Взгляды различных исследователей на процессы восприятия и воспроизведения ритма у детей дошкольного возраста

Приложение

Введение

Среди множества задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста задачу развития речи, речевого общения – можно смело выделить как одну из самых главных. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Основа устной речи – это её фонетическая система, набор звуковых средств, которые складываются в более сложные элементы языка слова. Из слов, в свою очередь, складываются высказывания, из высказывания – текст. Что же служит объединяющим элементом, создающим осмысленную речь? Это интонация. Ритм – компонент интонации. Ритм – чередование каких-либо элементов происходящих с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания чего-либо. [20]

Ритм определенным образом характеризует самого говорящего и его национально-специфические черты. Согласно наблюдениям Trevoort (1966), по звукам гуления шестимесячных детей уже можно определить своих соотечественников[9]. Ритм делает речь выразительнее, придает художественную окраску тексту стихотворному и прозаическому.

Именно восприятие и воспроизведение ритма подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствует ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы, лежат в основании наличия средств интонационной выразительности. В случае недостаточной сформированности интонационной стороны речи у лиц с речевой патологией могут наблюдаться трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала, «сбои» в социально-перцептивной, интеракционной и коммуникативной системах общения, приводящие к нарушениям в сфере межличностных отношений. Этим объясняется актуальность выбранной темы.

Цель исследования – выявить особенности восприятии и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Объект – восприятие и воспроизведение ритма у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности восприятия и воспроизведения ритма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии.

Гипотеза: предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, есть особенности восприятия и воспроизведения ритма, которые заключается в:

-затруднении восприятия и воспроизведении серии простых ударов.

-трудностях восприятия и ошибок воспроизведения серии акцентированных ударов.

Задачи:

1. Провести анализ научной и психолого-педагогической литературы по теме исследования.

2. Подобрать, описать и апробировать методики выявления особенностей восприятия и воспроизведения ритма у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

3. Проанализировать полученные результаты.

Методологическая основа исследования:

-учение Л.С. Выготского о дефекте и его структуре;

-концепция А.Н. Гвоздева о нормальном развитии речи;

-современные исследования Е.Ф.Архиповой, Г.А.Волковой, Е.Э.Артемовой, Б.Б Шевцовой, посвященные особенностям восприятия и воспроизведения ритма у детей со стертой формой дизартрии.

Методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

-эмпирические: педагогический эксперимент, методики Е.Ф. Архиповой «Обследование восприятия серии простых ударов», «Обследование восприятия серии акцентированных ударов», «Обследование воспроизведения серии простых ударов», «Обследование воспроизведения серии акцентированных ударов»;

-интерпретационные: анализ полученных данных.

ГлаваI. Теоретические основы процессов восприятия и воспроизведения ритма у детей дошкольного возраста

Взгляды различных исследователей на процессы восприятия и воспроизведения ритма у детей дошкольного возраста

С античных времен ритм привлекал в себе внимание мыслителей. В трудах Платона, Аристотеля и других ораторов описываются элементы звучащей речи, среди прочих описывается и ритм. В 17-18 веках ритм стал привлекать особое внимание специалистов по сценической речи (В.Л.Бродовский, Ф.Ж. Тальма, Н.Г. Городенский, А.Х. Востоков), так как ритм одно из важнейших средств выражения творческого замысла актера и режиссера. Специалисты по сценической речи описывают ритм, исходя из наблюдений над обиходной и сценической речью, широко используя анализ текстов художественной литературы на основе собственного опыта сценической деятельности. Особое внимание ритму и интонации в целом уделял выдающийся специалист по теории и практике сценической речи К.С.Станиславский. В книге «Работа актера над собой» он подробно описывает компоненты интонации, ярко и образно разъясняет их значение в устной речи, фактически дает определения многим лингвистическим понятиям связанными с интонацией. К.С. Станиславский отмечал, что ритм комбинируется из отдельных моментов всевозможных длительностей, делящих время, занимаемое тактом, на самые разнообразные части, что ритм прозы создается из чередования сильных, слабых моментов речи и паузы, при этом надо не только говорить, но и молчать, не только действовать, но и бездействовать в ритме. [22]

Во втором периоде – с 40-х годов XX века до наших дней происходило расширение интонационных исследований, связанное с развитием как лингвистической теории, так и техники инструментальной фонетики. Помимо изучения интонации как совокупности супрасегментных единиц исследователями проводится анализ ее отдельных компонентов.

В конце 20 века проблемой освещения ритма в логопедии занимались Г.А. Волкова, Е.Ф. Архипова, Е.Э. Артемова, Б.Б Шевцова, Л.В. Забродина. Они рассматривали особенности формирования ритмических навыков при различных речевых расстройствах в сопоставлении с нормой речевого развития, разрабатывали методы коррекции расстройств ритма, просодической стороны речи.

В настоящее время из положений выработанных различными специалистами, образуется объемная, многоаспектная картина этого важного явления.

В «Понятийно терминологическом словаре логопеда» под редакцией В.В. Селиверстова дается следующее определение термину «ритм речи»: «Ритм речи - это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым составом» [21, с. 290]

Архипова Е.Ф. определяет ритм как последовательное чередование элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение, чередование осуществляется через определенные отрезки времени. Утверждает, что ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Ударные слоги и слова произносятся более длительно. Это сопровождается выраженными изменениями высоты голоса. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Основным свойством речевого ритма является регулярность. [5]

По мнению Швецовой Б.Б, ритм представляет собой последовательное чередование ударных и без ударных элементов речи (слогов, слов, синтагм). Также Б.Б. Швецова отмечает функцию ритма, которая заключаются в упорядочивание звуковой, словесный и синтаксический состав речи. [28]

Ритм можно определить с позиций психологии и педагогики. В психологическом аспекте под ритмом всегда имеется в виду метроритм, или ритмика. Например, слушая метроном, человек расчленяет последовательность одинаковых звуков на группы, акцентируя отдельные звуки, выделяя их как более громкие. Возникает своеобразное «переживание ритма», или субъективное ритмизирование. В педагогическом аспекте ритмика (от греческого rhytmikos — относящийся к ритму, равномерный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.

Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, пальцев ног; напряжение, возникающее в гортани, голове, грудной клетке и конечностях; зачаточные сокращения головной и дыхательной мускулатуры и, наконец, одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения органа. [1]

Г. А. Волкова выделяет три основных компонента чувства ритма:

- чувство темпа — способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

- чувство метра — способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных звуков;

- чувство ритмического рисунка — способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков и пауз.

Темп — это частота повторения циклов движений или количества движений в единицу времени, например, темп ходьбы равен 120—140 шагам в минуту. С изменением темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Каждый человек имеет свой индивидуальный темп выполнения движения, который в случаях патологии может изменяться.

Метр музыкальный — это принцип организации музыкального материала, упорядочивающий и обозначающий ритмическое протекание с помощью акцентов. В результате группировки музыкальных единиц возникают так называемые такты. Такт — отрезок музыкального текста, содержащий точно определенную сумму значений нот и пауз. Смена метра приводит к передвижению акцента и изменению ритмической структуры.

Чувство ритмического рисунка воспитывается на основе ритма. Ритмический рисунок складывается из разных группировок деятельностей, которые выполняются самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе, шагом, бегом, прыжками. В результате выполнения музыкально-ритмических рисунков у людей появляется умение управлять своим мышечным аппаратом. Внутреннее ритмическое состояние помогает человеку определить степень напряженности, придает телу должное положение. [11]

Таким образом, ритм речи — это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым составом. Ритм речи интересовал исследователей из разных областей науки во все времена, начиная с античных. В настоящее время ритм как компонент интонации рассматривается с разных точек зрения, дополняющих друг друга, из положений выработанных различными специалистами, образуется объемная, многоаспектная картина этого важного явления.

Наши рекомендации