитания (координатора, интегратора, наставника, консультанта, лидера). Современные роли педагога (модератор, фасилитатор, тьютер и др.).

7.Современная образовательная среда и ее ресурсы.

Понимание сущности современной образовательной среды и умение использовать ресурсы (в том числе и технологии), в целях повышения прогресса ученика, формирования взаимной ответственности, развития жизненных навыков, обеспечения безопасности и благоприятной среды для развития учащихся различного возраста.

8.Сотрудничество субъектов образования.

Понимание значения сотрудничества и взаимосвязисдругими педагогами, администраторами, родителями, социальными партнерами, местным сообществом для поддержки обучения и развития учащихся, организации и проведения воспитательных мероприятий.

9.Профессиональное развитие учителя. Понимание значения профессионального развития учителя и принятие ответственности за профессиональный рост. Умение принимать участие в работе образовательного сообщества с целью обновления образовательных процессов в современных образовательных учреждениях

Практические занятия

Планы практических занятий

Раздел 1. История педагогической мысли и образования

Семинар 1. Образование и педагогическая мысль Древнего Мира (Семинар-визуализация)

План

1. Педагогический опыт стран Древнего Востока и его значение для последующего развития образования.

2. Спартанская и афинская системы воспитания как полярные: сравнительная характеристика; зарождение гуманистических традиций в воспитании.

3.Философские концепции человека мыслителей Древней Греции и их значение для осмысления природы воспитания (Демокрит, Платон, Аристотель).

4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.(Квинтилиан и др.)

Задания по выбору

1. Особенности духовно-нравственного формирования человека в конфуцианской традиции.

2. М.Ф. Квинтилиан о возможностях человека и содержании его образования и воспитания.

Литература:

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

3.Демокрит. Фрагменты о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики, /Сост. и авт. вводных статей академик АПН А.И. Пискунов. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1981. С. 9-11.

4.Платон. Протагор // Там же. С. 18-32.

5.Аристотель. Политика // Там же. С. 34-38.

6.Квинтилиан М.Ф. О воспитании оратора // Там же. С.39-45. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999. разд. II. Гл. 2,3.

Семинар 2. Ценностные ориентации образования и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения (V-XVI вв.)(Семинар-пресс-конференция)

План.

1. Традиции западноевропейского средневекового воспитания и образования.

2.Образовательная система средневековья, основные характеристики ее модели

3.Система школ в период средневековья (раннего и развитого).

4.Рыцарская система воспитания. Её особенности.

5.Гуманистические идеи о воспитании и образовании в трактовках мыслителей христианского средневековья (Г. Сен-Викторский, П. Абеляр, Винсент из Бове).

6.Идеология Возрождения и Реформации как реакция на одностороннее мировосприятие и самоопределение.

Задания по выбору

1. Гуманистическая школа В. де Фельтре.

2. Отражение гуманистических идеалов образования в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

3. Проблема ребенка и его воспитания в философской концепции Эразма Роттердамского.

Литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб.пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

3.Антология педагогической мысли христианского средневековья:В 2 т., М.: АО Аспект-Пресс, 1994. Т. 1. С. 11-28; Т.2. С. 5-15, 49-93,42-49,111-138.

4.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. М.: Просвещение, 1981. С. 51-76.

Наши рекомендации