Педагогические задачи

Задача1. Прозвенел звонок. В учительскую входят педагоги.

- Ольга Петровна, - обращается преподаватель математики к классному руководителю 6 класса, - сегодня в вашем классе плохо себя вел Миша С., весь урок разговаривал. А Гриша К. читал книгу.

- Ольга Петровна, сегодня большинство ребят вашего класса не заполняли контурные карты, - говорит учительница географии.

- А ко мне на урок не пришло четверо ваших учеников.

Оцените ситуацию, в которой оказался классный руководитель. Какие задачи предлагают решить классному руководителю учителя – коллеги? Может ли он отказаться от их решения? Как бы вы вели себя на месте классного руководителя? На месте каждого из учителей?

Задача 2. Ученик 5 класса потерял дневник, где классным руководителем и учителем математики были сделаны такие записи: «Безобразно вел себя на уроке! Удален из класса!». «Хамски разговаривает с учителем! Прошу принять меры!».

Оцените ситуацию: а) с позиции самого ученика, б) с позиции классного руководителя, в) с позиции родителей ученика. На принятие каких мер со стороны родителей рассчитывает классный руководитель?

Задача 3. Классная руководительница 8 класса считала Аллу своим настоящим помощником. Девочка вовремя собирала дневники, помогала вести учет успеваемости, назначала дежурных, словом, делала все, что, как ей казалось, положено старосте.

-Ты отвечаешь передо мной за порядок в классе, - внушала классная руководительница своей помощнице. Она приучала Аллу докладывать обо всем, что происходило в классе, информировать обо всех ребячьих «секретах», называть имена организаторов классных «происшествий».

Какие черты характера развивала и поощряла классная руководительница у своей помощницы?

Занятие 9. Закономерности и принципы воспитания

1. Характеристика закономерностей воспитания.

2. Система принципов воспитания (принципы природосообразности, культуросообразности, дополнительности в воспитании, общественно-ценной целевой направленности воспитательного процесса, комплексности, связи с жизнью, рефлексии др.), их историко-педагогический анализ.

3. Основные направления воспитания: умственное, нравственное, гражданское, физическое, трудовое, и др.

Литература:

  1. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002. (Часть 2)

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

Педагогические задачи

Задача 1. Боря был уже в X классе, учился хорошо, пользовался авторитетом среди ребят. Дружил избирательно, всегда только с любознательными, интересными ребятами. Однажды классный руководитель услышал фразу, сказанную Борисом: "Учитель меня интересует постольку, поскольку он мне что-то дает..." Увидев классного руководителя, Борис осекся, а потом даже извинился.

Как следовало реагировать классному руководителю на слова своего воспитанника? Какие просчеты в нравственном воспитании юноши вы заметили? Каковы пути их преодоления?

Занятие 10, 11 Содержание воспитания

Часть 1

1. Проблема содержания воспитания в современной теории и практике.

2. Анализ современных концепций воспитания:

· коллективных творческих дел И.П. Иванова;

· системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова);

· воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова и др.);

· формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова);

· воспитания ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская);

· педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.Г. Газман).

Часть 2

  1. Программы воспитания как основа отбора его содержания.
  2. Воспитывающая деятельность: назначение, сущность, содержание.
  3. Специфика содержания воспитания в учебной, внеучебной деятельности учащихся и учреждениях дополнительного образования.

Литература:

  1. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002. (Часть 2)

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

Занятие 12,13. Методы, формы и средства воспитания

Часть 1.

1. Понятие и сущность метода воспитания. Понятие и сущность формы воспитания.

2. Классификация методов воспитания. Классификация форм воспитания.

3. Педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов и форм воспитания.

4. Средства воспитания.

Литература:

1. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2002. (Часть 2)

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб.заведений .- М.: Академия, 2002.-576 c.

Задания

Задание 1. На конкретных примерах проиллюстрируйте такие механизмы воздействия как убеждение, внушение, заражение и подражание. Выясните в чем и сходство и различие.

Педагогические задачи

Задача 1. "За последние полтора десятка лет,- делится опытом педагог,- я выставил из класса одного ученика и раз - самого себя. И в том, и в другом случае себя оправдываю. Ученика я выставил любимого. Он теперь аспирант, как встретимся, с этого начинаем... И себя выставил за дело. Из урока в урок дежурные не готовили класс к уроку. То тряпки нет, то мела. Что ж, плохому учителю, который не может решить такой вопрос, не место на уроке. Я так и сказал своим семиклассникам и пошел в учительскую. Откуда все взялось. Через три минуты явилась делегация. С тех пор не разлучаемся на уроках - оснований нет".

Проанализируйте ситуацию. Верно ли поступил учитель? Насколько эффективны такие методы воспитания сознательной дисциплины школьников и при соблюдении каких условий? И как часто можно прибегать к подобным приемам?

Задача 2. В VI классе недавно побелили стены. Классный руководитель Алла Михайловна провела беседу с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через три минуты вернулась с ведром воды и щетками. Она подошла к стене и стала ее скрести и отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломленно молчал. И вдруг все бросились с мест.

- Алла Михайловна, да зачем вы сами-то? Давайте мы...- щетки быстро перешли в ребячьи руки. Работали дружно, сосредоточенно, заглаживая вину. (Красов Н. Находчивость // Воспитание школьников.- 1982.- № 3.- С. 72.)

Насколько педагогически оправданы методы, выбираемые учителем для педагогического воздействия на ребят? При каком условии они будут результативными? Оказывает ли решающее влияние на воспитательный результат первая реакция учителя на нечто случившееся?

Часть 2

1. Классное руководство как организационная форма работы с детьми.

2. Функции и основные направления деятельности классного руководителя.

3. Личность воспитателя (классного руководителя).

4. Классный час как основная форма организации воспитательной работы в общеобразовательной школе.

5. Подготовка классного часа.

Задание 1.Разработайте и запишите 10 этических правил для педагога (классного руководителя) на основе «Не навреди».

Задание 2. Посетите учебно-воспитательное учреждение, познакомьтесь с должностными обязанностями, основной документацией классного руководителя, поприсутствуйте на внеклассном мероприятии и оцените воспитательную работу классного руководителя по следующим критериям

уровень подготовки плана воспитательной работы;

наличие классного уголка;

стиль взаимоотношений педагога и воспитанников;

наличие «методической копилки» классного руководителя;

отслеживание результатов воспитательной деятельности

Задание 3. Разработайте план- конспект и презентацию классного часа (воспитательного дела) по данной схеме:

1. Анализ ситуации и формулировка цели

2. Планирование дела и его подготовка

3. Организация дела

4. Осуществление дела

5. Подведение итогов

Педагогические задачи

Задача 1. В составленном классным руководителем плане воспитательной работы в основном преобладали такие пункты: "Следить за посещаемостью учащихся, за осуществлением всеобуча", "Систематически проводить индивидуальные беседы с учащимися и родителями", "Присутствовать на уроках учителей, работающих в данном классе", "Помогать отстающим", "Следить за своевременным выполнением домашних заданий по всем предметам", "Раздать материал учащимся для проведения классного вечера", "Раз в неделю проводить политинформацию", "Сходить всем вместе в кино".

Проанализируйте приведенные мероприятия. Какие педагогические просчеты допущены классным руководителем при составлении плана работы? Назовите основные принципы планирования воспитательной работы, требования, которым должен удовлетворять современный план работы классного руководителя.

Задача 2. После очередного прогула урока пятиклассником Юрой С. классный руководитель говорит ему:

- Юра, можно я сегодня к тебе приду в гости?

Глаза мальчика округляются:

- А что я натворил?

- Да ничего. Просто в гости к вам хочу,- говорит классный руководитель.

- А вы ничего плохого не скажете?

- Честное слово, нет,- говорит классный руководитель и идет в учительскую одеваться.

Дома классный руководитель начинает разговор о школьных делах, как собирали металлолом, ходили на экскурсию на завод, помогали колхозу в эти дни. Но плохого ничего не говорит. После беседы Юра провожает учителя и всем своим видом показывает, что ему визит классного руководителя понравился. (Джимуратова А. Трудно без "трудных" // Учит. газ.- 1979.- 1 апр.)

Дайте оценку поведения классного руководителя. Следует ли скрывать недостатки ученика в беседе с родителями? Каковы психолого-педагогические требования, которые важно знать и соблюдать классному руководителю при посещении квартир своих воспитанников в беседе с родителями?

Задание 3. Выберите правильный ответ, доказав ошибочность всех остальных. Что такое воспитательное дело?

1. Мероприятие, связанное с работой школьников на пришкольном опытном участке.

2. Вид организации и осуществления конкретной деятельности учащихся.

3. Посильное, полезное и необходимое занятие для школьников во внеурочное время.

4. Инструмент ( средство, способ) педагогического воздействия.

5. Комплексное приложение общих усилий в трудовом воспитании школьников.

Задание 4. Впишите в таблицу конкретные формы организации воспитания, выбрав из предложенного списка.

Вид воспитывающей деятельности Форма организации воспитания
Интеллектуально-познавательная  
Ценностно-ориентирующая  
Трудовая  
Художественно-творческая  
Физкультурно-спортивная  
Свободное общение  
Игровая  
Общественно-полезная  

Устный журнал «Хочу все знать», акция милосердия и благотворительности, осенний бал, туристический слет, праздник игры и игрушки для малышей, вечер авторской песни, классный час «Замечательные люди науки», посещение театра, «веселые старты», выставка «Малая Третьяковская галерея», дежурство по школе, турнир умельцев, классные часы на морально-этические темы, выпуск литературного альманаха, день добрых сюрпризов.

Задание 5. Проанализируйте классный час «Дороги, которые мы выбираем». В чем его воспитательная ценность?

Цель: нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Сократовская беседа.

Ход классного часа.

Ведущий. Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней – слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики. Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Правила сократовской беседы: не могу молчать, уважай ближнего своего, Платон мне друг, но истина дороже, заговори, чтобы я тебя увидел. Начинается любая беседа с разминки .Отвечать должен каждый.

Вопросы:

1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какое настроение у вас бывает чаще?

3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?

4. Как вам кажется, что вы будете делать через 5, 10 лет?

Вам часто говорят, что вы уже взрослые. Шаг за шагом входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда вы сами должны определять многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь. Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой: как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь? У вас на руках ответы, посмотрите, можете что-нибудь добавить. (Каждый зачитывает ответ). Попытаемся обобщить: все вы мечтаете о яркой, красивой жизни. Объясните, что это значит? (Ответы: работа, приносящая моральное и материальное удовлетворение, хорошая семья, любовь близких людей, преданные друзья). Итак , вы выделяете 3 направления: работа, семья, друзья. Сегодня большее внимание мы уделить вашей будущей профессии. У Ч.Дарвина есть слова: « Если вы удачно выберите труд и вложите в него душу, счастье само вас отыщет». Согласны ли вы с этими словами? Какие аргументы можете привести «за» и « против»? Чем вы собираетесь заняться после окончания школы? Чем вы руководствовались в своем выборе? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном пути? ( Ответы: талант, целеустремленность, трудолюбие). Обрести собственную судьбу – значит понять себя, свои склонности и интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям. Должны ли быть у человека жизненные цели? Какие цели вы ставите перед собой сейчас? Как вы добиваетесь поставленной цели? Вы в большей степени пессимист или оптимист? Давайте поиграем в оптимистов и пессимистов. Вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать журналистом – международником, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет журналистики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и устроился курьером в редакцию газеты. Оптимисты, найдите положительные моменты в этой ситуации, пессимисты – отрицательные. Мы убедились, что в любой ситуации можно найти положительное и отрицательное. Человек должен уметь с готовностью и достоинством переносить все жизненные трудности, без которых не проживешь. Послушайте отрывок из поэмы Фазу Алиевой «Сын».

«Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней…

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе – злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье - корень наших многих бед –

Убийца всех достоинств в человека –

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл… И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда».

Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?

Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку? Ответы обобщим:

доброта зависть
смелость ненависть
уравновешенность гнев
долг злость
уважение к людям мстительность
сопереживание презрение
сочувствие гордыня
жизнерадостность лицемерие
уверенность в себе равнодушие
щедрость грубость
честь хамство
честность самолюбие
  алчность

Какие человеческие качества вам особенно неприятны? Объясните, почему. Какими качествами должен обладать человек, чтобы вызвать ваше уважение? Нравственной личность становится только тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, ответственность и долг. Совесть - это внутренний голос и внутренний судья человека. Наступает время, когда человек сам должен заботиться о нравственности. Должен сделать нравственный выбор.

«Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе». Ю. Левитанский.

От того, каким будет это выбор, зависит не только ваша жизнь, но и во многом жизнь тех, кто с вами рядом. «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком», - говорил А.де Сент-Экзюпери. И прежде чем разрушить эту связь, подумайте, чтобы не ошибиться, сделав неправильный нравственный выбор.

Сегодня мы поставили перед собой важные вопросы и попытались найти на них ответы. Хочется надеяться, что разговор не окончен. Он продолжится в ваших душах. Будьте открыты истине, добру и красоте. И тогда вы сможете сделать единственный правильный для вас нравственный выбор.

Педагогические задачи

Задача 1. Лене 14 лет. Иногда она приезжает в гости к старшей сестре Ане. Перед очередным приездом мама позвонила Ане и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией, где мальчики и девочки курят, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит повлиять на сестру. В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Настроение девочки портится.

- Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.

- Да, не очень.

- Но ведь у тебя есть настоящая подруга.

- Конечно, есть Галка. А остальные…даже не знаю.

- Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.

- Да, пожалуй.

- Ты не знаешь, как к ним относиться.

- Да…

- А они к тебе очень хорошо относятся.

- Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать деньги на вино, а потом просить у мамы, чтобы отдать.

- Да-а. Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.

- Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо.

- Ты стала хуже учиться.

- Да, мама расстраивается. И характер у меня стал какой-то ужасный, чуть что – грублю.

- Ребята из компании совсем не слушают своих родителей, обманывают их.

- Если они обманывают родителей, то что им стоит обмануть тебя?

- Вот, они с деньгами меня уже обманули. В общем, они мне уже надоели, я им в глаза скажу, что они за люди.

Лена поехала домой. Через неделю мама позвонила Ане и сказала, что Лена все поняла, стала просто другим человеком.

Какой прием воспитательного воздействия применила Аня, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

Задача 2. (Из рассказа молодого учителя математики). «За первой партой сидит Лукин. Сидит и бьет себя по руке железной линейкой. Мешает. Отбираю линейку (вытягиваю из кулака). Лукину кто-то дает другую, деревянную. Вижу, что Лукин держит крепко - не вырву. Произношу фразу (придумал): «Кутузов сказал, что излишняя настойчивость в негодных намерениях из-за собственной амбиции есть первый признак ограниченности». Лукин не очень понял, но общий смысл уловил. Дураком выглядеть не хочет.

Какой прием воспитательного воздействия применил учитель?

Задача 3. На уроке молодого учителя математики.

-Овчарова, идите к доске.

-Я не пойду, я ничего не знаю.

-Идите к доске, я обещаю, что вы не будете отвечать.

-Я и писать не буду.

-Хорошо, вы и писать не будете.

Овчарова выходит, ждет подвоха, класс следит.

-Значит у нас договор: вы не отвечаете и не пишете.

-Да.

Иванов, идите к доске, решайте (дает листок с примером) .К Овчаровой: «Я помню, вы не отвечаете и не пишете, поэтому просьба: проконсультируйте Иванова».

Овчарова выполняет на пару с Ивановым задание, увлекается, берет мел и хочет что-то написать.

Учитель: «Нет-нет, мы договорились, что вы писать не будете».

Какой прием воспитательного воздействия использовал учитель?

Задача 4. Один из учеников с презрением относится к информатике. Не учит, не пишет контрольную. У него, как и у учителя, первый разряд по шахматам.

Учитель: « Если тебе не нравится информатика, если она тебе не нужна, то все равно ведь логичнее, умнее не получать двойки и неприятности, а при твоем логическом мышлении – за полтора часа выучить ( и понять) весь курс и больше к нему не возвращаться (учебник ведь совсем тоненький). (Конечно, размышляет учитель про себя, за полтора часа он, не выучит, но при его гордости, гоноре, он, если возьмется за учебник, не бросит, пока не разберется).

Ученик: «Что, действительно, за полтора часа?»

Учитель: « Думаю, да. Это чистая логика. То, что у тебя на высоте».

Какой метод воспитания использовал учитель?

Внимание!!! КСР-2: Сценарий воспитательного мероприятия

Занятие 14. Понятие педагогической технологии

  1. Понятие «педагогическая технология».
  2. Педагогическая технология как нововведение.
  3. Категориальный аппарат педагогической инновации: «новые», «новшество», «инновация», «инновационный процесс». Типы нововведений.
  4. Понятие классификации педагогических технологий. Классификация педагогических технологий по Г.К. Селевко. Основания для классификации.
  5. Наукоемкие педагогические технологии.

Литература:

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

Задания

Задание 1.Назарова Т.С. отмечает, что «педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют свои отраслевые (профессиональные) особенности и в том, какими методами и средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело».

Раскройте специфику педагогических технологий, подобрав и проанализировав определения «педагогической технологии» разных авторов.

Занятие 15. Дидактические технологии

1. Технологии личностно-ориентированного обучения.

2. Технология разноуровневого обучения.

3. Технология коллективного взаимообучения.

4. Технология модульного обучения.

5. Проблемное обучение,

6. Концентрированное обучение,

7. Развивающее обучение,

8. Активное обучение,

9. Игровое обучение.

Задания:

Задание 1. М.М. Левина считает, что «проблемное обучение сегодня – одна из основных технологий обучения, претворяющих в жизнь гуманистическое направление педагогической науки и практики».

Докажите правомерность этого утверждения.

Литература:

2. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учебное пособие.- 2е изд., испр.- Шуя, 2005. – 132 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

4. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / [Текст] Г. К. Селевко. В 2-х томах. – М., 2006. – Т.1: С. 228-238; Т.2: С. 218-227; 306-312; 442-450; 659-666.

5. Ситаров, В. А. Дидактика / [Текст] Под редакцией В. А. Сластёнина. – М., 2002. – С. 280-302.

6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

7. Шиянов, Е. Н., Котова, И. Б. Развитие личности в обучении / [Текст] Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. – М., 2000. _ С. 249-285.

8. Якиманская И.С Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000. – 112 с.

Наши рекомендации